Поиск по сайту

Опыт работы с родителями в отделении дополнительного образования естественно-научной направленности


Авторcтво: Олехнович Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУ школа № 482 имени В.П. Вологдина Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье представлен опыт работы с родителями в объединении дополнительного образования «Живая планета» естественнонаучной направленности. На протяжении трех лет педагог, дети и родители совместно готовятся к различным экологическим мероприятиям и участвуют в них. Кратко описаны задачи и формы работы с родителями, а также совместно с детьми и родителями, которые могут использоваться в работе педагогами дополнительного образования.

Ключевые слова: работа с родителями, дополнительная образовательная программа, живая природа, сотрудничество, сотворчество.

        Сотрудничество с родителями необходимо не только в процессе школьного обучения, но и в дополнительном образовании детей, поскольку без поддержки семьи ребенку трудно достичь успехов в любой деятельности. Если родители не только пассивно одобряют увлечения своих детей, но и разделяют с ними эти увлечения, то мотивация детей к занятиям обычно имеет более устойчивый характер.Когда значимые взрослые не просто находятся рядом с ребенком на различных мероприятиях, которые ему интересны, но и сами принимают активное участие в реализации его идей, посвящая этому свои выходные или другое свободное от работы время, положительный эффект семейной поддержки становится еще значительнее. При этом решается сразу несколько важных задач:

1) сплочение семьи – работая, соревнуясь, играя и творя вместе, находясь в одной команде, родители и дети лучше узнают друг друга, улучшается их взаимопонимание, и как следствие они начинают больше доверять друг другу, что благоприятно сказывается на внутрисемейных отношениях;

2) формирование объективной самооценки у ребенка – когда он в совместной деятельности демонстрирует родителям знания и умения, полученные в процессе обучения, то иногда выясняется, что в каких-то сферах он знает даже больше, чем некоторые взрослые, и наоборот, - в тех ситуациях, где ребенку бывает трудно ориентироваться в силу недостатка жизненного опыта, взрослые оказываются рядом и готовы прийти ему на помощь;

3) развитие навыков общения – в процессе активного взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми, дети быстрее учатся грамотной речи, умению правильно выражать свои мысли и обосновывать суждения, а наличие навыков эффективной коммуникации является очень важным для их будущего успеха в любой сфере деятельности;

4) поддержание доброжелательных отношений между семьей и образовательной организацией, в которой обучается ребенок, – чем больше семейных мероприятий проводится педагогами, тем больше будет возможностей у родителей увидеть взаимную заинтересованность детей и педагогов процессом обучения и оценить результаты работы образовательной организации [1, 2].

          Рассмотрим опыт сотворчества детей и родителей на примере реализации дополнительной образовательной программы естественнонаучной направленности «Живая планета» в школьном объединении дополнительного образования детей. Данная программа состоит из 3-х блоков (модулей), распределенных по годам обучения.

1-й из них посвящен изучению живой природы России; 2-й – изучению домашних животных и культурных растений; 3-й – изучению живой природы разных материков и океанов. На протяжении всех трех лет педагог, дети и родители совместно готовятся к различным экологическим мероприятиям и участвуют в них. При этом мы используем следующие формы работы с родителями:

1. Родительское собрание – это традиционная форма, основная задача которой информационная: на первом собрании родители знакомятся с целями и задачами программы, кратким её содержанием и определяют для себя, как они будут участвовать в её реализации. Однако, в дальнейшем родительское собрание можно успешно заменять семейным собранием, на котором родители присутствуют вместе с детьми и могут совместно обсуждать какие-либо предстоящие мероприятия с учетом мнения детей.

2. Совместные выезды на экскурсии, в кино, на квесты, в походы – это также одна из традиционных форм, но важно отметить, что мы при этом предлагаем родителям не просто по возможности сопровождать детей, а впоследствии делиться и своими впечатлениями от увиденного в каком-либо итоговом семейном творческом продукте: рисунке, стенгазете, презентации, письменном очерке с фотографиями и т. п. (если это экскурсия, поход или посещение кинотеатра), или непосредственно во время выезда участвовать совместно с детьми в прохождении квеста (например, установив на телефон те или иные программы для удобного ориентирования на местности либо определители растений и т. п.)

3. Помощь детям в подготовке к выступлениям на школьных научно-практических конференциях и участию в различных творческих конкурсах. Несмотря на то, что руководящая роль в подготовке к таким мероприятиям принадлежит педагогу, без помощи родителей детям (особенно ученикам младших классов, которые составляют большинство в нашем объединении) часто бывает трудно сделать объемный, качественный и конкурентоспособный творческий продукт с печатной аннотацией и электронной презентацией, обычно требуемые организаторами подобных мероприятий.

4. Семейные квизы. Эта форма работы, как следует из ее названия, возможна только в сотрудничестве детей и взрослых. Именно в такой форме мы предпочитаем проводить открытые занятия в нашем объединении. Она представляет собой викторину, на которую дети приходят вместе с родителями и делятся на команды, состоящие из одной или нескольких семей. Команды соревнуются между собой на различных станциях, набирая очки за правильно выполненные тематические и творческие задания, а затем производится подсчёт результатов и награждаются победители.

5. Совместный труд. Эта форма работы у нас реализуется в процессе озеленения пришкольной территории: родители помогают с выбором декоративных растений, приносят семена, саженцы, удобрения, помогают детям вскапывать землю для создания клумб [3, 4, 5].

Далеко не все взрослые сразу охотно включаются в процессы совместной работы с детьми, ссылаясь на высокую занятость, однако в ходе реализации программы мы постоянно наблюдаем положительную динамику в этом направлении: рассматривая фотографии в родительских чатах и читая отзывы родителей-участников тех или иных мероприятий с каждым разом все больше и больше родителей заражаются положительным примером других семей и присоединяются к участникам, что мы считаем очень хорошим результатом.

 

Литература

1.                 Брюшинина Т.Ю. Работа с родителями в дополнительном образовании // Образовательный портал «Продленка.орг» – 2017. – URL: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/7972-rabota-s-roditeljami-v-dopolnitelnom-obra... (дата обращения 20.04.2025)

2.                 Забарова О.П. Работа с родителями в школе: задачи, этапы, методы // Международный педагогический портал «Солнечный свет» [Электронный ресурс] – 2024. – URL: https://solncesvet.ru/blog/baza-znanij/rabota-s-roditelyami-v-shkole/ (дата обращения 20.04.2025)

3.                 Короткова Т.Н. Основные формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования (Методические рекомендации) // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. [Электронный ресурс] – 2022. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/06/30/osnovnye-formy-raboty-s-roditelyami (дата обращения 20.04.2025)

4.                 Кравкова С.С. Методическая разработка «Основные формы работы педагога дополнительного образования с родителями» // Всероссийский профессиональный педагогический журнал «Современный урок» [Электронный ресурс] – 2022. – URL: https://www.1urok.ru/categories/23/articles/58439 (дата обращения 20.04.2025)

5.                 Набиуллина Э. М. Работа с родителями в сфере дополнительного образования // Образовательный маркетплейс «Инфоурок» [Электронный ресурс] – 2020. – URL: https://infourok.ru/rabota-s-roditelyami-v-sfere-dopolnitelnogo-obrazovaniya-4322091.html (дата обращения 20.04.2025)

 

 


Поделиться: