Авторcтво: Непомнищева Валерия Владимировна, директор ГОУ СОШ № 559 с углубленным изучением физики и математики. |
16 ноября в ОУ № 559 прошел педсовет «Федеральные государственные стандарты второго поколения: проблемы, пути решения».
Целью педсовета являлось знакомство педагогического коллектива с кратким содержанием методологии, принципов, функций, концептуальных основ, структуры государственных образовательных стандартов, а также показ возможностей проектной и исследовательской деятельности для формирования универсальных учебных действий.
Принципами проведения педсовета являлись:
− научность, системность и доступность предложенного слушателем материала;
− практико-ориентированный деятельностный подход;
− рефлексия.
В работе педсовета принимал участие практически весь педагогический коллектив школы, администрация, партнеры – представители науки. В ходе подготовки к педсовету была проведена неделя педмастерства: в рамках городской и районной опытно-экспериментальной работы по реализации новых стандартов в начальной школе был проведен открытый урок по учебному курсу «Окружающий мир», а также мастер-класс по теме «Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся в формировании универсальных учебных действий».
Структура педагогического совета предполагала два блока – теоретический и практический. Теоретический блок прошел в форме проблемной лекции по знакомству с общим положениями Концепции федеральных государственных стандартов нового поколения, с моделью их построения. Эта лекция «смотивировала» слушателей и направила их на коллективное размышление. Была отмечена важность обсуждаемой проблемы, особое внимание было уделено универсальным учебным действиям, поскольку логика их развития помогает ученику почти в буквальном смысле объять необъятное и строится по формуле: от действия – к мысли.
В практической части педсовета интерес у слушателей вызвал опыт работы учителя начальной школы Сычевой Э.И. в рамках городского эксперимента реализации нового учебно-методического комплекса «Перспектива» (издательство «Просвещение») по учебному курсу «Окружающий мир». Данный эксперимент осуществляется в школе уже 3-й год, его цель – разработка инструментария использования инновационных технологий в рамках УМК «Перспектива». Инновационным продуктом эксперимента станет технологическая карта.
Технологическая карта – вид учебно-методической продукции, обеспечивающий учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса, его последующую адаптацию для восприятия и увлечения учащихся учебным материалом, в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.
Технологическая карта позволит учителю:
- проектировать свою деятельность по изучению курса на триместр, год;
- перейти от поурочного планирования к проектированию темы;
- формировать у учащихся универсальные учебные действия;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся на каждом этапе усвоения темы.
Учитель Сычева Э.И. в ходе эксперимента спроектировала уже несколько технологических карт, делясь опытом работы с учителями начальной школы района и города через проведение мастер-класса. В своих технологических картах учитель отражает:
- тему раздела;
- тему урока;
- целеполагание;
- основное содержание темы;
- основные понятия, новые термины;
- планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные).
Такая технологическая карта, по мнению Сычевой Э.И., поможет учителю ответить на вопрос «Чему учить?» и инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
С 2009 года ГОУ школа № 559 работает как районная экспериментальная площадка по теме «Проектная и исследовательская деятельность школьников как инструмент формирования универсальных учебных действий», куратором этого эксперимента является зам. директора по МР Григорьева Г.А.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и спроектировать универсальные учебные действия, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая и организацию этого процесса.
В концепции ФГОС в составе основных видов универсальных учебных действий (УУД), соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока:
− личностные;
− регулятивные;
− коммуникативные;
− познавательные.
Проектная и исследовательская деятельность школьника является механизмом, который позволяет формировать универсальные учебные действия..
Включение учащегося в исследовательскую и проектную деятельность, является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
В своём выступлении зам. директора по МР Григорьева Г.А. подвела некоторые итоги исследовательской и проектной деятельности в урочное и внеурочное время как инструмента формирования универсальных учебных действий. Данная работа в школе № 559 носит системный характер. Это:
− знакомство с научными основами проектной и исследовательской деятельности (лекция);
− определение задач педагогического коллектива и создание творческой группы по реализации проблем и утверждение плана ее работы
(педсовет);
− обучение учителей ведению ученических проектов (знакомство с алгоритмом планирования работы, составления примерного плана, компановка учебных материалов в мультимедиа-комплексы, содержащие рецензии на проект),
(семинар-практикум);
− определение темы ученических проектов и их практической значимости
(заседание МО);
− подведение итогов исследовательской деятельности учащихся и учителей
(научно-практическая конференция);
− обсуждение программы формирования концепции универсальных учебных действий через проектную и исследовательскую деятельность (научно-методический совет).
Григорьева Г.А. познакомила с итогами научно-практической конференции учащихся. В ней участвовало около 70 человек, на школьный конкурс было отправлено 20 ученических творческих работ по истории, литературе, физике, химии, биологии. Среди них были практико-ориентированные проекты («Улицы Выборгского района», литература), информационный проект «Строение атома» (химия, физика), исследовательские («Санитарно-гигиенический мониторинг школьных помещений», биология) и другие.
Была подчеркнута важность использования проектной деятельности в учебном процессе и значение научно-практической конференции для учащихся. Это и привитие вкуса к исследовательской деятельности, обретение навыков публичного выступления, воспитание культуры дискуссии, расширение круга интересов, возможность самоутверждения. Но главное – это поддержание высокого престижа знаний, формирование индивидуально-личностных достижений учащихся и системы ценностных отношений к себе и другим участникам образовательного процесса. В этом смысле формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий работает на будущее нашей страны – на выращивание человека не только знающего, но и умеющего, на выявление талантливых ребят, которые, возможно, станут научной элитой страны и будут определять облик XXI века.
Тема проведенного педсовета своевременна и актуальна, а коллективное решение по реализации перехода на стандарты второго поколения делает педагогический совет школы органом коллективного управления образовательным процессом в школе.
Поделиться: