Авторcтво: Десятова Нина Анатольевна, учитель английского языка ГОУ № 518 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Идея о практическом изучении экономических взаимосвязей с помощью модели предприятия появилась еще в XVIII веке. С тех пор получили развитие разные модели. Наиболее известной стала модель Пражской торговой академии, разработанная профессором Оденталем. Он делил класс на четыре группы, которые осуществляли различные коммерческие операции. Одна группа ведала банком, другая — транспортно-экспедиционным агентством, две другие занимались складами. Школьники избирали правление, назначали доверенных лиц, бухгалтера и других сотрудников. Они вели бухгалтерский учет, проводили через банк платежи, руководствуясь в своей работе коммерческим планом. В 70-е годы XX века учебные фирмы заняли свое место в системе повышения квалификации взрослых. Начиная с 80-х годов, резко повышается число учебных фирм и в системе школьного и профессионального образования.
Учебная фирма, как модель реального предприятия, является образовательной технологией, которая сегодня успешно применяется более чем в 40 странах и как образовательная технология, позволяет отработать теоретические знания и умения учащихся, полученные в рамках основных и специальных дисциплин в соответствии с профилем учебного заведения. В сфере профессионального образования и повышения квалификации взрослых во всем мире сейчас существует около 4000 учебных фирм, объединенных в национальные и международные сети. В рамках проекта технология была адаптирована и внедрена в деятельность учебных учреждений Санкт-Петербурга и создана сеть учебных фирм. Управление учебными фирмами в сети осуществляет Центральный офис, созданный на базе факультета довузовской подготовки и профориентации Санкт-Петербургского Государственного университета экономики и финансов. Популярность этой формы обучения среди учащихся, родителей, преподавателей, ее своевременность и жизнеспособность предопределили дальнейшее развитие и расширение сети учебных фирм в Санкт-Петербурге и других городах России. На сегодняшний день почти в 20 учебных учреждениях работают более 40 учебных фирм.
Сегодня вряд ли подлежит сомнению тот факт, что в условиях перехода к рыночной экономике необходимо преодолеть разрыв между профессиональным образованием и реальным миром труда, в котором современный работодатель предъявляет жесткие требования к профессиональным и личным качествам работника. Перед каждым учреждением профессионального образования, желающим успешно работать на рынке образовательных услуг, сегодня встает вопрос, как обеспечить качество обучения выпускников, востребованных на рынке труда, как следует организовать обучение, чтобы подготовить молодых людей к работе в новых экономических условиях. Образовательная технология «Учебная фирма», основывающаяся на принципе «делая – познаю», когда теория бизнеса изучается через практику, помогает достигать эту цель. Ориентированный на будущую практическую деятельность тренинг учащихся в учебных фирмах, знакомство с экономическими процессами и рабочими процедурами является хорошей подготовкой к вступлению в профессиональную жизнь. Ожидания учащихся становятся ближе к реальности и могут быть легче претворены в жизнь. Работа в учебных фирмах позволяет учащимся не только существенно углубить свои экономические и коммерческие знания, но также развить ключевые или социальные навыки. Речь идет о таких качествах работников, как коммуникабельность, ответственность, самостоятельность, творческий подход к решению проблем, способность к самообучению на рабочем месте.
Наша школа, в которой работали 2 учебные туристские фирмы, стала местом, где можно развивать социальные способности учащихся в процессе общения с «коллегами по работе» и «сотрудниками», учащимися других учебных фирм. Она стала социальной средой, в которой учебная фирма выполняла функцию связующего звена между школой и окружающим ее миром — реальными предприятиями, другими учебными фирмами, как в своей стране, так и за рубежом. Большое значение для успешной работы учебной фирмы стало сотрудничество с реальными предприятиями. И не просто предприятиями, а фирмами родителей. Над нашими учебными фирмами взяли шефство реальные предприятия. Они оказали учебным фирмам финансовую помощь, организовали проведение экскурсий на предприятиях, помогли с организацией рекламных акций. На первой выставке, проведенной на Кировском заводе, мы привлекали гостей к нашим стендам, угощая пирожками и морсом нашего спонсора.
Связь с учебными зарубежными фирмами повышает языковую компетенцию учащихся, они получают возможность знакомиться с социальными, культурными и экономическими особенностями партнерских стран.
Учебная фирма является местом обучения, где происходит имитационное моделирование деятельности предприятия со всеми присущими ему организационными формами и рабочими процессами. В учебной фирме деятельность предприятия имитируется с образовательными целями. Теория бизнеса изучается через практику. Работая в учебной фирме, учащиеся приобретают навыки предпринимательства, менеджмента, бухгалтерского учета, делопроизводства, коммуникативные навыки, навыки работы в команде, необходимые работникам всех производственных структур — от предпринимателя до исполнителя.
Сильной стороной учебной фирмы являются ее контакты с другими учебными фирмами. Так же как предприятия в реальном рыночном хозяйстве, учебные фирмы находятся в коммерческих отношениях друг с другом, входя в сеть учебных фирм в своей стране или в международную сеть учебных фирм. Через эту сеть учащиеся знакомятся с экономической культурой партнеров в своей стране и за рубежом. На основе своих деловых контактов с зарубежными учебными фирмами они устанавливают партнерские отношения между школами, что приводит к совместным проектам и школьному обмену.
В учебной фирме учащиеся осуществляют основные коммерческо-административные виды деятельности, начиная от оформления всех необходимых документов до предоставления услуг и покупки и реализации товаров. Учащиеся проводят телефонные переговоры, ведут деловую переписку, принимают и обслуживают клиентов, оформляют заявки, финансовые документы, совершают сделки с другими учебными фирмами. При этом вся деятельность должна производиться с учетом существующего законодательства и правовых норм. Разумеется, учебная фирма не продает реальные товары и услуги и не располагает реальными деньгами. Но в учебной фирме, как и в любом реальном предприятии, есть отдел кадров, секретариат, бухгалтерия, отделы маркетинга, продаж, логистики. Учащиеся «работают» директорами фирм, начальниками отделов по персоналу, продажам и закупкам, специалистами по маркетингу и рекламе, бухгалтерами, используя в работе современные информационные и коммуникационные технологии и осваивая все производственные виды деятельности, работая по очереди в разных отделах.
Основной задачей профессионального образовательного учреждения является формирование и развитие у учащихся комплексной системы навыков и компетенций, позволяющих им успешно реализовывать себя в выбранной профессии. Эффективное решение этой задачи предполагает широкое применение активных методов и технологий обучения, самостоятельное место среди которых занимает «Учебная фирма».
Главная особенность образовательной технологии «Учебная фирма» состоит в том, что обучение организуется в специфической среде, имитирующей деятельность реальных фирм и компаний различных отраслей.
В этом случае суть дидактической концепции заключается в эффекте «погружения» учащихся в процесс принятия хозяйственных решений, в котором реальная ситуация имитируется с образовательными целями.
Рабочие места в учебной фирме и обязанности учащихся соответствуют рабочим местам и функциональным обязанностям сотрудников реальных предприятий. Например, в бухгалтерии учебной фирмы учащиеся выполняют всю необходимую учетную работу, начисляют заработную плату, налоги, ведут банковские и кассовые операции, формируют баланс и бухгалтерскую отчетность. В отделе продаж учащиеся занимаются всеми операциями по продаже продукции. Учащиеся отдела маркетинга разрабатывают рекламу, каталоги, формируют цены, готовят выставки и ярмарки, т.е. выполняют все необходимые практические действия, соответствующие требованиям образовательного стандарта по конкретной специальности. Таким образом, в учебной фирме происходит совершенствование и закрепление профессиональных и ключевых умений и навыков, а сама работа в учебной фирме — это важнейший элемент практической работы, так необходимой для будущей профессиональной деятельности учащегося.
Основной целью реализации образовательной технологии «Учебная фирма» является развитие у учащегося таких профессиональных навыков и компетенций, которые повышают его конкурентоспособность на современном рынке труда и способствуют развитию его творческого потенциала и индивидуальных способностей.
Результатом включения технологии «Учебная фирма» в образовательный процесс является интеграция системы знаний, накапливаемых учащимся за весь период обучения. Происходит переход от предметного знания к системному, основанному на целостном восприятии проблемы и поиску различных вариантов ее решения. В результате меняется поведение самого учащегося, растет его адаптационный потенциал, пассивное накопление знаний заменяется активным их использованием и развитием в процессе практической деятельности учащихся.
Это позволяет эффективно преодолевать разрыв между профессиональным образованием и рынком труда.
Хорошо организованная учебная фирма должна обеспечивать решение следующих задач:
• формирование навыков конкретных видов деятельности на рабочем месте при помощи имитации ситуации работы реальной фирмы;
• организация занятий и деятельности, направленных на активное поведение обучающихся, связанных срешением практических задач;
• овладение новыми технологиями, в том числе информационными и коммуникационными;
• ознакомление с коммерческой и другой деятельностью в бизнесе, торговле, в обществе в целом как внутри страны, так и за рубежом;
• развитие ключевых навыков — самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решения, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности;
• совершенствование владения иностранным языком;
• получение опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе.
Таким образом, образовательная технология «Учебная фирма» открывает широкие возможности для использования на практике теоретических знаний и приобретения профессиональных и ключевых (социально-значимых) навыков, что является очень важным для адаптации молодого специалиста на рынке труда.
Список литературы
1. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Завгородняя А.В., Борисова Г. В., Архангельская С. В., 2004 г.
Поделиться: