Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Стандарты в образовании – правила, требования, принципы для всеобщего и многократного использования в сфере образования - такое определение даёт нам толковый словарь. Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования» гласит: «Государственный образовательный стандарт – система параметров, характеризующая качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственного образовательного стандарта». Следовательно, образовательный стандарт – эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный отрезок времени. В концепции «Наша новая школа…» определяется задача современного образования - раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни». Урок это главная составляющая образовательного процесса. Проблема состоит в том, что урок в значительной степени выполняет функции информирования учащихся. А должен создавать условия для личностного развития. Учителю нужно научить учащихся учиться – искать информацию, организовывать свою деятельность; научить взаимодействовать – со сверстниками. Учителю важно научить детей работать и действовать самостоятельно. Таким образом, меняется роль учителя: учитель – организатор деятельности детей. В этих условиях учителю нужна поддержка, помощь и умелое руководство. Эти функции выполняет Научно Методический Центр. Сотрудничество с НМЦ позволяет учителю грамотно строить работу. Для координации деятельности районного методического объединения учителей краеведения организован сайт на портале шко.ла http://sites.google.com/a/shko.la/kraevedenie , где можно почерпнуть необходимую информацию, поделиться опытом, получить совет, узнать о предстоящих мероприятиях. Обычным для педагогов нашего методического объединения стало дистанционное сетевое общение. При содействии портала шко.ла, который объединяет все ОУ района, стало возможным проведение дистанционных олимпиад и конкурсов. Так же действует информационная группа на сайте Дневник. ру Объединяющим фактором стал проект, организованный по инициативе НМЦ «Создание системы краеведческого образования с учётом внедрения субрегионального компонента - изучения истории Выборгской стороны». Проект существует три года. Цель его создать систему краеведческого образования в районе. Вовлечение учителей в проект дело не простое, учителя сложная аудитория… Сначала появилась группа инициативных неравнодушных учителей - инициаторов проекта. За три года работы сложился коллектив единомышленников: Лаврова Елена Юрьевна (ОУ№97), Шалашова Г.Б. (ОУ№114), Луханина И.Г. (ОУ№61), Яковлева М.Г. (ОУ№103), Чередников В.П. (ОУ№494), Развязкина Л.В. (ОУ№120), Логачёва С.Г. (ОУ№6), Яковлева Е.Б. (ОУ№92), Прохорова Т.Н. (ОУ№115), Персова В.В. (ОУ№115), Лукьянова О.Ю. (ОУ№534), Костылева Ю.Н. (ОУ№102). Благодаря которым, стали традиционными семинары-треннинги, практические занятия для педагогов, образовательные путешествия по городу и району. Наша команда сразу отказалась от традиционных информационных совещаний. Занятия должны быть практическими. Для того чтобы учителя перестроились и проводили занятия с учащимися в активных формах, они должны на семинаре быть в роли детей. С каждого занятия педагог должен уносить практический материал – методическую находку, разработку, электронный ресурс, вариант теста. Как итог нашей совместной деятельности - появление учебного модуля «Из истории Выборгской стороны». Модуль – как дополнение к учебной программе курса «История и культура Санкт-Петербурга» соответствует требованиям новых образовательных стандартов и предполагает активные формы изучения Выборгской стороны. Это 5 уроков в каждой параллели с 5-9 класс. Формы работы и технологии этих занятий нетрадиционные. Модуль прошёл РЭС и уже второй внедряется в ОУ района. Учителя готовят авторские методические разработки уроков и электронные ресурсы по темам модуля. Система краеведческого образования предполагает сочетание урочной и внеурочной деятельности. Для организации внеурочной деятельности была создана программа «Санкт-Петербург. Выборгская сторона. Лесное» ставшая победителем городского этапа 9 Всероссийского конкурса краеведческих программ в 2010 году. Программа научит каждого разным способам освоения городского пространства и также предполагает активные формы изучения культурного наследия города и района. Эта программа также соотносится с концепцией новых образовательных стандартов. Учителя могут использовать программу в своей внеурочной работе или на основании неё составлять свои программы для организации внеклассной деятельности учащихся. Методическая поддержка педагогов в качестве готовых программных продуктов очень важна. Это даёт им стимул в работе. В этом году учителя 74 гимназии подготовили авторскую краеведческую программу «Мой город. Мой дом» и отправили материалы на РЭС. Ещё одним объединяющим фактором стали традиционные уже районные мероприятия, которые проводятся по инициативе НМЦ, например, акции ко дню исторического наследия. Каждый год 18 апреля учащиеся ОУ района собираются на памятные акции. В 2009 году это была акция, посвящённая 40-летию создания ансамбля Площади Мужества, в 2010 году – акция «Тайна Дрезденской улицы». Акция – это способ привлечь внимание к сохранению исторического наследия, а также активная форма, которая подходит современным детям. Завершает каждую акцию образовательное путешествие по Выборгской стороне для участников по определённой тематике с творческим заданием. Ещё одна традиция – это ежегодные районные олимпиадные марафоны проводимые НМЦ. Это многоступенчатая олимпиада, которая включает в себя следующие этапы: образовательное путешествие, поиск информации и тестирование. Олимпиадный марафон позволяет реализовывать многоканальную модель освоения культурного пространства, включая разные каналы получения информации. Этой традиции всего три года, и с каждым годом в олимпиаде принимают участие всё больше участников. Если говорить о первой олимпиаде – было 12 команд, в этом году – 21 команда. Районная олимпиада – это трамплин для участия в городском марафоне – мы радовались нашим первым успехам в городе – дипломам в личном первенстве. Считаем свою модель проведения правильной. Готовим детей на материалах городских туров олимпиады, что позволяет объективно выбирать городскую команду. В 2009 году 2 диплома из 6, в 2010 – 3 диплома из 6. Учителя, участвующие в марафоне на практике осваивают новые технологии и приемы, которые можно использовать в урочной деятельности. Уроки по истории и культуре Санкт-Петербурга это возможность открыть детям город. Важно чтобы дети были заинтересованы предметом, хотели изучать историю Петербурга. Для того чтобы дети захотели заниматься историей Санкт-Петербурга урок должен быть другим, необычным, необходимо: 1. Чтобы изучаемый материал был лично-значимым – ученик изучает свой микрорайон, свою малую родину, учится соотносить её историю с историей всей страны. 2. Необходимо обращение к субъективному опыту ребёнка – урок должен давать практические знания и навыки жизни в мегаполисе, чтобы ребёнок осознавал себя горожанином, хозяином города, а значит, заботился, сохранял, ценил его наследие. 3. Необходимо чтобы ученик был исследователем, а значит, умел ориентироваться по карте, искать информацию в справочниках, словарях, интернете. Особенность преподавания краеведения в том, что невозможно изучать город только по учебнику, нужно выходить за пределы класса. Внеаудиторные занятия тоже необходимо проводить в системе. Так совместно с НМЦ педагоги ГОУ№97 разработали концепцию «Моё открытие Петербурга или образовательные путешествия, как способ воспитания новой личности». Разработаны маршруты путешествий для разного возраста, методические рекомендации для участников марафона. В апреле 2010 года в рамках городского семинара «Традиции и инновации в преподавании краеведения», был проведён мастер-класс «Моё открытие Петербурга». Педагоги района могут использовать эти разработки и рекомендации в своей работе, тем самым внедряя инновационную технологию в свою педагогическую практику. В рамках кабинетно-урочной системы сложно организовать каждый урок в городском пространстве, поэтому для того чтобы обеспечить современное качество преподавания необходимы дополнительные ресурсы: видео, фотоматериалы, электронные карты, презентации. По инициативе НМЦ в районе ежегодно проводится конкурс дидактических и иллюстративных материалов по истории Выборгской стороны, создаются электронные альбомы, формируется районная копилка методической продукции. Учителя принимающие участие в конкурсе со своими учащимися в качестве подарка получают все материалы конкурса для организации своих занятий по истории Выборгской стороны. НМЦ заинтересован, чтобы опыт транслировался не только в районе, но и в городе, как результат появление авторских методических разработок в сборниках АППО. А также издание собственных разработок в периодических изданиях города. В условиях ИКТ насыщенной среды наличие электронных ресурсов недостаточно для организации современного урока, необходимо чтобы учитель умел пользоваться компьютерной техникой, сам создавал необходимые электронные ресурсы. В НМЦ организованы курсы по ИКТ грамотности для педагогов, проводятся семинары-практикумы. На практических занятиях учителя осваивают компьютерные программы, учатся обрабатывать фотографии, изготавливать презентации к урокам. Конструктивное взаимодействие с НМЦ и кафедрой культурологии СПбАППО позволяет учителю быть в курсе изменений в системе образования, что способствует профессиональному росту педагогов. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Учитель в постоянном поиске. Современный учитель – кто он? Он знает свой предмет, владеет компьютерной техникой, может организовать деятельность учащихся, создать комфортную обстановку на уроке, оказать психологическую поддержку ученику. Он многолик, универсален. Это требование современной школы. Чтобы обладать такими знаниями и умениями нужно постоянно учиться – реализация районного проекта «Создание системы краеведческого образования в Выборгском районе с учётом внедрения субрегионального компонента» даёт такую возможность узнавать новое и делиться своим знанием. Главная оценка работы нашей методической службы это возросший интерес педагогов района к деятельности нашего методического объединения. Участие учителей в мероприятиях проекта и положительные отзывы. Поделиться: |