Поиск по сайту


Авторcтво: Топоркова Наталья Владимировна, учитель химии и биологии; Егорова Екатерина Александровна, учитель географии и биологии ГБОУ школа № 663 Московского района Санкт-Петербурга


 Аннотация. Экологическая предметная неделя предусматривает проведение разнообразных форм уроков и внеурочных занятий естественно-научной направленности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): уроки самоуправления, игры по станциям, викторины, экскурсии по кабинетам химии, биологии и географии. Ученики выполняют различные творческие работы; организуются экологические конкурсы и выставки, тематические экскурсии в естественно-научные музеи города. В библиотеке проводятся творческие встречи с поэтами, писателями и художниками.

Ключевые слова: экологическая предметная неделя, обучающиеся с ОВЗ, экологическая грамотность, Целевая программа наставничества, взаимодействие участников образовательного процесса. 

           Традиционно в ГБОУ школе № 663 Московского района Санкт-Петербурга в октябре каждого учебного года проводится экологическая предметная неделя – Неделя окружающей среды. Ее цель – воспитание экологической культуры и формирование основ экологической грамотности у обучающихся, их родителей и учителей школы.

Основные задачи Недели окружающей среды:

-                   развитие познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ к предметам естественно-научного цикла через урочные и внеурочные виды работы;

-                   расширение кругозора и социализация обучающихся посредством их знакомства с естественно-научными музеями и образовательными учреждениями Санкт-Петербурга;

-                   активизация взаимодействия между участниками образовательного процесса, а также обучающимися в рамках Целевой программы наставничества путем вовлечения их в экологические мероприятия и конкурсы творческих работ.

         Во время экологической предметной недели происходит первое знакомство учеников начальной школы с новыми естественно-научными предметами, которые им предстоит изучать с пятого класса [2]. На экскурсии «Секреты кабинета биологии» старшеклассники знакомят четвероклассников с натуральными наглядными пособиями (кораллы, раковины моллюсков, высушенные морские звезды, макеты водорослей), а также моделями органов человека и пособиями, демонстрирующими этапы эволюции людей от австралопитека до современного человека. Они рассматривают и сравнивают скелеты позвоночных животных, наблюдают за процессами, происходящими в клетках растений под микроскопом. На экскурсии «Секреты кабинета географии» ученики работают с картами, находят в атласах материки и океаны, которые на физической карте мира показывают им их наставники – старшеклассники, изучают коллекции минералов [1].

        Для повышения мотивации обучающихся 5-х классов к изучению естественно-научных предметов в течение Недели окружающей среды учителя предлагают им выполнить разнообразные творческие работы: тематические рисунки, фотографии красивых видов природы, поделки из пластилина и природных материалов, оформление фоторамок шишками, осенними листьями, цветками и плодами разных растений [5].

        Ученики 6–9-х классов также принимают участие в школьных конкурсах творческих работ. Например, выполняют рисунки или представляют видеорассказы по легендам, связанным с растениями (6-е классы); рисуют плакаты «По странам и континентам», отображая разнообразную природу стран, их наследие, объекты ЮНЕСКО, имеющие историческую и экологическую значимость (7-е классы); делают поделки и рисунки с рекомендациями здорового образа жизни (8-е классы); изображают гербы городов нашей страны «Путешествуй по России», в которых отражены исторические, культурные, географические особенности населенных пунктов, отражающие единство человека и природы (9-е классы).

        Школьные конкурсы творческих работ позволяют задействовать в мероприятиях экологической недели практически каждого ученика. В различных зонах школы оформляются выставки с детскими рисунками и поделками, благодаря которым учителя начальных классов и ученики – наставники могут проводить тематические беседы и экскурсии с детьми. Творческие работы школьников являются наглядными материалами на уроках географии и биологии при изучении соответствующих тем в течение учебного года [3].

Основными мероприятиями Недели окружающей среды становятся экологические уроки, игры по станциям и викторины [4].

        Осень – благоприятное время для проведения игр, включающих вопросы, связанные с осенними явлениями в жизни растений. У учеников 6-х классов есть возможность поработать с натуральными объектами и природными материалами на практике: обратить внимание, как окрашены осенние листья различных деревьев, рассмотреть созревшие плоды фруктов и овощей. Оценивают их естественно-научную функциональную грамотность ученики 8-х классов. Когда команды определяют по осенним листьям названия деревьев, старшеклассники напоминают им правила пребывания в природе, говорят о бережном отношении к деревьям и необходимости восполнения вырубленных лесов. Когда команды определяют на ощупь и по запаху содержимое «черного ящика» или тайного мешочка с различными овощами и фруктами, их наставники предлагают участникам викторины перечислить полезные качества этих растений и дополняют их ответы интересными фактами.

         Команды 7-х классов принимают участие в игре по станциям «Осенние явления в жизни животных», которую проводят для них девятиклассники. Среди заданий – определение по фотографиям перелетных и зимующих птиц средней полосы России, выбор по картинкам зверей, впадающих в спячку, соотнесение жилищ с животными, которые в них обитают, сортировка разрешенного и запрещенного кормов для птиц.

         Ежегодно руководитель экологического кружка ДД(Ю)Т Московского района, функционирующего на базе нашей школы, проводит районную игру «Экомир» среди команд обучающихся 5–7-х классов. Среди вопросов – загрязнение окружающей среды, способы сортировки мусора, определение видов растений и животных, занесенных в Красную книгу России и нуждающихся в охране государства, а также загадки и ребусы о живых организмах и явлениях природы. Школьники, показавшие высокие результаты в городском предметном конкурсе (для детей с ОВЗ) «Эврика» по естественно-научным предметам, проводят экологические уроки различной тематической направленности в рамках модели наставничества «ученик – ученик» для начальной и основной школы. Такие уроки пользуются большой популярностью у школьников, так как учителями становятся сами ученики [4].

         Неделя окружающей среды не ограничивается мероприятиями в стенах школы, естественно-научные музеи города предоставляют широкий спектр экскурсий, выставок и встреч с учеными. В 2024-25 учебном году в связи со 175-летием со дня рождения И.П. Павлова и 120-летием получения им Нобелевской премии ученики 8-х классов побывали в его музее-квартире. Экскурсовод рассказала о семье великого ученого и увлечениях Ивана Петровича, которых было немало. Огромное количество научных трудов и художественных книг в библиотеке, коллекции различных насекомых в квартире, сделанные ученым, его фотографии за различными занятиями в кругу семьи, коллег и друзей раскрыли ученикам такие качества личности И.П. Павлова, как любознательность, активность, разносторонность и целеустремленность.

         На экологической неделе в школе для учеников и учителей организуются творческие встречи с писателями и художниками-натуралистами. В этом учебном году уроки для учащихся 7-х классов по своей книге «Днем с огнем» провела учитель начальных классов и автор детских стихотворений Ольга Валерьевна Шаркова. Она посвятила их редким и исчезающим животным, занесенным в Международную Красную книгу. В прошлом учебном году поэтический урок «Щедра на золото осенняя пора» для учащихся 9-х классов провела автор поэтических сборников и книг, победитель Международного конкурса стихотворений для детей Наталья Александровна Бережная. Для учителей была проведена встреча с петербургским художником, писателем и иллюстратором детских книг Евгенией Алексеевной Чарушиной-Капустиной – представителем династии писателей и художников Чарушиных. Увлекательный рассказ автора познакомил учителей с семейными традициями в художественном изображении природы для детей. На школьных методических мероприятиях в рамках Недели окружающей среды учителя делятся с коллегами своими практическими наработками и демонстрируют применение активных методов при обучении детей с ОВЗ естественно-научным предметам. В Госпаблике «ГБОУ школа № 663» во время экологической недели не только освещаются все мероприятия и итоги конкурсов, но и проводятся онлайн викторины для детей и родителей, их активные участники награждаются призами.

        Подводя итоги вышеизложенному, можно утверждать, что развитие познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ к предметам естественно-научного цикла осуществляется и через урочные, и через внеурочные виды работы с использованием нетрадиционных форм их проведения [3]. Посещение естественно-научных музеев и образовательных учреждений Санкт-Петербурга способствует расширению кругозора и социализации обучающихся с ОВЗ. Особенное значение при решении этих задач приобретает постоянное и целенаправленное сотрудничество с партнерами школы, в т. ч. и в области экологического образования и воспитания. Вовлечение родителей и учителей школы в экологические мероприятия и конкурсы творческих работ активизирует взаимодействие между участниками образовательного процесса, а также обучающимися в рамках Целевой программы наставничества модели «ученик – ученик».

       Все представленные направления деятельности в рамках Недели окружающей среды способствуют воспитанию экологической культуры и формированию основ экологической грамотности у обучающихся, их родителей и учителей школы.

 

Литература

1. Андреева В. Н. Предметная неделя географии в школе. – Ростов-на-

Дону: Феникс, 2007. – 224 с.

2. Грабар А. В. Предметная неделя биологии в школе. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2007. – 224 с.

3. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни / В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. – Волгоград: Учитель, 2003. – 152 с.

4. Савашкевич Л.Е. Предметные недели и открытые уроки. Биология,

химия, география, экология. – Ярославль: «Академия развития», 2009. – 224 с.

5. Фадеева Г.А. Экология. Предметные недели в школе. – Волгоград:

Учитель, 2007. – 66 с.


Поделиться: