Поиск по сайту

Творческая презентация программы по декоративно-прикладному творчеству «Сундучок ремесел»


Авторcтво: Ломадзе Анна Владимировна, педагог дополнительного образования ГБОУ средняя школа №117 Санкт-Петербурга


      Каждое утро я просыпаюсь с мыслью, что наступил новый день, который принесёт мне радость от встречи с любопытными, озорными, иногда печальными, но чаще весёлыми и счастливыми глазами детей, которые посещают мои занятия. Я вижу, что они идут на мои занятия с удовольствием и, как педагог, я стараюсь донести до детских сердец красоту окружающего мира, всю прелесть красок нашей природы.

      Дети завороженно смотрят, как из клубка лент распускаются волшебные цветы, как оживают целые пейзажи, а из обычного куска теста получаются разные предметы, люди, звери. Под чутким руководством педагога оживают яркими красками поделки, сделанные руками детей. А какие куклы получаются… как настоящие, живые, с большими блестящими глазами. Дети впитывают каждый совет, внимательно слушают и педагог, как волшебник, направляет детские руки, в нужный момент приходит на помощь.

     Это счастье, что из неумелых детских пальчиков получаются умелые детские ручки, у которых, конечно, всё получится и дети отблагодарят своего педагога высокими результатами.

     В детстве мне нравилось смотреть, как моя старенькая бабушка вышивала гладью покрывала, шторы, скатерти. Это казалось чудом. На белой ткани оживали алые маки, зелень отливала шёлком нитей. С детства я впитала в душу и сердце это волшебство и, конечно, очень хотелось делать эти чудеса своими руками. Вышивку лентами вообще трудно сравнить с чем-либо. Расцветают объёмные букеты на полотне, как живые, склоняются лепестки. Ну как не любить этот волшебный шёлковый шелест! В наш век изобилия информации и интернета я узнала, что не только вышивкой можно удивлять. Так, меня заворожили поделки из солёного теста. Оказалось, что из муки и соли можно сделать много красивого и интересного. А если поделки из солёного теста раскрасить и обжечь, то получаются настоящие произведения искусства. Эта работа завораживает, захватывает, нет предела фантазии. Всё это я стараюсь донести до своих воспитанников, чтобы и под их непослушными пальчиками безликое тесто превращалось то в корзину с фруктами, то в забавных зверюшек, то в сказочный букет цветов.

     Персонажи детских сказок суетливо толпятся на полках. Но позвольте, они живые? Конечно, это тоже творение детских рук. Такие замечательные куклы мои воспитанники тоже творят, потому что слово «шьют» - не про эти изделия. Я учусь вместе с детьми. Мы вместе с ними ищем пути решения творческих задач, творчески и духовно растем вместе. Я педагог дополнительного образования. Я горжусь своей профессией. Это моё призвание!

     Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей вышивке лентами, тестопластике, бисероплетению, шитью текстильной куклы.

Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.

    Я считаю главной задачей дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности.
 Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно-прикладному творчеству, приобщить их  к  рукоделию, заложить основы нравственных ценностей,  научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия. 

    Народное творчество занимает особое место в художественной культуре России. Оно воспитывает у современного поколения чувство прекрасного, формировавшееся веками, сохраняет созданный народом эстетический идеал. Одним из главных направлений развития народного творчества является де­коративно-прикладное искусство, которое дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности. С каждым годом усилива­ется интерес к этому массовому творчеству, в котором народ выражает свои представления о прекрасном.

  Программа «Сундучок ремёсел», по которой я работаю, вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как бисероплетение, лепка из солёного теста, вышивка лентами, изготовление текстильной куклы дает возможность поверить в себя, в свои способности.

Программа модифицированная, рассчитана на 3 года, для детей в возрасте от 6 до 16 лет.  

      Обучение по программе предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-эстетических способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.

      Образовательная программа «Сундучок ремёсел» актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

      Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Новизна программы состоит в том, что обучающиеся осваивают основные техники сразу нескольких видов декоративно-прикладного творчества: бисероплетение, лепка из солёного теста, вышивка лентами, изготовление текстильной куклы. Программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения. С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно - развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям на занятиях детям с различной подготовкой даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант. 

     Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость. Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда. Для успешной реализации программы, необходимо материально-техническое обеспечение: карандаши, краски, кисти,  мука, соль мелкая, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые и шерстяные нитки, ножницы, иглы длинные, духовой шкаф, ленты для вышивания, ткань, бисер, синтепон, пяльцы, клей ПВА и другие материалы.

     В результате освоения программы в объединении «Сундучок ремёсел» воспитанники получают целый комплекс знаний и умений. Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки, а также контрольные срезы теоретических и практических знаний обучающихся.  

     Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.

                                                                                                Литература

                                                                                      Литература для педагога

  1. Азбука бисера. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Издательский дом "Литера", 1999 г.
  2. Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997.
  3. Гибсон Р. Бусы, ожерелья и браслеты / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. – М.: Росмэн, 1997.
  4. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. – 256с., ил.
  5. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы. – С-Пб.: Ладога-100, 2007.
  6. Подарки. Техники. Приемы. Изделия: энциклопедия / Под ред. Т.Деркач. – М.: Аст-пресс, 1999.
  7. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. – 224с., ил.
  8. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

 

                                                                                            Литература для детей

  1. Вышивка лентами серия «Школа вышивки» перев. с анг. М. Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
  2. Дженни Бредфорд, Диана Лампе Магия цветов.
  3. Зимина Н.В. Шедевры из солёного теста. 2009.
  4. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. – 198с., ил.
Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Ск

Поделиться: