Поиск по сайту

Патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере исторических личностей (Александр Невский, Петр Первый, Александр Васильевич Суворов)


Авторcтво: Сатдарова Екатерина Юрьевна, инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад № 126 Санкт-Петербурга


      Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.

      В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности-достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. В современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. И чтобы наши потомки не забывали и понимали значение слов: «Родина», «патриот», «патриотизм», мы должны научиться ощущать себя частицей народа, но главное - должны научить этому наших детей.

      Дети дошкольного возраста - восприимчивые, любознательные, отзывчивые, их легко можно чем-то заинтересовать. С детства начинают формироваться чувства патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее. И поэтому в детском саду необходимо создавать все условия для решения задач патриотического воспитания дошкольников, обращаясь к историческому прошлому нашего государства, воспитывая чувство гордости и уважения к ее истории, а также к людям, внесшим значимый вклад в развитие и защиту нашего государства.

      Дошкольникам необходимо знать историю нашей страны, в которой немаловажную роль сыграли отдельные исторические личности. Именно пример их отношения к Родине поможет гордиться ими и, самое главное-уважать свою родную землю.

 

 Историческая справка. О важности отбора материалов исторического содержания, доступного для восприятия детьми дошкольного возрастаю

 

        Имя Александра Невского - одно из самых значимых в истории нашей страны. Александр Невский до сих пор является героем для русских людей. Изучая историю жизни и свершений этого великого русского человека, мы понимаем, какой сильный русский дух, какая большая любовь к Родине были заключены в нем. Такие знания укрепляют и развивают чувство патриотизма, наполняют сердце гордостью за свое государство. Такие величественные исторические фигуры как Святой князь Александр Невский является для многих поколений наших соотечественников символом далекого, но героического прошлого, они освещает нам дорогу в будущее, являются примером проявления русского духа.

        Времена святого благоверного князя - это период напряженных войн в истории нашей Родины. Русь нуждалась в защите от кочевников на востоке и от крестоносцев и шведов на западе. Это сказывалось на всем укладе жизни русских людей и диктовало свои особенности в воспитании детей, в частности мальчиков. Физическое воспитание будущих воинов осуществлялось не только в процессе детских игр, но и игрищ, связанных с разного рода культовыми обрядами. Как правило, составляющими этих игрищ были не только песни и пляски, но и соревнования в прыжках, беге, борьбе, стрельбе из лука, метании копья. Игры представляли собой подобие состязаний, эстафет, поединков. В них участники осваивали и оттачивали важные для будущего воина качества – силу, сноровку, гибкость, ловкость, быстроту, в том числе, реакций, выносливость, смелость, то-есть, укрепление жизненных сил в человеке, учились проявлять волевые качества, принимать решения не торопясь, всесторонне обдумав и взвесив, проявлять самостоятельность, учились работать в команде, где главные принципы – «один за всех, все за одного», «товарища в беде не бросаем». Такие занятия несли большой воспитательный заряд. В таких играх многие дети впервые начинали приобретать привычку преодоления трудностей.

        В вопросах военно-физического воспитания в армии и флоте России начала ХIХ века крупнейшие военачальники придерживались на тот счёт самых современных взглядов. Огромную роль здесь сыграл великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, который определил физическую и боевую подготовку как единый процесс. Он знал, что русский солдат патриотичен, активен и предан государю. И во время боя он способен мыслить, действовать и идти к победе.

         Русский полководец понимал, что военно-физическая подготовка должна была служить воспитанию трех главных воинских качеств, коими были «глазомер, быстрота, натиск». Одним из первых А.В. Суворов ввел утренние занятия (прообраз современной зарядки) в армии («что после побудка исполнять»), куда входили ходьба, в том числе «гусиный шаг», строевые упражнения, стрельба из ружей.

         С появлением такой личности, как Петр Первый, царь – реформатор, создавший новую армию, флот, возникает потребность в развитии физической культуры и воспитания в России. И возникает она не только для целей военных, в ходе Петровских реформ во многих учебных заведениях вводят физическую подготовку. Обучение проходило по парусному делу, стрельбе из оружия, а также изучались фехтование и неотъемлемое умение всех дворян-верховая езда. Правда, для простого народа физическое воспитание не приветствовалось, поэтому и носило элитарный характер.

         Изучая тему исторических личностей, я задумалась над тем, как сделать так, чтобы моим воспитанникам было интересно и не скучно осваивать эти знания, какие же приемы и формы работы с детьми помогут мне в этом? И здесь я обратилась к дидактике. Важными принципами её являются наглядность и доступность. Обращение к этим знаниям позволило мне работать с учетом возрастных и индивидуальных (психолого-педагогических) особенностей дошколят. Помятуя о том, что «повторение – мать учения», я на каждом занятии обращалась к детям с просьбой «помочь мне вспомнить, о чем говорилось в прошлую встречу», и с радостью отзывались на мою просьбу, наперебой рассказывая мне сюжет или описание (как выглядел, например, Петр Великий). Любой мой краткий рассказ сопровождался (опирался) на иллюстрацию.

        Для решения поставленных задач, направленных на патриотическое и физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на примере исторических личностей, я разработала план самообразования, в основе которого лежала педагогическая идея и практика погружения детей в историю прошлого страны, что позволяет детям получить правильную (неискаженную) информацию, глубоко её прочувствовать и, быть может, осознать.

        Эта проблема интересовала меня всегда, но благодаря программе самообразования, я получила возможность глубже и детальнее её изучить, проанализировать с позиций инструктора по физической культуре дошкольного учреждения, и в 2018 году я разработала несколько тематических занятий для работы с детьми.   Продумала как можно использовать подобранные материалы в разных аспектах образовательной деятельности, в том числе, в режимных моментах, вовлекая в этот процесс родителей воспитанников и применяя при этом интеграцию образовательных областей: познавательное, физическое, а также речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

        Актуальность педагогической практики по данной теме заключается в её воспитательной значимости, в ходе работы над которой формируется нравственная личность, воспитанная на национальных традициях, общечеловеческих ценностях, гражданственности, любви к своей семье, Родине. Я составила список методической и художественной литературы по теме, в том числе для детей, и каждый раз, приходя на занятие, я имела в руках книгу, из которой дети узнавали о жизни защитников земли Русской, о их мужестве, смелости и отваге; создала картотеку физкультминуток, загадок, поговорок и пословиц о Родине и ее защитниках, о силе, смелости, храбрости; сделала подборку дидактических игр, подвижных игр и эстафет, разработала конспекты физкультурных досугов и спортивных праздников. И все это нашло место в методическом кабинете нашего ДОУ. Ежегодно с этими материалами, которые я постоянно обновляются, я выступаю на семинарах.

        Одним из главных аспектов этой работы является привлечение родителей. И главное здесь замотивировать их, заинтересовать самой темой и показать возможные педагогические эффекты от совместной работы с нами педагогами. Для этого в начале учебного года я провожу консультацию для отцов «Каждый отец должен ЗНАТЬ и УМЕТЬ», на котором рассказываю о том, как воспитать ребенка знающим и умеющим и предлагаю им в помощь свою программу длинною в год, в заключении я дарю им буклеты с нашим общим планом работы. А уже в конце сентября на сайте нашего учреждения появляется презентация для совместного домашнего просмотра родителей с детьми «Кто за Родину горой, тот истинный герой!».

         Ежегодно программа творческих событий обогащалась новыми формами и содержанием. Так, в феврале 2022 года в нашем детском саду прошел творческий игровой конкурс родителей с детьми «Дружина Александра Невского». Он прошел в 4-х группах ДОУ, участниками стали 16 семей, зрителями – около 80 детей и взрослых). В январе 2023 года родители совместно с детьми с удовольствием изготовили нестандартное оборудование (булавы) для утренней гимнастики, участниками домашней творческой мастерской стали 5 семей, они же продемонстрировали новое спортивное оборудование на родительском собрании в конце января и подарили его родному детскому саду.

«Годовой круг игр и игрищ»

        Большой интерес у детей вызвали следующие мероприятия:

- просмотр тематической презентации «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский», в которой я познакомила детей с русским князем и его ролью в исторических событиях нашей Родины. Выстроила работу как словарную, в беседе разъясняя каждое слово названия презентации. Разъяснением слова «святой» подвела итог работе.

- эстафета «Кто быстрее проскачет на коне»; сентябрь

- интерактивная игра «Петр Первый во всем первый!»; октябрь

-соревнования «Эх ты, удаль богатырская!» (перетягивание каната,

«Рукоборие» (армрестлинг); ноябрь - декабрь

- просмотр мультфильма «История Александра Суворова для малышей» - позволил лучше узнать о жизни великого русского полководца Александра Невского; январь

- подвижная игра «Меткий богатырь»; февраль

- физкультурный досуг «Есть дата в снежном феврале…»; февраль

- утренняя гимнастика «Кто с булавой занимается, тот здоровья набирается!»-позволила с утра создать у детей отличное настроение, поднять эмоциональный и мышечный тонус; в течение года

-тематическая викторина «Доспехи и снаряжение защитников земли Русской» - познакомила детей с одеждой русских воинов, ее назначением, названиями предметов защитного вооружения (шлем, кольчуга, меч, копье, палица и т.д.); март

- квест-игра «Дорога препятствий»; апрель

- игровой «час» на прогулке «Собери воина в поход»; май

        Уже традиционно в нашем детском саду в мае проходит физкультурно-тематический праздник «Зарница для дошколят». Мероприятие называлось «Твой каждый камень овеян славой!» и был посвящен юбилею нашего города. Возникший 320 лет назад, Санкт-Петербург стал ярчайшим символом русской культуры, науки, он дал мощный импульс духовному развитию всей России. Очень важно с малых лет ощущать себя настоящим петербуржцем. Воспитанники детского сада, юные петербуржцы, поздравили город с юбилеем в игровой и концертной форме.

        В увлекательной «Зарнице» приняли участие все воспитанники нашего детского сада а это более 250 детей вместе с родителями и нас всегда радует большое число участников-отцов. Каждая команда имела свое название, эмблему, связанную с достопримечательностями города.

Праздничный настрой мероприятию придавали наставники детей - командиры групп, юнги Балтийского флота, а ими стали учащиеся седьмых классов ГБОУ школы №65 наши - социальные партнеры.

        Важным моментом в формировании представлений о родном городе является способность ребёнка мыслить яркими образами. Поэтому мы стараемся подать материал для детей красочно, интересно. Праздник Зарницы открыл царь Петр I со своими фрейлинами в шикарных платьях, которых представляли мамы наших воспитанников (10 роскошных красавиц!) Далее все дружно приветствовали полководцев – князя Александра Невского и Александра Васильевича Суворова. Дети подготовительной группы исполнили в честь праздника танец с парусами «Санкт-Петербург». Вскоре среди гостей праздника появляется Заяц - герой, в честь которого назван Заячий остров в Петербурге, знаменитый и всеми любимый Чижик –пыжик, а также Каменный лев, давно ставшие символами нашего города. Под песню «Хорошего Питера» (автор И. Матвиенко), в исполнении Михаила Боярского, полководцы провели с ребятами спортивную разминку.

        Для проверки физической подготовки, ловкости, смекалки, товарищеской взаимовыручки с ребятами были проведены интересные игры, танцы, познавательные задания и эстафеты «Собери крепость», «Поймай корюшку», «Разводные мосты», «Монетка на счастье», «Перетанцуй меня», «Собери пазл Медного всадника», «Каменный лев». Дети младших и средних групп совместно с героями Солдатом, Бегемотиком, Феей Летнего сада с интересом выполняли игровые задания «Строим дом», «Летний сад», «Бегемотик в зоопарке».

        Со всеми заданиями дошколята справлялись со спортивным задором. Был исполнен Гимн Санкт-Петербурга (Глиэр Р.М.). В завершении мероприятия дети получили от царя Петра угощение -золотые шоколадные монеты.

        Благодаря слаженной работе педагогического коллектива детского сада и родителей «Зарница» прошла организованно, интересно, ярко, познавательно и дети получили массу положительных эмоций.

        В преддверии Дня защитника Отечества в 2024 году впервые прошел физкультурный досуг «Есть дата в снежном феврале…», посвященный эпохе Петра Первого и его боевым заслугам. В нем приняли участие дети старшей группы компенсирующей направленности вместе с папами. В интересной и активной деятельности, ребята с папами строили Петропавловскую крепость, собирали из пазлов фрегаты эпохи Петра, играли в подвижную игру «Каменный лев», соревновались в метании в цель и с помощью деревянных ложек доставляли в детский сад картофель!

 

Обратная связь или ради чего мы это делаем.

         Практика показала, что выбранная мной тема самообразования способствует решению очень актуальной на сегодня задачи - сохранению исторической преемственности поколений, воспитанию бережного отношения к истории, культуре, наследию России, гармонизирует детские и детско-родительские отношения, вызывает у детей желание заниматься физической культурой.

         Ежегодно мы проводим опрос родителей на предмет удовлетворенности их условиями пребывания детей в детском саду и содержанием и организацией образовательного процесса. 

- по свидетельству родителей у детей появился интерес к гуманитарному, а точнее, к историческому знанию, расширились знания о прошлом нашей Родины, об исторических личностях. На примере этих героев дошкольники увидели образы сильных, отважных, мужественных людей, которым хочется подражать (100% мальчиков на вопрос «На кого бы ты хотел быть похожим?» назвали князя Александра Невского или полководца А.В. Суворова. На вопрос «Почему народ называет Александра Невского святым?», ответы были разными, от «Он любил своих солдат» до «Он был как ангел». Мы радовались и таким, и подобным им ответам.

- По нашим педагогическим наблюдениям мальчики раскрылись на занятиях, чувствовали себя мужественными, заботливыми, научились рассказывать сверстникам и взрослым об интересных фактах, событиях истории.

- У детей расширился словарный запас. У многих детей речь стала более развитой, спонтанной.

- Дети испытали гордость за подвиг своих предков, за величие своей Родины. А единство требований детского сада и семьи обеспечило детям условия для полноценного развития нравственных ценностей и духовных сил.

         Благодаря этой деятельности наши дети, по мнению и педагогов, и родителей развиваются и физически, и духовно, и нравственно, что всех нас очень радует!


Поделиться: