Поиск по сайту

Реализация образовательного проекта "Гражданственность через образование" (из опыта работы ГС(К)ОУ № 33)


Авторcтво: Федосеева Юлия Александровна, учитель русского языка и истории; Соколова Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания ГС(К)ОУ № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга


Главная задача современной школы заключается в воспитании россиянина – гражданина и патриота.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» подчеркивается, что современный национальный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. В связи с этим, хочется подчеркнуть, что воспитывает весь уклад школьной жизни, который охватывает урочную, внеурочную, внешкольную деятельность, а также семейное воспитание. В нашей школе реализуется образовательный проект «Гражданственность через образование».

Удачной формой работы стали общешкольные уроки и классные часы. Это, когда вся школа собирается в актовом зале. В зависимости от сложности темы занятия общешкольный классный час проводится либо для всех учащихся, либо по возрастным группам. Мы уделяем внимание важным политическим событиям, происходящим в стране, а также государственным праздникам и памятным международным дням.

Традицией стали общешкольные классные часы, проводимые 9 декабря, в День героев Отечества. Наша методическая копилка пополнилась следующими разработками:

· подвиг российских воинов-миротворцев в Южной Осетии,

· герои Советского Союза времен Великой Отечественной войны,

· подвиг генерала Д.М. Карбышева.

Эти занятия проходят в форме лекции учителя, сопровождающейся презентацией. Каждое занятие, обязательно начинающееся с информационных слайдов, дополняет предыдущее, расширяет знания, представления учащихся о теме, раскрывает уже известный материал под иным углом зрения. Так реализуется один из основных общедидактических принципов – принцип систематичности и последовательности.

Другая важная памятная дата – это 16 ноября. В современном мире большое внимание уделяется воспитанию чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность. К международному дню толерантности в 2009-2010 учебном году был проведен общешкольный классный час «Толерантность и мы».

Одно из главных направлений в нашей работе – это правовое воспитание школьников. Гражданин должен знать и соблюдать законы своего государства, уважать права людей, выполнять обязанности.

Одним из инновационных методов работы стала проектная деятельность. Мы используем информационный вид проектов, который направлен на сбор информации о конкретном объекте, явлении, с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

За последние 3 года нами было подготовлено 3 больших проекта:

¨ Город выжил, потому что жил!

¨ Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны

¨ Культура мира против культуры войны

Проект «Город выжил, потому что жил!» был посвящен 65-летию полного снятия блокады Ленинграда.

Каждый класс выбрал тему и освещал свою страницу жизни блокадного города (например, театр в блокадном городе, знаменитая Седьмая симфония Шостаковича и футбольный матч, который состоялся в блокадном Ленинграде, и трансляция которого велась на немецкие позиции, а также работа школы, почты). Ребятами 5-12 классов были подготовлены театрализованные выступления, рассказывающие о жизни блокадного города.Заключительной частью занятия стала творческая работа – ответ на вопрос: «Почему город выжил?»

К 65-летию Победы в школе велась работа над краткосрочным проектом «Нарушение естественных прав человека в годы Второй мировой войны». Старшеклассники собирали, анализировали и обобщали материал по предложенной теме. Результатом этой работы стали сообщения-презентации, с которыми классы выступили на итоговой конференции. сильный эмоциональный отклик вызвало у школьников выступление ребят на тему «Преступление против детства» – Война отучила детей плакать. Из воспоминаний… В заключительной части конференции ребята осудили нацизм, выступив с творческими работами в виде плакатов, эссе, синквейнов.

В этом учебном году ко Дню толерантности велась работа над проектом «Культура мира против культуры войны». В процессе сбора информации на заданную тему, ребята познакомились с дневником еврейской девочки Анны Франк, нашли интересное воспоминание чернокожего мальчика Клифтона Дэвиса. Это расширило знания школьников о геноциде, расизме как об одном из проявлений культуры войны. В заключение итоговой конференции прозвучала древняя китайская притча «Ладная семья.

Одним из средств воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России является, безусловно, музейная педагогика, которая органически вошла в практику нашей школы.

Во-первых, это сотрудничество с детским музейным центром на улице Болотной, 13. Музей камерный, и наши воспитанники чувствуют себя здесь уютно и комфортно. Немаловажно для нас и то, что музей расположен территориально близко к школе, и это позволяет организовать его посещение всеми учащимися с 1 по 12 класс.

Исходя из особенностей речевого развития учащихся и слухового восприятия материала, работа с Детским музейным центром построена по следующему принципу: изучение – закрепление – развитие. Занятия, которые нам предлагает музей, являются большим подспорьем нашей школе в решении задач гражданского воспитания. В этом году мы планируем создать совместно с музеем программу по гражданско-патриотическому воспитанию. У нас уже есть опыт разработки такого рода программ. Так, совместно с Государственным Эрмитажем разработана интегрированная музейно-образовательная программа для учащихся 5-11 классов. Занятия в Эрмитаже проходят в форме интерактивных путешествий в прошлое, а историко-литературные знания рассматриваются с точки зрения жизни обычного человека той или иной эпохи. Такая форма занятий способствует более полному погружению учеников в предлагаемый материал, его личностному проживанию и осмыслению, и одновременно решается важная задача освоения школьниками основного круга нравственно-духовных и эстетических понятий (любовь, сострадание, самоотверженность, порядочность, преданность, скромность, милосердие, целомудренность, взаимоуважение и др.), введение их в сознание и активный словарь учащихся.

Для учащихся пятых, шестых и седьмых классов еще очень важна предметно-практическая деятельность. Мы используем ее на этапе закрепления, поэтому после посещения музея ребята обязательно выполняют творческие задания, превращаясь из сторонних наблюдателей в заинтересованных исследователей.

Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в «Днях Классики», которые проходят в Государственном Эрмитаже. Выбирается определенная тема, готовятся костюмы, выступления, творческие работы. Так, в 2008-09 учебном году наши воспитанники за творческую работу «Неизвестный город» получили 3 место.

В рамках «Дней классики» художники, скульпторы и реставраторы проводят с ребятами мастер-классы.

Конечно, проведение таких музейных занятий требует большой подготовки и от музейного педагога, и от учителя-предметника. Однако видя радостные лица детей, ждущих нового интересного путешествия, ты понимаешь, что эта работа и значима, и важна, и необходима.

Подводя итог всему выше сказанному, хочется еще раз отметить, что системная работа с использованием таких форм, как общешкольный классный час, проектная деятельность, музейная педагогика способствует воспитанию культурного, образованного, творческого гражданина своей страны.


Поделиться: