Авторcтво: Москвина Юлия Евгеньевна, учитель физкультуры и социальный педагог ГОУ СОШ № 306 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Первостепенное значение физического благополучия для здоровья человека, несомненно, но в настоящее время оно становится особенно актуальным. Связано это в первую очередь и с кризисным состоянием здоровья детей, и с их гипокинезией, и с трудностями адаптации к повышенным умственным нагрузкам в школах нового типа.
Физическое воспитание – это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.
Одной из наиболее сложных структур личности является мотивирование. Поскольку мотив всегда рассматривался как основа деятельности, то его формирование является основой самоорганизации личности.
Главным фактором становления основ самоорганизации выступает разработка педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личностных структур сознания учащихся. В качестве приоритетной рассматривается личностная структура мотивирования, определяющая эффективность востребования смыслотворческой основы самоорганизации физической культуры сознания.
Основным показателем физической культуры личности является ее гармоничное взаимодействие с окружающим миром. Важнейшая функция – приучение человека к культурным действиям по отношению к себе и себе подобным, самоорганизация гуманных, то есть сообразно понятию "человек" отношений к своему здоровью и к использованию своих физических преимуществ не во вред, а во благо менее сильных окружающих.
Тема сохранения здоровья в последнее время активно обсуждается в обществе. Еще больше внимания уделяется сохранению здоровья школьников.
Вопросы сохранения здоровья нашли отражение в документах, определяющих развитие системы образования. В современной модели образования одна из базовых компетенций – компетенция самоорганизации, которая предполагает, в частности, умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы. Федеральные стандарты нового поколения предусматривают работу школы по формированию индивидуальной системы здорового образа жизни каждого ребенка. В качестве личностных результатов школьного образования выделяются формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Одним из направлений, обозначенных в образовательной инициативе «Наша новая школа», является здоровье школьников: «Вопрос заботы о здоровье учащихся требует не только решений, вызванных охранительной позицией взрослых по отношению к детскому здоровью. Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни».
Возраст учащихся – это шестые – восьмые классы
Главная цель – повышение мотивации школьников к обучению через освоение здорового образа жизни. В ходе реализации проекта учащиеся знакомятся не только с основным материалом учебной темы, но и получают дополнительные знания по основам здорового образа жизни, учатся находить и использовать на практике межпредметные связи, формируют универсальные учебные знания и навыки в области физической культуры. Популяризация ценностей физической культуры и спорта способствует развитию субъектного, ответственного подхода к своему здоровью. Так же происходит овладение универсальными учебными действиями: личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными.
Задачи проекта:
· содействие формированию универсальных учебных знаний и навыков в области физической культуры;
· привлечение внимания школьников к физической активности, как составной части здорового образа жизни;
· воспитание позитивного ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни;
· развитие субъектного, ответственного отношения школьников к занятиям физической культурой;
· повышение компетентности школьников в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
· формирование у школьников устойчивой мотивации к отказу от вовлечения в табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков;
· освоение учащимися знаний о здоровом питании.
Шестые классы принимают участие в соревнованиях «Класс, свободный от курения». В рамках данных соревнований проводится профилактика вредных привычек и пропаганда здорового образа жизни. Данная деятельность вовлекает в работу не только учителя физкультуры в рамках предмета, но и учителей биологии, ОБЖ, естествознания, а так, же классных руководителей, социальных педагогов, родителей, учащихся, не только участвующих классов, но и проявляется заинтересованность учащихся разных возрастов.
I этап (время проведения с октября по апрель)
1. Выставка рисунков, посвященных здоровому образу жизни.
Цели: проявление творческих способностей детей, привлечение внимания учащихся, учителей к данной проблеме.
2. Акции.
Цели: приобретение учащимися уникального опыта самостоятельной работы в продвижении здорового образа жизни; привлечение общественного внимания к проблеме вредных привычек среди детей и подростков; создание в молодежной среде менталитета, основанного на потребности в здоровом образе жизни.
3. Конкурсы юмористических работ.
Цели: формирование у подростков негативного отношения к вредным привычкам, самореализация подростков в социально-значимой, полезной деятельности;
4. Конкурс социальной рекламы.
Цель: формирование ценностных ориентаций, направленных на здоровый образ жизни.
5. Конкурс «Здоровый уик-энд в нашей семье».
Цели: привлечение внимания родителей к необходимости создания условий для укрепления здоровья детей; обмен опытом в организации и проведение здорового семейного досуг; привлечение родителей к участию.
6. Спартакиада.
Цели: формирование познавательного интереса к предмету «физическая культура» и привычки самостоятельных занятий спортом, а так же привлечения учителей и родителей для сохранения своего собственного здоровья.
В период проведения соревнований с учащимися проводятся занятия в рамках уроков физкультуры, биологии, ОБЖ, естествознания, классных часах и так далее, имеющие разную структуру содержания:
·беседа «Мифы и факты», «Как провести досуг», «Мои права»;
·игра «Блеф-клуб»;
·упражнение «Солнце», «Мои права»;
·дискуссия «Здоровый образ жизни»;
·коллаж «Здоровый образ жизни»;
·анкета «Что влияет на твой выбор?»;
·ролевые игры «Магнитофон», «Оптимисты – пессимисты»;
·спортивные конкурсы, праздники, соревнования.
Итоги соревнований подводятся в конце учебного года, и все участники награждаются грамотами и призами.
Проблемы:
1. Соревнования являются продолжительными и включают в себя несколько этапов. Дети в начале соревнований относятся к ним с энтузиазмом, мечтают о выигрыше, но потоминтерес ослабевает и ребята становятся менее активными, устают, возникает не здоровая конкуренция классов. На протяжении всего времени необходима поддержка со стороны учителей, также участвующих в соревнованиях. В процессе соревнований могут возникнуть конфликтные ситуации, поэтому в период обсуждений можно привлечь специалистов-психологов.
2. Трудность возникает и в период работы с родителями, так как они часто не понимают, зачем нужны данные соревнования, считают, что соревнования наоборот могут актуализировать тематику курения в подростковом возрасте. Мало родителей принимают участие в конкурсе «Здоровый уик-энд в нашей семье». Поэтому необходимо информировать родителей обо всем, что вызывает у них сомнение. Это можно проводить на родительских собраниях или организовать совместные встречи учащихся и родителей.
Седьмые классы, уже пройдя этап соревнований, и имея основу знаний о здоровом образе жизни, готовят и разрабатывают свои проекты в виде докладов, сценариев праздников, презентаций и так далее. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой, то есть проявляется самостоятельная деятельность учащихся.
II этап (время проведения с октября по апрель)
На исследовательском совете, в состав которого входят учителя физкультуры, председатель исследовательской комиссии школы, учащиеся старших классов:
1) Учитель предлагает направление деятельности, информирует, рекомендует. Учащиеся выбирают тему проекта, совместно обсуждают значимую проблему (актуальность).
2) Получают задания от учителя (в зависимости от выбранной темы) и проводят исследовательскую работу (анкетирование, чтение необходимой литературы, а значит, выбирают главное в тексте, занимаются поиском необходимой информации в интернете или используют иные ресурсы).
3) С учителем обсуждают и структурируют содержательную часть проекта (с указанием поэтапных результатов и распределения ролей).
4) Каждая группа защищает свой проект. По итогам выбираются лучшие проекты, которые представляются на школьной конференции.
На втором этапе ребята учатся использовать исследовательские методы, такие как: определение проблемы, возникающие из нее задачи исследования, выдвижении гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ данных, подведение итогов, корректировка. Данная деятельность ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умения учиться.
Проблемы:
1. У подростков в этом возрасте еще не сформирована смысло-жизненная ориентация в сфере здорового образа жизни, отсюда непонимание и отчасти нежелание работать в данном направлении. Основная задача учителя с учетом имеющегося природного потенциала ребенка целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.
Восьмые классы, опираясь на свой уже имеющийся опыт и свои разработки, под руководством учителя физкультуры готовят и проводят спортивные мероприятия, праздники, а так же уроки, для учащихся начальных классов, направленные на формирование здорового образа жизни школьников младшего возраста.
Для того чтобы школьник действовал ответственно, он должен:
· знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести, то есть он должен иметь ценностные ориентации;
· на основе этого знания учащийся должен обладать способностью, ставить реальные цели и достигать их;
· необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должна быть практически реализована.
Главным элементом, характеризующим социальную ответственность личности, является способность прогнозировать результаты своей деятельности и отвечать за нее.
В процессе реализации проекта могут быть использованы следующие виды оформления результатов:
1. Презентации «Здоровый образ жизни», «Жизнь ради жизни», «Мы за здоровую семью», «Жизнь и человек» и так далее.
2. Буклеты с социальной рекламой, плакаты.
3. Фотографии, стенгазеты, рисунки.
4. Сценарии праздников «Мама, папа и я спортивная семья», «Малые олимпийские игры» и так далее.
5. Разработки опросников.
Поделиться: