Дата
|
Тема
|
Задачи
|
Дидактические
игры
|
Игровые
упражнения,
ситуации
|
Чтение
Художественной
литературы
|
Другие
Формы работы
|
Сентябрь 4 неделя
|
Плохо жить без забот, плохо без доброго слова
( Знакомство детей с вежливыми словами)
|
Правила речевого поведения во время знакомства.
Речевое поведение взрослых и детей.
Знакомство через посредников.
Знакомство без посредника или непосредственное знакомство; сопутствующие этикетные выражения и знаки ( рукопожатие, вставание, поклон, улыбка); соблюдение правил знакомства, как условие хорошего впечатления о человеке.
|
- Вежливый котик
- Да- нет
- У кого шарик
- Приветствие
|
И/с Кто первым представиться
И/У В гостях
И/с Ты одна с новеньким
|
- С.Козлова «Трям! Здравствуй!»
- Сказки: «Упрямый утенок» «Вежливые бельчата»
- М.Дружинина «Кто знает волшебное слово?»
- А.Кондратьев «Добрый день»
- А.Яшин «Я люблю когда при встече…»
- Стихи: Е.Блашнина «Добрые слова»
- И.А.Пазухина «Давайте поиграем»
|
- Тематическая беседа «Буду здасте, говорить»
- Беседа «Все начинается со слова Здравствуйте»
|
Октябрь 1 неделя
|
Человек без друзей, что дерево без корней
(Знакомство с друзьями)
|
Учить детей использовать в речи слова, которые помогают человеку при знакомстве. Рассказать , что знакомство помогает многое понять: где живут друзья, о чем думают, что знают ?
Продолжать учить детей самостоятельно знакомиться.
|
- Кто ушел?
- Выполни задание
- Хорошо - плохо
- Подбери словечко
|
И/с «Игра в знакомство»
И/с «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
|
- Сказка Г.Остера «будем знакомы»
- А.Шиблев «Дядя Саша огорчен»
- И.Токмакова «Маша знала слов немало»
- Заучивание стихотворения Я Акими «Яблоко»
- М.Яковлев «Ссора»
- М. Пляцковский «Урок дружбы»
|
- Тематическая беседа «Умеете ли вы знакомится?»
- Беседа «Как знакомый стал другом!»
|
Октябрь 2 неделя
|
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь
( Знакомство со словами: спасибо, пожалуйста)
|
Продолжать учить детей использовать в речи добрые и волшебные слова. Воспитывать уважение друг к другу , к старшим, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичнее, честнее, воспитанее ; формируют у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека.
|
- Чья кара лучше?
- Ипсравь незнайку
- Раз – два , не зевай быстро отвечай
- Поговори те с Вежливикой
- Цветок доброты
|
И/с «Кто вежливей?»
И/у «выполни задание»
И/у «Дружба начинается»
|
- Сказка « Кто вежливый?»
- Заучивание стихотворения « За чудесными словами»
- Сказка « Как петушок и курочка иголку просили»
- В.Осеев «Волшебное слово»
- С.Маршак « Урок вежливости»
- Сказка «Как попугай Татю вежлисвости научил»
- Т.А.Шарпгина «вежливые сказки»
|
- Загадки о вежливости
- Тематическая беседа с Вежливикой
- Дидактический рассказ с инсценировкой «День рождение Тишки»
- Беседа «Путешествие в страну Вежливость»
|
Октябрь 3 неделя
|
Этикету учиться – всегда пригодиться
(Знакомство детей с речевым этикетом)
|
Познакомить детей с этикетом.
Продолжать обучать детей правилам речевого этикета; с его помощью ребенок может настроить окружающих на доброжелательное отношение к себе; выразить радость, желание, обиду просьбу, недовольство, отстоять свое мнение. С помочью изучения правил речевого этикета помочь дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками.
|
|
И/У Закончи фразу
«Так и не так»
|
- Стихотворение С.Маршак «Ежели вы вежливы» «Знал я одного ребенка я»
- И.Пивоварова «Был ослик очень вежливым»
- Р.Н.С. «Колобок»
- Рассказы «Разрешите пожалуйста» «Вежливая просьба»
|
- С/р игры: «Гостюшка» «Детский сад»
- Беседа « Что такое этикет – это порядок поведения удобный для всех»
- «Путешествие в страну этикета»
|
Октябрь 4 неделя
|
У нашего Василия есть имя и фамилия
(Зачем человеку имя?)
|
Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета – обращаться друг к другу по имени.
Учить детей самостоятельно назвать свое имя, отчество и фамилию. Объяснить детям, что у каждого народа свои имена. Дать понятие детям о том, что имена бывают полные и неполные. Объяснить, что имена могут звучать ласково, строго, по-деловому.
|
- Бояре
- Угадай кого не стало?
- Давай познакомимся
- Теремок
- Остановимся – познакомимся
- Назови имя
|
И/у «Кого я позвала?»
И/у «Имена сказочные»
И/у «Вежливика привела своих друзей»
И/у «Знакомтесь, мой друг …»
|
- Сказка «Как желтый цыпленок знакомился»
- Рассказ «Страна знакомств»
- Р.Н.С. «теремок»
- С.Козлова «Волшебная травка зверобой»
- Стихотворение Е.Шостак «Вот Ирина с Катериной»
|
- Х/п «Каравай»
- П/и «Вежливый котик»
- Викторина «Как нас зовут?»
- Беседа «Имена и их тайна»
|
Ноябрь 1 неделя
|
У меня зазвонил телефон. Кто говорит?
(Знакомство с правилами общения по телефону)
|
Учить детей осваивать предметную ситуацию: как набирать номер телефона, как пользовать телефонной трубкой. Познакомить со значением звуковых сигналов. Учить детей кратко излагать свои мысли по телефону; правильно начинать и заканчивать телефонный разговор; предварительно продумывать тему беседы; использовать в телефонной речи вежливые слова; не бояться звонить маме на работу , в поликлинику. Закрепить умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции.
|
- Кто больше назовет профессий где нужен телефон
- Испорченный телефон
- Найди нужную карточку
|
И/у «Пожар в доме»
И/у «У меня зазвонил телефон»
И/с «Ты набираешь номер, и к телефону подходит мама твоей подруги…»
И/с «Ты набираешь номер, тебе отвечают – и оказывается , что ты попал не туда…»
|
- К.Чуковский «Телефон»
- Заучивание стихотворения «Телефон устал от звона»
- В.Филимонова «Что такое телефонный разговор?»
|
- Диалоги: «различные ситуации с телефонными разговорами»
- Беседа «Телефон и мы»
|
Ноябрь 2 неделя
|
И сила уму уступает
(Как и почему нужно уступать друг другу)
|
Учить детей уступать друг другу. Развивать чувство собственного достоинства, воспитанности, хорошего поведения.
Контактные этикетные формулы: совет, извинение, согласие, одобрение. Сопутствующие сигналы: ровный приветливый тон, уравновешенность, спокойный взгляд, нерезкие жесты.
|
- Умей извиняться
- Комплименты
|
И/с «Просим извинения»
И/с «В зоопарке»
|
- Рассказ «Уступайте друг другу»
- Я.Тайц «Кубик на кубик»
- Сказки «Две козы» «Два брата»
- А.Неелова «Тысячесвет»
|
- П/И «Нам не тесно»
- Х/и «Хоровод друзей»
- Беседа «Учись уступать»
|
Ноябрь 3 неделя
|
Ласковое слово – и кошке приятно
(Что такое комплимент?)
|
Учить детей быт внимательными друг к другу, замечать в друзьях положительные качества характера, стараться порадовать своим отношением окружающих людей в различных ситуациях; закрепить умение говорить друг другу комплименты; учить детей радоваться самим когда они делают друг другу приятно.
|
- Комплименты
- Подскажи словечко
|
И/с «Похвали меня, а я тебя»
|
- Рассказ «Чучело»
- Стихотворения А.Барто «Если вы ему нужны» « Маме ангел нужен»
- «Как Вовка взрослым стал»
- Стихотворение С.Михалкова «Лапуся»
|
- Беседа «Давайте говорить друг другу комплименты»
|
Ноябрь 4 неделя
|
Мы едем, едем, едем, в далекие края
(Знакомства с правилами поведения в транспорте)
|
Освоение предметной ситуации: автобус, трамвай, троллейбус. Умение войти, выйти, оплатить проезд. Правила общения с другим пассажирами. Научить, что вежливо уступать место старшим и младшим.
|
- Жил на свете грузовичок
- Как ты поступишь со мной?
|
И/с «В автобусе»
И/с «Поиграем в метро»
И/с «Поиграем в трамвай»
|
- Рассказ « Садитесь пожалуйста»
- Стихотворение «На именины к дедушке Медведю»
- «Вот и подошел трамвай»
- Рассказ «Когда ты едешь в трамвае»
|
- С/р игра «Мы едем в автобусе в гости» ( водитель, кондуктор, контролер)
- Беседа « Поведение в общественном транспорте»
|
Декабрь 1 неделя
|
Добрый совет дороже золота
(Правила поведения на приеме у врача)
|
Освоение предметной ситуации: регистратура, талон к врачу, кабинет врача. Речевое поведение в регистратуре, кабинете врача. Умение точно назвать свой адрес, фамилию и имя в регистратуре. Формула обращения: просьба, извинение, благодарности в условиях поликлиники. Параметры поведения: доверие и уважение к врачу, умение преодолевать страх.
|
- Кому что нужно для работы?
- Собери сумку для врача
|
И/с «Играем в регистратуру»
И/с « В гости к зубному врачу»
И/с «Если заболел друг»
|
- Рассказ « У зубного врача»
- И.Тургин «Человек заболел»
- Рассказ « У врача»
- «У постели больного»
|
- С/Р игра «Больница»
- Экскурсия в детскую поликлинику
- Изготовление атрибутов для с/р игры «Доктор»
- Беседа «Как вести себя на приеме у врача»
|
Декабрь 2 неделя
|
Если у клоуна нет своей маски, то у него нет и своего лица
(Правила поведения и общения в цирке,театре)
|
Освоение предметной ситуации: гардероб, фойе, туалет, зрительный зал, буфет. Поведение до спектакля, во время спектакля, после него. Речевое поведение: общение с билетером, работником гардероба, со зрителями, друг с другом во время спектакля и после него. Параметры поведения: скромность , умение не привлекать к себе внимание окружающих, выражение одобрения с помощью аплодисментов, сдержанность в выражение чувств.
|
- Билетная касса
- Подбери костюм для выступления
- Угадай на чем играю
|
И/с «В гардеробе»
И/с «У театральной кассы»
И/с «Покупка билетов на спектакль»
И/С «Антракт»
И/с «Мы в театре, цирке»
|
- Рассказ «Мы пришли в театр»
- Стихи А.Барто «Когда мне было пять лет , мы пошли смотреть балет»
|
- Слушание песни «ЦИРК»
- Занятие « В цирке»
- С/р игра «Цирк с игрушками»
- Беседа о посещении театров, кинозалов
- Изготовление билетов для с/р игры «Цирк»
- Беседа о правилах поведения в театре, цирке
|
Декабрь 3 неделя
|
Вместе тесно, а врозь скучно
( Правила поведения и общения в детском саду)
|
Формировать чувство товарищество, доброжелательности, причастности к общим делам, привязанности к детскому саду.
Создать положительный, эмоциональный климат в группе.
|
- Кому что нужно для работы
- Расскажи о любимой игрушке
- Собери целое из частей
|
И/у «Утреннее приветствие»
Игра – имитация «Лесная зарядка»
|
- Р.Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад»
- Стихотворение А.Шибаевой «Подрушки»
- Рассказ «Света в детском саду»
- Рассказ «Домино»
|
- П/и «Веселый танец»
- Игра «Молчок»
- П/С «Кто кого?»
- Выучить песню « Хорошо у нас в саду»
- Беседа « Почему я люблю свой детский сад»
|
Декабрь 4 неделя
|
Всякому нужен и, обед и ужин
( Правила поведения и общения в кафе)
|
Освоение предметной ситуации: самообслуживание, разные виды кафе – мороженица, семейное, детское. Сопоставление поведения за столом дома, в гостях, в детском саду, в кафе. Речевое поведение: разговор с буфетчицей, с официантом. Умение сделать заказ, поблагодарить. Разговор за столом. Закрепление этических навыков поведения за столом.
|
- Кому что нужно для работы?
- Собери целое из частей ( посуда для кафе)
- Чего не хватает?
- Что изменилось?
|
И/с «Что ты хочешь заказать?»
И/с «Составление меню»
И/у « Обведи в кружочек предметы, которые можно есть руками?»
|
- Рассказ «детское кафе»
- Стихотворение Д.Хармс «Очень, очень вкусный пирог»
- Стихи о столовых приборах
- Чтение стихов о правилах поведения за столом
- Р.Н.С. «Бобовое зернышко»
|
- Словесные игры « Посмотри на рисунок и скажи какой посуды, каких столовых приборов не хватает?»
- Экскурсия в кафе
- С/р игра «Кафе»
- Изготовление выпечки для с/р игры Кафе
- Беседа «Как нужно вести себя в кафе?»
|
Январь 2 неделя
|
Ты пожалей и тебя пожалеют
(Знакомство детей со словами утешения)
|
Учить речевым формам: переживание, сочувствие, сопереживание и ситуации их разрешения, слова одобрения, поддержки. Русские пословицы, передающие утешение, подбадривание, сочувствие, как свидетельство понимания горя, неприятностей. Как помочь и словом, и делом? Ситуация утешения в русском фольклоре.
|
|
И/с «Не плачь!»
И/с «Давай найдем слова утешения»
И/с «Я твоему горю помогу»
|
- Сказка «Две козы»
- Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Царевна-лягушка»
- «Лиса,заяц и петух»
- В. Осеева «Три товарища»
|
- Беседа «Не плачь! Утро вечера мудренее»
|
Январь 3 неделя
|
Не будет хлеба, не будет и обеда
( Правила поведения во время еды)
|
Общие требования к сервировке праздничного и ежедневного обеденного стола. Красивое и правильное поведение за столом показывает наше уважение к другим участникам застолья; прямая осанка, пользование столовыми приборами, соблюдение чистоты и аккуратности. Какую пищу можно есть без ножа? Застольные блюда.
|
- Угадай чего не стало
- Помоги накрыть на стол
- Чудесный мешочек
|
И/у «Сложи целое из частей»
И/с «Накрой на стол
И/с Угости куклу вкусным обедом»
И/у «Посмотри на рисунок и скажи, какой посуды и каких столовых приборов не хватает на столе?»
|
Чтение главы: А.Толстого «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».
Рассказ: М.Потоцкий «Острое поросячье заболевание».
Сказка: К.Чуковского «Федорино горе»
Алямовская В.Г., Белая К.Ю. «Ребенок за столом».
Стихотворение: Ю.Тувима «Овощи».
Рассказ: «Простите пожалуйста»
Г.Шалаева: «Школа вежливости для маленьких гостей».
|
С/р игра: «Кукольное праздничное застолье».
Беседа: «Как нужно правильно вести себя за столом».
|
Январь 4 неделя
|
«В праздник белоличка, в будни – чумичка».
|
Освоение предметной ситуации: холл, салон, мастер, клиент, виды услуг. Поведение клиента в ожидании стрижки. Беседа с мастером , обращение к мастеру, просьба, согласие, отказ. Поведение во время стрижки, преодоление возможного страха. Выражение удовлетворения в благодарности. Беседа о женских и мужских прическах, о старинных прическах и современных, о взаимосвязи прически и характера человека. Прическа и эстетический образ человека.
|
«Кому что нужно для работы?»
«Чего не хватает?»
«Найти сходство и различия?»
«Сделай прическу».
|
И/у: «Собери целое из частей».
И/с: «В парикмахерской»
И/с: «Боря, Юра, Коля – мастера».
|
Рассказ: «Как папа с Федей ходили в парикмахерскую».
Рассказ: «Чучело».
«Какая прическа была у гимназиста».
|
1) Фотоснимки, рисунки, журналы с прическами.
2) Экскурсия в парикмахерскую.
3)Изготовление атрибутов для игры «Парикмахерская».
4)С/игра: «Парикмахерская».
5) Конкурс детских рисунков на лучшую прическу.
6) Беседа: «Как я выгляжу».
|
Февраль 1 неделя
|
«Друзья познаются в беде».
(Общение мальчиков и девочек)
|
Учить различать мальчиков и девочек по поведению; учит детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. Развивать навыки общения мальчиков и девочек, заботливые отношения к девочкам, уступчивость.
|
«Найти отличия».
«Мальчик, девочка».
«Кому что подарить?»
«Комплименты для мальчиков и девочек».
|
И/с: «Надуй мяч».
И/у: «Подбери одежду для мальчика и девочки».
|
Рассказ: «Изучаем правила вежливости; что хорошо, что плохо и почему?»
Стихотворение: А.Кузнецова «Подружки».
В.Орлов «Кто кого?»
Рассказ: М.Пляцковского «Урок дружбы».
Стихотворение: А.Барто «Если был бы я девочкой».
|
Творческая игра «Подружки».
Рисование: «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку».
Беседа «Мальчики и девочки – мы разные».
|
Февраль 2 неделя
|
Без друга в жизни туго
(Воспитание дружеских качеств у детей)
|
Закрепить понятие друзья. Учить понимать и различать значение слов знакомые и друзья. \учить беречь и ценить дружбу. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи, прививать любовь, бережное отношение ко всему живому (растениям, птицам, животным)
|
- Узнай своих друзей по голосу
- Опиши своего друга
- Хорошо- плохо
- Умей извиняться
|
И/у «Как бы ты поступил?»
И/с «Помоги другу/подруге»
И/ц « Руки знакомятся, руки ссорятся, руки миряться»
|
- К.Д. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»
- Л.Толстой «Чей конь?»
- С.Я.Маршак «День стоял веселый»
- С.А.Козлова «Настоящие друзья»
- В.Осеева «Настоящая подруга»
- Рассказ «Случай»
- Е.Мошковская «синие листья»
- А.Барто «Рукавички я забыла»
- В.Осеева
- «Три товарища»
- Рассказ «Без друщей жить нельзя»
- Сказка А . Нееловой «Тысячесвет»
- М.Пляцковского «Урок дружбы»
|
- Выучить песню В.Шаинского «О дружбе»
- Коллективная аппликация «Дружная семейка»
- Рисование «Портрет друга/ подруге»
- Ручной труд « Подделка для друга/ подруге»
- Беседа «Урок дружбы»
|
Февраль 3 неделя
|
Мужественному человеку , никакое дело не трудно
( Каким должен быть настоящий мужчина)
|
Настоящий мужчина- его поведение и речь: выдержка, спокойствие, сила, вежливость, как признаки мужского достоинства. Вежливое обращение к товарищам, родителям, девочке, младшему, сестренке, брату. Формы обращения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора – сдержанность, придирчивость, доброжелательность. Мальчики, которые хотят вырасти настоящими мужчинами должны быть сильными, никогда не обижать слабых. Мальчик не может ударить или толкнуть девочку.
|
- Какие ласковые слова ты знаешь?
- Да –нет
- Правильно- неправильно
- Можно - нельзя
|
И/У «обратись вежливо к соседу»
И/с «Как должен вести себя настоящий мужчина, если в трамвае его нечаянно толкнули или наступили на ногу.»
|
- Рассказ «Настоящий мужчина»
- «Разрешите мне сказать»
- Сказки «Коза и волк» «Два барана»
|
- Выучить песню «Бравые солдаты»
- «Песню о дружбе»
- Изготовление открыток поздравительных к 23 февраля
- С/р игра «Моряки»
- Беседа «Настоящий мужчина»
- Беседа «Российская армия»
|
Февраль 4 неделя
|
От добрых гостей, ждут добрых вестей»
( Как правильно встретить гостя?)
|
Повторение и закрепление формул знакомства, приветствия, прощания, благодарности, извинения, приглашения в различных речевых ситуациях. Формирование навыков поведения за столом, обращение с ножом и вилкой, Умение передавать гостю блюдо, взять порцию из общего блюда, правильно взять в руки чашку, столовую ложку. Умение вести беседу за едой. Традиционное русское угощение, хлебосольство, как проявление русского гостеприимства.
|
- Учимся накрывать на стол
- Угощаем своих друзей, подруг
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Что попало к нам в роток, что попало на зубок?
|
И/с «Машенькино угощение»
И/с « К бабушке в гости пришла ее старая знакомая»
И/с « У тебя в гостях друг, подруга»
И/с «прощание с гостями»
|
Стихотворения
- «Простите пожалуйста!»
- «Маша в гостях у подружки»
- «До свидания! Приходите в гости!»
- Рассказ «Тони в гостях у Каролины»
- С.Я. Маршак «Где обедал воробей?»
- Р.Н.С. «Лиса и журавль»
|
- С/р игра «Мы ждем гостей»
- Беседа: «Готовимся к встрече гостей»
- А. наведение порядка
- Б. закупаем продукты
- В.готовим
- Г, накрываем на стол
- Д. как будем развлекать гостей?
|
Март 1 неделя
|
При солнышке тепло, при матери добро
( Воспитание уважение и доброжелательного отношения к матери)
|
Формирование у детей представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать желание заботиться о близких. Формировать у детей интерес к своей семье, учить делиться с ними своими впечатлениями. Вызвать интерес к родословной, желание рассказать о своих предках. Воспитывать бережное отношение к матери, заботу о ней.
|
|
Игра-загадка «Сколько нас?»
Игра /у «Ласковый мелок»
И/у «Сложи и расскажи картинку о маме»
|
- А.Плещеев «Мать и дети»
- С.Черный «Мамина песня»
- З.Александров «Мама недовольна»
- Е.Баатнина «Мама спит»
- К.Шаврова «Сказка Кукушка»
- М.Карим «Эту песню мама пела»
|
- Пальчиковый театр «Мамины уроки»
- Рассматривание фотоальбома
- Рисование «Кого я больше всех люблю»
- Беседа «Моя мама»
|
Март 2 неделя
|
Вся семья вместе, так и душа на месте
( Общение в семье)
|
Дать детям понятие Семья. Мама и папа – самые дорогие и близкие люди. Состав семьи. Все взрослые в семье работают. Все дружат и внимательны друг к другу. В семье у каждого есть свои обязанности, все вместе их дружно выполняют и дружно отдыхают. Все в семье ладно, да складно.
|
- Кто что делает?
- Кому что нужно для работы
- Кого не хватает
- Моя семья
|
И/с «Моя семья»
Игра «Снежный ком» «Сова» «баю-бай»
И/с «Красная шапочка»
П/и «Необычное сражение»
«Жмырки с поводырем»
И/у «Да – нет»
|
- Лев Толстой « Отец и сыновья»
- Русский фольклор «Как у нас семья большая»
- Алексей Плещеев «Мать и дети»
- Яков Аким «Кто кому кто?»
- В.Осеева «Просто старушка»
- А.Плещеев «Внучка»
- Л.Толстой « Старый дед и внучка»
- А.Плещеев «Старик»
- Е.Пермяк «Торопливый ножик»
|
- Рассматривание гениалогического дерева наших детей
- Рассматривание семейных альбомов
- Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама с папой – моя родня»
- Беседа «Моя семья»
|
Март 3 неделя
|
От доброго корня, добрая и поросль
( Воспитание уважения к бабушке и дедушке)
|
Воспитывать уважение к старшим членам семьи, учить проявлять заботу о близких, о малышах. Раскрывать перед детьми сущность понятия вежливость. Вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям. Побуждать к доброжелательности , осознанию своего поведения, Как нужно вести себя с бабушкой и дедушкой? Воспитывать заботливое отношение к старшим, желание им помочь : словом, делом, добрыми делами и поступками.
|
- Телефонный разговор
- Расскажи о бабушке, дедушке
|
И/с «Ура! У нас гости- бабушка и дедушка»
И/у «скажи добрые слова бабушке и дедушке»
|
- Б.Житков «Галки»
- Рассказ «Ленивые ручки чужие труды любят»
- Э.Мошковская «Дедушка и мальчик»
- А.Барто «Если вы ему нужны?»
- В.Осеева «Бабушка и внучка»
- Р.Н.С. «Колобок»
- Я.Н. Капустин «Моя бабушка»
- Р.Гамзатов «Мой дедушка»
- П.Бажов «Серебряное копытце»
- О.Даль «Девочка Снегурочка»
- Э.Шим «Дед, Баба и Алеша»
- Н.Носов «Огурцы»
|
- Игра-инсценировка «Позвони мне, позвони»
- Игра «Составь портрет дедушки и бабушки»
- Беседа «Расскажи, что ты знаешь о своей бабушке и дедушке»
|
Март 4 неделя
|
Человек лукавый- что карман дырявый
(Почему хитрить плохо)
|
Показать детям что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке. Объяснить детям, что особое осуждение заслуживает перекладывание вины на другого ни в чем не повинного человека. Понять детям освоить понятия – правда, честность и их противоположности ( неправда, нечестность, ложь. обман). Формировать у детей представление о том, что всегда нужно говорить правду, что за правду хвалят. Любая ложь всегда раскрывается, скрывать свой поступок бесполезно.
|
- Правда – неправда
- Да – нет
- Хорошо - плохо
|
И/с «Если бы с тобой так поступили»
И/с «Буду делать хорошо и не буду плохо»
|
- А.Баруздин «За обедом»
- Л.Толстой «Косточка»
- В.Драгунский «Тайное всегда становится явным»
- Отрывок из произведения А.Толстого «Золотой ключик»
- Стихотворение А.Кушнара «Кто разбил большую вазу?»
- К.Шаврова «Кукушка»
- Н.Носов «Огурцы»
|
- Беседа «Тайное всегда становится явным»
|
Апрель 1 неделя
|
Праздник придет, гостей приведет
(Праздник день рождения приходит к нам в дом)
|
Поздравления по поводу различных дат. Индивидуальные и коллективные поздравления, стиль поздравления. Выбор и вручение подарка. Подарок дарят тому кого любят и хотят порадовать , поэтому он всегда радость для дарителя и получателя подарка. Выбрать, вручить и принять подарок – важное и необходимое умение. Подарки для близких и друзей. Использование индивидуальных творческих способностей детей при подготовке поздравлений и подарков. Пожелание ко дню рождения и в связи с праздником. Использование контактных речевых формул: Уважение, благодарность. Создание праздничной атмосферы.
|
- Чудесный мешочек
- Нравится – не нравиться
- Что тебе подарить?
|
И/с « Поиграем в день рождения»
И/У «У брата день рождения»
|
- А.Барто «Подари, подари»
- А.Милна «Вини-Пух и все, все, все» (6я глава о подарках для ослика)
- Г.Остера «Как хорошо дарить подарки»
- Рассказ «Как мы поздравляли дядю Колю с днем рождения»
- О. Высоцкая «Подарок маме»
- И.Шевчук «На день рождения Кактусу»
- Г.Ладоньщиков «Запомни, что неловко дарить мышонку мышеловку»
- В.Берестов «Хлебом – солью всех встречаем…»
- В.Лунин «От меня уехал волк»
|
- Песня В.Шаинского на слова М.Пляцковского «Подарки»
- С/р игра «День рождения у куклы Даши»
- Беседа «У Вежливики день рождения»
|
Апрель 2 неделя
|
Стол спасибом красится
(Знакомство детей со столовым этикетом)
|
Посуда и столовые приборы служат для того, чтобы человеку было удобно принимать пищу, стол при этом должен выглядеть красиво и быть приятен для окружающих. Посуда назначается по назначению, по материалу и изготовлению: стеклянная, оловянная, деревянная, металлическая, хрустальная, керамическая , пластиковая и т.д.)
|
- Накрой на стол
- Расскажи, что ты знаешь о посуде?
- Так и не так
|
И/у «Накрой стол для кукол»
И/С «К нам идут гости, надо угостить их чаем, обедом»
|
- В.Г.Алямовская «Ребенок за столом»
- «Федорино горе»
- М.Потоцкой «Острое поросячье заболевание»
|
- С/Р игра «Мы дежурим по столовой»
|
Апрель 3 неделя
|
Книга плохому не научит
( Правила поведения в библиотеке)
|
Освоение предметной ситуации: читальный абонемент, условия выдачи книги на дом, бережное отношение к книге, разговор в библиотеке. Речевое поведение в читальном зале. Умение соблюдать тишину. Сопутствующие этикетные формулы благодарности, приветствия и прощания, адресованные библиотекарю. Рассказ о прочитанной книге, ее оценки.
|
- Придумай сказку
- Я в библиотеке
- Что мне нужно для работы в библиотеке
|
И/с «Играем в библиотеку»
И/У «Мы в читальном зале»
|
- Рассказ «Поход с папой в библиотеку»
- Рассказ «Умеешь лти ты вежливо слушать?»
|
- С/Р игра «библиотека»
- Изготовление книжек-малышек
- Экскурсия в библиотеку
|
Апрель 4 неделя
|
Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают
( Воспитание заботливого отношения к больным людям)
|
Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Начало беседы: вопросы о самочувствии. Этикетные запреты и этикетные рекомендации ( не огорчать больного, отвлекать его от неприятных мыслей, не акцентировать внимание на признаках болезни). Этикетные правила приветствия, дружеского обращения, пожелания здоровья, слова утешения, сочувствия, подбадривания. Поведение у постели больного. Соблюдение правил гигиены, негромкий голос, исключение повышенной эмоциональности, приветливая улыбка. Проявление деликатности- не хвастаться своим здоровьем и силой. Освоение этикетных правил общения с больным.
|
- Кому что нужно для работы
- Навестить больного
- Добрые слова больному
|
И/с «Бабушка не здорова»
И/у « Кукла заболела»
|
- Рассказ «Выздоравливай поскорее!»
- В.Катаев «Цветик- семицветик»
- Рассказ « У постели больного»
|
- С/р игра «На приеме у врача»
- Изгтовление атрибутов для с/р игры «Доктор»
- Беседа «Как нужно себя вести ,если близкие болеют?»
|
Май 1 неделя
|
Собака лает, ветер раздувает
( Правила общения и поведения с домашними животными)
|
Беседы о животных: их повадках, их отношение к человеку и роли в жизни человека; отношение к животному , забота о нем, сострадание к бездомному животному, преодоление страха перед животными. Возможность разговора с животными ( понимают ли животные человеческую речь?) Выбор клички для различных животных. Уход за ними. В отношении к животному проявляется культура человека, которую нужно воспитывать с детства.
|
- Кто это?
- Давай с тобой играть
- Чего не хватает?
- Где мой дом?
- Кто как кричит?
|
И/с « Родители ушли в театр и оставили Вову одного с собакой»
И/с «Разговор с рыбками в аквариуме»
И/с Встречи с попугаем»
|
- Рассказ о том, как Надя и Федя любят животных»
- Э.Успенский «Забота о животных»
- Сказка «Вежливый кролик»
- А.Раскин « Как папа укрощал собаку»
- К.Паустовкий «Кот- ворюга»
- Лев Толстой
« Пожарные
собаки»
· А.Харме «Удивительная кошка»
|
· Игра «Собери целое из частей»
· Сценка «Пропала собака….»
· С/р игра « У нас в гостях котенок Мурзик»
· Беседа «Мое любимое животное»
|
Май 2 неделя
|
Набралось гостей со всех волостей
( Правила поведения и общения с незнакомыми людьми)
|
Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба в разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. Обращение к незнакомым людям, умение сформулировать суть просьбы. Реализация вежливой просьбы в различных ситуациях: магазин, кафе, метро. Формулы вежливой формы в соединении с формулами обращения к незнакомым людям, формулы привлечения внимания. Вежливая интонация. Мера непринужденности в общении с незнакомыми. Формулы разрешения и благодарности.
|
- В книжном магазине
- В парке, на прогулке
- Подумай и спроси
- Беседа с незнакомцем
|
И/с «В магазине спорт. товаров»
И/с «Я – покупатель»
И/с «Вы в незнакомом городе»
И/с «Мама велела прийти домой к 12 часам)
|
- Рассказ « Разрешите пожалуйста»
- «В парке»
- «Дедушка и Миша в магазине»
- «Брат и сестра»
- Е.Пермяк «Самое страшное»
- В.Осеева «Просто старушка»
- В.Сутеев «Кто сказал мяу?»
|
- С/р игра «Мы в супермаркете»
- Беседа « К нам в группу пришли незнакомые гости»
|
Май 3 неделя
|
Мал золотник, да дорог
( Воспитание доброжелательного отношения к малышам)
|
Заботливое отношение к младшим членам семьи. Внимательное отношение к младшим незнакомым, помощь им. Слова одобрения, утешения. Контактные этикетные формулы: совет, просьба, согласие, пожелание, разрешение. Обращение к младшему знакомому и незнакомому. Формулы внимания. Отношение к малышам. Сопутствующие сигналы: дружеский тон при отсутствии фамильярности, сюсюканье. Возрастная дистанция старшего и младшего в общении, ролевые позиции старшего и младшего, ответственность старшего за младшего, благородство и молосердие. Напомнить детям о том, что к младшим надо относиться с заботой и вниманием; ввести в речевой оборот некоторые слова и выражения ,которые помогают успокоить и одобрить малыша
|
- Буду делать хорошо и не буду плохо
- Как бы ты поступил?
- Найди нужные слова утешения
|
И/с «Петя первый день в детском саду»
И/С «Лена с Вовой увидели, что у дверей стоим малыш и плачет»
И/с «Заболел мой младший брат»
|
- Рассказ «Моя мама потерялась»
- Э.Шим «Брат и маленькая сестра»
|
- С/р игра «В гости к малышам»
- Беседа «Как мы заботимся о малышах»
|
Май 4 неделя
|
Вежливости учиться всегда пригодиться
(Речевой этикет перед отправлением в отпуск)
|
Разговор близких людей перед отъездом. Добрые чувства и добрые слова. Контактные этикетные формулы: Пожелание, совет, утешение, подбадривание. Ситуация расставания: прощание, обещание писать или звонить. Сопутствующие жесты и обычаи. Письма, звонки с дороги, их форма и содержание.
|
- Что я скажу маме перед отъездом?
- Сборы в отпуск
- Купание в море
- Поезд
|
И/с « Поиграем в отъезд в гости к бабушке и дедушке»
И/с «Ваша мама поехала в санаторий»
И/с «Дядя Коля собирается на северный полюс»
И/с «Друг Юра пришел попрощаться перед отъездом»
|
- Рассказ «Мы уезжаем в отпуск»
|
- С/р игра «До свидания, детский сад. Мы едем на дачу»
- Беседа «Расскажи обычаи перед дальней дорогой»
|