Авторcтво: Макарова Ирина Ивановна к.п.н., доцент, зав. кафедрой права и методики преподавания истории. Барнаульский государственный педагогический университет. |
Ключевая идея модернизации – развитие личности. Ее развитие в процессе обучения становится базой для социального проектирования, а главный элемент социального проектирования – человеческая личность как основное мировое достояние. Обновляющееся мировое образовательное пространство не может не воздействовать на обучение в средней и высшей российской школе и вносит в него свои коррективы. Актуальность проблемы совершенствования качества образования заключается в том, что снижение уровня образованности большинством населения рассматривается сегодня как утрата обществом фактора развития и фундамента национальной безопасности, следовательно, как национальная трагедия.
В связи с этим, усложнение системных задач, стоящих перед современным российским образованием, требует совершенно новых качественных результатов от процесса обучения. Реализация любой педагогической задачи предполагает множество способов действий, общая цель которых – создание эффективных условий, определяющих качество, характер, уровни и темпы образования, способствующие оптимальным достижениям личности в какой-либо сфере деятельности. Наиболее эффективным мероприятием, способствующим модернизации российского образования в целом, является разработка стандартов второго поколения.
Если рассматривать стандарты как ожидаемые результаты учебной деятельности, то они должны включать в себя целевые установки осуществления общего образования, сохранять при этом достоинства и конкурентные преимущества российской школы и отвечать новым потребностям личности, общества и государства.
Проект концепции государственных стандартов общего образования был представлен на суд общественности Российской академией образования в 2006 г. В нем в содержание стандартов предлагается не включать вопросы, относящиеся к их педагогической реализации. В частности, «стандарты не должны устанавливать образовательные технологии, методы, приемы и средства обучения, содержать организационные, медицинские и финансовые ограничения образовательных программ, регулировать формы и способы получения образования. Решение этих задач следует регламентировать подзаконными актами, иными нормативными и рекомендательными документами, которые дополнят образовательные стандарты и обеспечат их исполнение» [2, с. 20]. Согласно этому проекту, именно деятельностная парадигма, системно-деятельностный подход станут ведущими в реализации образовательного процесса. Особенностью реализации системно-деятельностного подхода в образовании является то, что учебная деятельность обязательно должна иметь для человека жизненный смысл, преследовать некую общую цель, быть мотивированной. В этом случае под определение деятельности подпадает творчество, общение, мышление, игра и т.д. Далеко не каждый человек способен, например, к полноценной коммуникации или к каким-либо конкретным видам творческой деятельности. Процесс обучения в современном мировом образовательном пространстве стремится к индивидуализации. Таким образом, одной из главных проблем реализации стандартов второго поколения становится разработка критериев оценки качества освоения учебного материала, уровня сформированности заданных стандартом умений и навыков.
Авторы проекта исходили из того, что при разработке стандартов образования «цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности» [2, с. 11]. С позиций системно-деятельностного подхода учебная деятельность отражает «во-первых, системные отношения и связи процессов учения с другими процессами, протекающими в мире деятельности и в социокультурной среде; во-вторых, специфику учебной деятельности, её отличие от всех других типов деятельности и поведения, обусловленную содержанием и характером её особых отношений с ними; в-третьих, состав основных внутренних элементов (процессов), отношений и связей между ними, то есть структуру учебной деятельности; в-четвертых, генетически различные ступени учебной деятельности и возможные в этой связи усложнения её внутренней структуры и внешних системных отношений и связей с окружающей средой» [1, с. 46].
Как же должен быть отражен конечный результат учебной деятельности в образовательном стандарте, чтобы критерии его оценки стали проверяемыми? В традиционной системе образования, безусловно, базовой для современной России и мало в чем изменившейся на протяжении последних пятидесяти лет, господствует философия знаний, умений и навыков. Одним из характерных признаков этой философии является дробление сфер познания (в нашем случае – предметных дисциплин), количество которых сегодня, в особенности с введением предпрофильного и профильного обучения, стремительно увеличивается. Переход на профильное обучение предполагает использование предметных технологий, ориентированных на заданный результат. Это четко прослеживается в содержании и стилистике документов, излагающих сущность и этапы профилизации. На практике это означает, что на первое место в процессе обучения выходят формальные знания и умения, которыми ученик должен овладеть в соответствии с образовательным стандартом.
Новая образовательная парадигма, обусловленная социальным заказом, предполагает создание условий для формирования деятельной, творческой, критически мыслящей и социально адаптированной личности. Согласно закону РФ «Об образовании», образовательный стандарт – это норма, фиксирующая минимум содержания образования, максимум объёма учебной нагрузки и требования к уровню подготовленности по завершении установленного срока обучения. Таким образом, образовательный стандарт четко определяет основные критерии процесса обучения: информативность, трудоёмкость и результативность. Как правило, под информативностью понимается перечень понятий, описывающих содержание учебного предмета, под трудоёмкостью – объём учебного времени, в процессе которого изучается указанное содержание, под результативностью – перечень представлений, умений и навыков, которые должны быть сформированы по окончанию изучения определенного школьного курса.
Потребность в объективной оценке качества образования в современной школе обусловлена многими причинами. К ним относятся вхождение России в Болонский процесс, одним из основных условий которого является наличие системы качества образования; переход школы на Единый государственный экзамен; конкуренция вузов в условиях демографического кризиса и профориентационная борьба за каждого абитуриента.
Тем не менее, практика показывает, что для конкретных школьников качественная оценка процесса обучения предполагает определение уровня образованности, сформированности общеучебных умений и навыков, а также оптимальной социализации в будущем.
В этом и заключается основная задача реализации стандартов нового поколения: крайне важно не только точно определить методы и средства будущих преобразований в учебном процессе на основе системно-деятельностного подхода, продумать их структуру, последовательность, выявить возможные пути решения педагогических проблем и выхода из сложных педагогических ситуаций, но и экспериментальным путем определить, проверить, скорректировать критерии оценки освоения содержания социогуманитарных дисциплин базового и профильного учебного плана современной школы. Индивидуальный и дифференцированный подход в этом случае – реальная основа для определения и апробации оценочной базы.
Литература:
Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования. – М., 2006.
Поделиться: