Поиск по сайту

Экологическое образование детей с ограниченными возможностями здоровья: интеграция биологии и заботы об окружающей среде


Авторcтво: Дашкина Алия Владимировна, учитель биологии, физики; Ермакова Ангелина Вадимовна, учитель биологии, географии ГБОУ школа № 120 Выборгского района г. Санкт-Петербурга


Аннотация. Данная статья продемонстрирует опыт работы с учащимися с ОВЗ по освоению основ биологии и экологии в доступной форме, учитывая особенности восприятия и обучения этой категории. Работа с обучающимися с ОВЗ может включать в себя адаптированные тексты, наглядные материалы, интерактивные задания и практические опыты, которые помогут ученикам лучше понять окружающий мир и его законы.

Ключевые слова: биология, экология, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), межпредметные связи, педагогические подходы, приёмы и методы, наглядные средства, смена деятельности. 

       Целью биологии и экологии в основной школе, согласно ФГОС, является формирование у учащихся научных знаний о живой природе, её закономерностях, об организме человека, его строении, жизнедеятельности, взаимодействии с окружающей средой, а также развитие основ экологической культуры и понимания необходимости бережного отношения к природным ресурсам и экосистемам [10].

       Среди задач, решение которых способствует достижению поставленной цели, следует отметить: овладение учащимися биологическими понятиями и знаниями; расширение кругозора; становление системы экологически ориентированных личных ценностей, убеждений и отношений; разовитие личной ответственности за состояние окружающей среды.

       Решая данные задачи необходимо учитывать особенности работы с учениками с ОВЗ. Классы, в которых обучаются ученики с ОВЗ, неоднородные по составу, поскольку дети имеют не одинаковые нарушения, у каждого свои особенности, которые приходится учитывать при проведении урока. Обучающиеся могут испытывать в различной степени выраженные затруднения в усвоении материала, которые обусловлены нарушениями речи и эмоциональной сферы, иметь недостаточные познавательные способности, нарушения в организации деятельности и поведении.

При работе с учениками с ОВЗ необходимо соблюдать следующие педагогические подходы, приёмы и методы:

-                   индивидуальный подход: учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, такие как уровень развития, интересы, способности и потребности;

-                   разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты и планы, адаптированные под конкретного ученика;

-                   использовать специальные методики и технологии обучения, которые учитывают особенности восприятия информации у учеников с ОВЗ;

-                   применять наглядные материалы, аудио- и видеоматериалы, интерактивные задания и другие средства, которые помогут ученикам лучше усваивать информацию;

-                   создавать комфортную образовательную среду;

-                   работать в тесном сотрудничестве с психологами, дефектологами, логопедами и другими специалистами, которые могут помочь в разработке индивидуальных образовательных маршрутов и методик обучения;

-                   поддерживать учеников в процессе обучения, поощряйте их успехи и помогать преодолевать трудности;

-                   использовать разнообразные методы мотивации, например, похвалу, награды, игровые элементы;

-                   адаптировать учебные материалы и задания под уровень понимания и возможности учеников с ОВЗ;

-                   разбивать сложные задания на более мелкие шаги, использовать упрощённые формулировки и объяснения;

-                   проявлять терпение и доброжелательность в общении с учениками, особенно в ситуациях, когда они испытывают трудности или проявляют непонимание;

-                   применять специализированные технические средства, такие как компьютеры с адаптированным программным обеспечением, коммуникаторы, устройства для чтения с экрана и другие технологии;

-                   помогать ученикам с ОВЗ участвовать в коллективной работе и взаимодействовать с одноклассниками;

-                   организовывать совместные проекты, групповые задания, игры, которые способствуют социализации и взаимодействию;

-                   обеспечивать регулярную обратную связь от учеников, чтобы отслеживать их прогресс и корректировать методы обучения при необходимости;

-                   проводить индивидуальные беседы, опросы, наблюдения за работой учеников [7, 11].

        При проведении уроков должны учитываться особенности работоспособности, концентрации внимания, умения выражать свои мысли устно и письменно. Необходимо умение заинтересовать материалом, для чего вводится использование наглядных средств, смена деятельности, включение всех органов восприятия.

       В результате планируется воспитать у обучающихся личностные качества, такие как соблюдение правил поведения, соответствующих этическим нормам, развитие мотивации к овладению учебным процессом, осознание себя полноценным членом общества, который может участвовать в общественной жизни и приносить пользу, отвечать и прогнозировать свои действия, выбирать и формировать привычки и стиль поведения, обеспечивающий безопасность и сохранение здоровья как своего, так и окружающих. Обучающиеся по возможности овладевают систематизацией и обобщением, учатся анализировать информацию, критически мыслить и уметь отличать недостоверную информацию, творчески мыслить и искать альтернативные варианты.

В эколого-биологическом образовании ученики должны овладеть следующими навыками:

-                   изучить и понять термины, используемым в экологии (экосистема, элементы экосистемы, экологические факторы, структура, развитие экосистем, сукцессия);

-                   определять типы наземных и водных экосистем своей местности, экологические взаимодействия в экосистемах своей местности, изменения, происходящие в экосистемах в результате саморазвития или под воздействием антропогенного фактора;

-                   осознавать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;

-                   понимать зависимость здоровья человека от качества окружающей среды;

-                   прогнозировать дальнейшие изменения экосистем своей местности;

-                   планировать мероприятия, направленные на улучшение состояния экосистем.

Picture backgroundВводя термины, необходимо обязательно применять наглядные пособия, слайды, фотографии. В рассказах о флоре и фауне возможно использование звуковых записей (голоса птиц, животных).

В домашние задания включаются, помимо чтения, творческие задания. Например, при введении термина «экология» объясняется происхождение слова: «наука о доме» и предлагается нарисовать картинку в виде многоэтажного дома, в котором живут разные организмы.

Рассказывая о пищевых связях, предлагается дидактический материал – фотографии различных представителей трофических уровней, из которых дети самостоятельно складывают пищевые цепи. При объяснении понятия экосистема можно ввести схему: Экосистема = Живые организмы + Живые организмы + Окружающая среда [3, 6].

Формирование понятия экосистемы следует начинать с понятных малых систем (болото, лес, водоем), далее, включая взаимосвязь с другими науками (географией, историей, почвоведением, физикой, химией, краеведением, экономикой), рассказывать об экосистемах природных зон и обобщить, говоря, что самая крупная природная экосистема – биосфера Земли. Таким образом выстраивается логический ряд природных сообществ.

При изучении искусственных сообществ возможно рассказывать о злаковых монокультурах и их значении, в табличной форме фиксировать разницу между разными типами сообществ.

Picture backgroundДля учащихся нашей школы предлагаю знакомство с экосистемой Ладожского озера. Озеро расположено в Республике Карелия (северный и восточный берег) и Ленинградской области (западный, южный и юго-восточный берег). Через Ладожское озеро из Скандинавии через Восточную Европу в Византию с IX века проходил водный путь «Из варяга в греки», который позволял викингам и русским купцам перемещаться между Балтийским и Черным морями в IX веке. В некоторых списках «Повести временных лет» именно Ладога, названа местом, куда в 862 г. был призван на княжение варяг Рюрик: отсюда появилась версия о том, что Ладога была первой столицей Руси. Ладожское озеро сыграло ключевую роль в Великой Отечественной войне, особенно в период блокады Ленинграда. С 1939 по 1944 гг. здесь базировалась Ладожская военная флотилия, защищавшая стратегически важные водные пути. С началом блокады Ленинграда водоем стал единственным коридором, связывающим осажденный город с остальной страной. По маршруту «Дорога жизни» доставляли продовольствие и медикаменты. Летом грузы шли по воде, зимой – по замерзшей поверхности озера. За годы блокады по «Дороге жизни» было доставлено более полутора миллионов тонн продовольствия и эвакуировано более миллиона человек [5].

Рассказывая об экосистеме Ладожского озера, обучающимся предлагаются географические карты, слайды и фотографии флоры и фауны, выдается задание на маршрутном листе. Обсуждаются экологические факторы, составляются пищевые цепи, рассматриваются вопросы охраны окружающей среды (таким образом сами ученики могут участвовать в улучшении экологической обстановки) [1, 2, 4].

         Разработка и адаптация индивидуальных образовательных маршрутов по биологии и экологии для детей с различными видами ограничений здоровья, а также организация практических занятий в специально оборудованных классах или на природе, учитывающих потребности учащихся с ОВЗ, проведение экологических акций и мероприятий, адаптированных для участия обучающихся с ОВЗ, повышает их осведомлённость в вопросах экологического образования и воспитания, формируется представления о взаимосвязи человека и природы, а также о необходимости бережного отношения к природным ресурсам.

 

 

 

Литература

1.                 Аналитический обзор. О состоянии и охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2003 году. – СПб. 2004.

2.                 Атлас ООПТ Санкт-Петербурга / отв. ред. В.Н. Храмцов, Т.В. Ковалева, Н.Ю. Нацваладзе. – СПб., 2013. 176 с.

3.                 Биология: 5-й класс базовый уровень учебник /В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, 3.Г. Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. - Москва: Просвещение, 2023. - 160 с.

4.                 Документы ФГБУ "Национальный парк "Ладожские шхеры" [Электронный ресурс] URL: https://parkladoga.ru/docs/ (дата обращения: 15.04.2025).

5.                  

6.                 Дорога жизни. Рассказ. Н. Ходза. Ленинград: «Детская литература», 1974. – 68 с.

7.                 Дунаев Ю.А. Животные из Красной книги России. – СПб. – «БКК», 2018. – 80 с. – (Серия «Узнай мир»).

8.                 Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. – М.: Илекса, Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 400 с.

9.                 Кириллова В.А. Озера Ленинградской области. В. А. Кириллова, И. М. Распопов. – Ленинград: Лениздат, 1971. – 150 с.

10.            Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / A. М. Митяева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.

11.            Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Приказ Минпросвещения России № 287 от 21 мая 2021 [Электронный ресурс] URL: https://goo.su/RoUuC5 (дата обращения: 15.04.2025).

12.            Российская газета – Экономика Северо-Запада [Электронный ресурс] 2022. - № 66(8714). URL: https://www.pressa-rf.ru/rucont/edition/279012 / (дата обращения: 15.04.2025).


Поделиться: