Поиск по сайту


Авторcтво: Безужкевич Елена Вячеславовна, учитель начальных классов ГБОУ лицей № 486 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье обосновывается важность экологического воспитания младших школьников с использованием возможностей внеурочной деятельности. Экологическое воспитание способствует развитию экологических ценностей, личностных качеств и экологической грамотности учащихся, направлено на формирование у детей ответственного отношения к природе и окружающей среде. В статье также рассматриваются методы и организационный формы экологического воспитания, такие как игровые элементы, экскурсии, практические занятия, экологические кружки и клубы, экологические недели и пр.

Ключевые слова: экологическое воспитание, младший школьный возраст, внеурочная деятельность, активные формы, экологическое сознание, экологическая ответственность.

 

Конец ХХ и начало ХХI веков можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: катастрофическое увеличение экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление большей частью человечества, населяющего наш общий дом. Поэтому вопрос экологического воспитания с раннего возраста приобретает все большую актуальность. Экологическое воспитание – процесс формирования у личности высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Младший школьный возраст – важный этап для формирования личности, является наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания.

Экологическое воспитание становится важнейшим направлением в системе образования, особенно в условиях усиливающегося экологического кризиса. Закладывать основы экологической культуры необходимо с младшего школьного возраста, так как в этот период формируются базовые ценности, нормы и поведение, которое может сохранить природу и обеспечить устойчивое развитие общества [2].

Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей системы знаний об окружающей среде, ценностного отношения к природе и навыков экологически целесообразного поведения [1, с. 119]. Оно включает в себя не только передачу информации, но и развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка, формирование чувства ответственности за сохранение природы.

По мнению В.А. Ясвина, экологическое воспитание необходимо рассматривать как элемент общей системы ценностного воспитания, так как оно влияет на формирование гуманистического мировоззрения [5].

Основная цель экологического воспитания в начальной школе – научить ребенка расширять свои знания законов живой природы, а также стремиться к пониманию сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. Также младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, когда формируются навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции, устойчивые познавательные потребности и интересы, обеспечивается принятие социальных норм, нравственное развитие, овладение привычными способами поведения.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения прописаны следующие планируемые результаты экологического воспитания младших школьников: «ценностное отношение к природе; первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; личный опыт участия в экологических инициативах, проектах».

Младший школьный возраст отличается высокой восприимчивостью к новым знаниям, эмоциональной отзывчивостью и интересом к окружающему миру. Именно поэтому экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью внеурочной деятельности, которая позволяет реализовать образовательные цели в более свободной, игровой и творческой форме [3].

Для младших школьников экологическое воспитание играет важную роль в становлении личности, способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к природе, трудовых навыков и умения взаимодействовать с окружающим миром [4].

Методы и приёмы, используемые во внеурочной деятельности могут быть более активными, чем на уроках и предоставляют широкие возможности для реализации экологического воспитания.

Представим основные формы экологической внеурочной деятельности:

-                   Беседы природоведческого характера расширяют кругозор детей, активизируют их внимание, развивают мышление, прививают интерес к природе и её обитателям;

-                   Кружки и клубы экологической направленности (например, "Юные экологи", «Эколята») играют существенную роль в формировании сотрудничества, групповых и массовых форм работы, направленных на формирование экологического сознания школьников;

-                   Эколого-краеведческая работа позволяет детям расширить знания о природе родного края;

-                   Проектная и исследовательская деятельность открывает возможности в формировании собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром;

-                   Игровые технологии дают возможность закрепить у детей полученные о природе экологические представления, упражняться в их использовании. С целью приобретения новых знаний, закрепления теоретических понятий целесообразно использовать дидактические игры: «Что будет, если …», «Кто, где живёт», домино «Мы из Красной книги России», подвижные игры с элементами имитации: «Сова», «Танец животных и растений», «Погода» и др.;

-                   Экскурсии раскрывают перед детьми красоту родной природы, ее неповторимость; одновременно замечается и неразумное, пагубное влияние человека на природу;

-                   Экологические недели – это период, в который могут проводиться с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему «Земля – наш общий дом»; конкурсы поделок из природного материала; классные часы; конкурсы «Знатоков природы»; предметные викторины, игры-путешествия, экологические акции «Помощь зимующим птицам» и пр.

Вызывает интерес индивидуальная форма экологической работы, которая включает в себя деятельность учащихся по подготовке докладов, презентаций, наблюдения за растениями и животными, фотографирование.

Внеурочная деятельность способствует более глубокой и устойчивой мотивации детей к изучению природы, формированию практических навыков и экологического мышления.

В современной системе образования воспитание экологической культуры учащихся должно проводиться систематически, обязательно должен быть принят во внимание местный краеведческий материал, также необходимо придерживаться принципов преемственности. Благодаря использованию разнообразных форм и методов работы во внеурочной работе по экологическому воспитанию детей, происходит развитие положительных качеств личности, формируется бережное отношение школьников к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Экологическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность играет ключевую роль в формировании у детей бережного отношения к природе, основ экологического сознания и культуры. Эффективность этого процесса обеспечивается сочетанием разнообразных форм и методов работы, опорой на возрастные особенности детей и активным включением их в практическую природоохранную деятельность.

Системная организация внеурочной деятельности экологической направленности способствует не только формированию экологических знаний и умений, но и развитию личностных качеств школьников, их социальной активности и экологической ответственности.

 

Литература

1.                 Андрусякова И.П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников. // Молодой учёный. – 2018. - № 1. – С.118-120.

2.                 Глазачев С.Н. Экологическая культура: современный подход. — М.: Академия, 2017. - С. 93-96

3.                 Миронов А.В. Экологическое образование младших школьников. — Юрайт, 2025. – С. 217-219.

4.                 Сергеева Г.В. Формирование экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа, 2021, № 5. - С. 27.

5. Ясвин В.А. Экологическая педагогика. — М. //Смысл, 2015. – С. 108-111.


Поделиться: