Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ГИМНАЗИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Авторcтво: Анацко Ольга Эдуардовна, учитель химии; Ханукович Евгения Моисеевна, учитель математики; Зарандия Луара Сергеевна, учитель истории ГБОУ гимназия № 399 Красносельского района Санкт-Петербурга


Аннотация. В статье представлен опыт организации системы мероприятий по экологическому воспитанию в гимназии № 399 Красносельского района. В систему входят такие мероприятия как экологические игры, исследовательская деятельность, экологические уроки, школьные и районные экологические конкурсы, и акции, квесты по паркам Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологические игры, квесты, исследовательская деятельность.

       Экологическое воспитание призвано сформировать познания о природе, её взаимодействии с обществом, знание по её исследованию и охране. Важнейшей задачей экологического воспитания является также формирование бережного и ответственного отношения к природе. Во многом экологическое воспитание связано с изучением предмета «Экология». В нашей гимназии в учебном плане данного предмета нет, поэтому мероприятия, связанные с экологическим воспитанием у нас, проходят обычно во внеурочной деятельности.

       В данной статье обобщен опыт по проведению экологических мероприятий в гимназии.

       В гимназии реализуются различные экологические проекты, как гимназического, так и районного уровня. Но, в них участвуют, к сожалению, не все классы.  Соответственно одним из направлений экологической работы в гимназии может быть привлечение большего числа участников к экологическим акциям.

       Многие мероприятия проводят учащиеся старших классов для учащихся более младших классов, работая в общегимназическом проекте «Старшие для младших». Соответственно второе направление развития – развитие проекта «Старшие для младших» [1]. К сожалению, практически не проводятся мероприятия с участием учеников начальных классов. Тогда можно выделить третье направление экологического воспитания – привлечение учащихся начальной школы к различным экологическим мероприятиям.

Нашу деятельность по экологическому воспитанию можно разделить на пять направлений.

1. Экологические игры.

Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

Разработан ряд игр игры по экологии для учащихся 1-6 классов [2, 3, 4]:  «Мир веществ и их превращений»; «Вода»; «Воздух»; «Почва»; «Экологические маркировки»; «Зачем математика экологам?»

Игры проводит учитель с помощью учащихся 8-9-х классов.

Использование игр помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. В процессе подготовки к игре учащимся приходится знакомиться с основными понятиями экологии, экологическими проблемами, а во время игр учащиеся ищут пути решения проблем, предлагают свои проекты. В итоге игры, учащиеся осознают, что они могут и должны ответственно относиться к окружающей среде.

2. Исследовательская деятельность.

В нашей гимназии систематически ведется работа по исследовательской деятельности. Учащиеся 5-9-х классов под руководством учителей выполняют работы по изучению окружающей среды и представляют свои работы на гимназической конференции на секции «Экология человека». После конференции старшие учащиеся выступают со своими докладами для учащихся младшей школы.

Тематику исследований можно разделить на четыре группы:

1. Исследование объектов окружающей среды;

2. Исследование качества и состава пищевых продуктов;

3. Экология города;

4. Общие проблемы экологии.

В рамках первой группы тем учащиеся исследуют состав и качество природных вод ближайших к гимназии водных объектов. За последние несколько лет были выполнены работы по темам:

·                   «Исследование качества воды реки Ивановки Красносельского района Санкт-Петербурга»;

·                   «Экологическое состояние вод озер Красносельского района»;

·                   «Исследование содержания нитратов и нитритов в природных водах»;

·                   «Исследование состояния почв в Красносельском районе Санкт-Петербурга»;

·                   «Водные ресурсы Красносельского района: история и современность».

В данных проектах принимает участие достаточно большое количество учащихся 8-10-х классов, причем работа над проектом включает в себя не только отбор проб воды, лабораторные исследования, но и изучения истории водных объектов.

В рамках второй группы тем выполнены работы:

·                   «Исследование яблочного сока разных производителей по физико-химическим показателям»;

·                   «Исследование молочных продуктов»;

·                   «Определение органолептических и химических показателей качества колбасных изделий»;

·                   «Экологическая культура – культура потребления. Энергетические напитки: вред или польза»;

·                   «Экологическая культура – культура потребления. Кофе: мифы и реальность»;

·                   «Газированные напитки: вред или польза?»;

·                   «Жевательная резинка: вред или польза?».

Данные работы посвящены изучению популярных у подростков продуктов питания. Учащиеся проверяют доступными способами качество продуктов, выясняют вред и пользу их употребления.

Группа работ «Экология города» связана с изучение городской среды Санкт-Петербурга. В этих работах основы составляет исторический или краеведческий компонент, но любое изучение города невозможно без экологической составляющей.

Пример работ:

·                   «Экологические маршруты по зеленым насаждениям Красносельского района»;

·                   «Имя Михаила Васильевича Ломоносова на карте Санкт-Петербурга и Ленинградской области»;

·                   «Имя Д.И. Менделеева на карте Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

При выполнении данных работ учащиеся не только знакомились с историей города, но и исследовали его экологическое состояние, ведь составить маршрут по городу нельзя, не учитывая городскую среду.

Работы четвертого направления заключаются в исследовании общих вопросов экологии:

·                   «Вред и польза пластика»;

·                    «Зачем нужны удобрения?»

Исследовательские работы систематически представляются на различных конкурсах и конференциях, например:

-                   на Экологических чтениях, проходивших в Колледже водных ресурсов;

-                   на Ежегодной научно-практической экологической конференции «Природно-ресурсный потенциал Красносельского района. Характеристика и оценка», проводимой Администрацией Красносельского района;

-                   в Санкт-Петербургском Горном университете на V Межрегиональной конференции «Экологическое образование в средней школе»;

-                   на IX-я Научно-практической экологической конференции для 8-11 классов по теме: «ЭКОЛОГИЯ И ДУХОВНОСТЬ»;

-                   на конкурсе проектов для учащихся Красносельского района «УМНЫЙ ЛЕКТОРИЙ»;

-                   на открытой районной научно-практической конференции учащихся «Бестужевские чтения»;

-                   на районном конкурсе исследовательских и проектных работ «Новые имена»;

-                   на VIII Международной олимпиада-конкурсе научных работ
учащихся школ, гимназий и лицеев имени В.Я. Курбатова «ХИМИЯ: НАУКА И ИСКУССТВО»;

-                   на Городской научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия».

3. Экологические уроки.

В последние два года в нашей гимназии проходят эко-уроки в рамках общероссийского проекта ЭКОКЛАСС.

Эко-уроки проводят учителя естественно-научных дисциплин и помогают им учащиеся 8-11-х классов.

4. Школьные и районные экологические конкурсы, и акции.

В ноябре-декабре в Красносельском районе проходит традиционный Экологический фестиваль Красносельского района.  Главные цели этого мероприятия: улучшение экологической обстановки в районе и повышения экологической культуры детского и взрослого населения. В рамках фестиваля проходят различные конкурсы: эко-плакатов, эко-рифм и т.д. Перед районным мероприятием проводится Экофестиваль в школе, причем руководителями и кураторами работ младших школьников выступают учащиеся средних классов.

5. Квесты по паркам Санкт-Петербурга.

Квесты по паркам – одно из направления работы нашей гимназии. Нами разработаны квесты по пяти паркам Санкт-Петербурга: Екатерингоф, Московский парк Победы, Александрино, Пулковский парк.

Помимо исторического компонента квесты содержат вопросы, связанные с экологией, и предполагают уборку мусора.

После проведения квеста подводятся итоги, по количеству баллов определяются команды победители. Но, конечно, основными результатами являются те знания, которые учащиеся приобретают о время игры и те эмоции, которые они испытывают.

Результаты игры представлены в соответствующих блогах, квесты вызвали интерес у обучающихся.

Таким образом, экологическое воспитание – это направление педагогики, связанное с воспитанием бережного и ответственного отношения к природе. Проделанная работа позволяет выделить следующие перспективные направления экологического воспитание в нашей гимназии:

1) привлечение большего числа участников к экологическим акциям;

2) развитие проекта «Старшие для младших» для проведения экоуроков;

3) привлечение учащихся начальной школы к различным экологическим мероприятиям;

4) проведение экологических игр с привлечением учащихся других школ.

Литература

1.                 Анацко О.Э. Использование гимназического проекта «Старшие для младших» для формирования экологической культуры младших школьников // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. - № 1. С. 7-9. 

2.                 Анацко О.Э. Экологические игры-уроки в 5 классе // Открытый урок: методики сценарии, примеры. – 2012. - № 3. – С. 51-62.

3.                 Анацко О.Э. Экологический урок-игра «Живое тело Земли» // Открытый урок: методики сценарии, примеры. – 20212. - № 7. – С. 26-31.

4.                 Анацко О.Э. Разнообразный мир веществ и их превращений // Открытый урок: методики сценарии, примеры. – 2013. - № 2. – С. 48-52

Поделиться: