Поиск по сайту

«Школа Здоровья Маши Заболейкиной»


Авторcтво: Петухова Татьяна Валентиновна, Прозоркина Кира Владимировна, инструкторы по физической культуре ГБДОУ детский сад № 34 Выборгского района Санкт-Петербурга


Аннотация. Проект "Школа Здоровья Маши Заболейкиной" направлен на формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью. Он ставит целью привить детям культурно-гигиенические навыки, научить их заботиться о себе и понимать, как работает их организм. Программа, рассчитанная на весь учебный год и охватывающая все возрастные группы детского сада, использует игровые методы и доступный язык, чтобы познакомить детей с основами здорового образа жизни, личной гигиены и безопасности. Особое внимание уделяется развитию самостоятельности, повышению самооценки и подготовке к школьному обучению. Проект опирается на методические материалы, в частности, на пособие "Школа чистоты Маши Заболейкиной", и включает в себя разнообразные мероприятия, такие как беседы, рассказы по мнемотаблицам и игры, направленные на закрепление знаний о факторах, способствующих укреплению здоровья.

Самой актуальной темой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Из года в год увеличивается количество детей не только с врожденными заболеваниями, но и с приобретенными в процессе жизни дефектами здоровья.

В связи с этим нами был разработан проект «Школа Здоровья» под девизом «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня!»

Цель проекта: способствовать формированию культурно – гигиенических навыков, совершенствование самообслуживания у детей дошкольного взраста.

Представьте себе маленького исследователя, который с любопытством изучает мир вокруг. А что может быть интереснее и ближе ему, чем его собственное тело? Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гигиены, самосознания, и знания о своем теле играют в этом процессе ключевую роль.

  • Формирование здоровых привычек: Когда ребенок понимает, как работает его тело и почему важны те или иные действия, он с большей вероятностью будет следовать правилам гигиены. Мытье рук перед едой, чистка зубов, забота о чистоте – все это становится не просто "надо", а осознанным выбором. Ребенок понимает, что это помогает ему оставаться сильным и здоровым, избегать болезней.
  • Развитие самостоятельности: Знание о своем теле дает малышу возможность лучше понимать свои потребности. Он учится распознавать сигналы голода, жажды, усталости, дискомфорта. Это помогает ему быть более самостоятельным в повседневных делах, например, просить попить, когда хочется, или сказать, что ему холодно.
  • Безопасность и защита: Понимание своего тела – это первый шаг к безопасности. Ребенок должен знать названия частей тела, чтобы иметь возможность объяснить, где ему больно или что его беспокоит. Важно также говорить о "хороших" и "плохих" прикосновениях, о личных границах, чтобы малыш мог защитить себя.
  • Повышение самооценки и уверенности: Когда ребенок понимает, что его тело – это удивительный механизм, который позволяет ему двигаться, играть, учиться, его самооценка растет. Он начинает ценить себя и свое тело, что формирует позитивное отношение к себе в целом.
  • Подготовка к школе: В школе детям предстоит узнать много нового о человеческом организме. Если базовые знания уже заложены, адаптация пройдет легче, а интерес к учебе будет выше.

Как говорить с ребенком о его организме и здоровье?

  • Просто и понятно: Используйте простые слова, понятные малышу. Вместо сложных медицинских терминов говорите "животик", "носик", "ушки".
  • Через игру: Игры с куклами, рисование, чтение книг о теле – все это отличные способы в игровой форме познакомить ребенка с его организмом.
  • С любовью и уважением: Говорите о теле с позитивом, подчеркивая его возможности и красоту.
  • Отвечайте на вопросы: Не бойтесь отвечать на любые вопросы малыша, даже если они кажутся вам наивными. Важно создать атмосферу доверия, где ребенок не стесняется спрашивать.
  • Показывайте пример: Собственным примером демонстрируйте важность заботы о своем теле: правильное питание, физическая активность, гигиена.

Знания о своем теле в дошкольном возрасте – это не просто набор фактов, это инвестиция в будущее ребенка. Это фундамент, на котором будет строиться его здоровье, уверенность в себе и способность жить полноценной и счастливой жизнью.

В этом учебном году мы решили провести долгосрочный проект под названием «Школа здоровья» в котором принимают участие все возрастные группы детского сада, это более 350 человек.

План проекта

Месяц

Мероприятия

Используемая литература:

Сентябрь

«Что я знаю о себе» (знакомство с Катей Заболейкиной)

Рассказ по мнемотаблице: «Если хочешь быть здоров»

Закрепить знания детей о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья; учить проговаривать последовательность действий.

О. Е. Мячикова. Методическое пособие:

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. "Школа чистоты Маши Заболейкиной" стр. 6

 Октябрь

«Микробы». (Чистота залог Здоровья)

Цель: уточнить представление детей о здоровом образе жизни; раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно-гигиенических правил; формировать представления детей о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические правила при потреблении пищи. 

Дидактические игры: «Вымой кукле руки», «Мыльные перчатки» Пузырьки»

О. Е. Мячикова. Методическое пособие:

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. "Школа чистоты Маши Заболейкиной" – стр. 22

  Ноябрь

«Если хочешь быть здоров» (День здоровья)

Младшие группы. Физкультурный досуг: «Хочу быть здоровым!»

Средние группы. Физкультурный досуг: «Игры с Машей Заболейкиной»

Старшие группы: Физкультурный досуг: «Старты надежд»

Н.В. Нищева картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых игр.

Л.И. Мосягина Целостная система физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

  Декабрь

Встреча с Машей Заболейкиной.

«Пейте дети молоко – будете здоровы»

Цель: познакомить детей с понятием «бактерии», определить в каких случаях они приносят пользу и вред организму человека. Познакомить детей с разнообразием полезных продуктов питания, изготовленных из молока. Закреплять представленными детей о пользе молочных продуктов. 

О. Е. Мячикова. Методическое пособие:

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. "Школа чистоты Маши Заболейкиной" – стр. 31

  Январь

Встреча с Машей Заболейкиной.

«Расческа – правила гигиены».

Посещение мини-музея: «Чистоты».

Цель: уточнить представление детей о здоровом образе жизни; формировать представления детей о необходимости соблюдать правила использования личных предметов гигиены, в частности правильного использования и хранения расчески 

О. Е. Мячикова. Методическое пособие:

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. "Школа чистоты Маши Заболейкиной" – стр.25

  Февраль

«Пальчиковая гимнастика» и «Правильное дыхание»

 

Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения на дыхание»

   Март

Самомассаж, гимнастика для глаз

Картотеки: «Гимнастика для глаз», «Самомассаж»

  Апрель

«Встреча с Машей Заболейкиной. Одежда по сезону»

Дидактическая игра: «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

Цель: Развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать ее по описанию.

О. Е. Мячикова. Методическое пособие:

Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. "Школа чистоты Маши Заболейкиной" – стр.17

    Май

Лето с другом Закалялкиным

Физкультурный досуг: «Подвижные игры и эстафеты»

 

На первом этапе подготовки к проекту мы поставили для себя цель: изучить методическую литературу, научно – популярную и художественную литературу по данной теме;

Подобрать иллюстративный материал, игрушки, атрибуты для игровой и познавательной деятельности;

Составить план мероприятий, познавательных бесед, картотеки стихов, загадок, пословиц, самомассажа, зрительной и дыхательной гимнастики;

Определиться с главным героем проекта.

Реализация проекта:

Основной этап проведения проекта для ребят, начался со знакомства с главной героиней проекта – Машей Заболейкиной. В игровой форме ребята объяснили Маше, как неприятно болеть и как здорово и весело проводить время в детском саду, когда ты здоров, полон сил и энергии.

Вторая встреча с Машей была посвящена изучению мира микробов. Дети и Маша вместе выясняли, какие бывают микробы и как они могут влиять на наше здоровье. Разобраться в этом помог мультфильм с Фиксиками из серии Микробы. Особое внимание было уделено важности гигиены рук, и ребята с удовольствием научили Машу правильно мыть руки, демонстрируя все необходимые этапы.

В ноябре месяце прошла неделя здоровья и началась она с веселой оздоровительной дорожки здоровья.

В рамках проекта прошло мероприятие под девизом "Правильно питайся – здоровья набирайся!". Маша и ребята погрузились в мир полезных продуктов, узнали о пользе различных овощей и фруктов, закрепили знания о них, а также вспомнили, какие продукты дают нам энергию и помогают расти сильными и здоровыми.

Еще одно спортивное мероприятие прошло под девизом «Чистота – залог здоровья». Через веселые старты дети и Маша еще раз вспомнили, как важно мыть руки перед едой, чистить зубы, принимать душ и менять одежду. Ребята с большим удовольствием пробежали такие эстафеты как: постирай и высуши бельё, мыльные пузыри, чистый пол. Сделали разминку с полотенцами.

Ребята младших и средних групп вместе с Машей отправились в увлекательное путешествие в кукольный театр, где посмотрели представление "Секрет красы от мадам Лисы", где хитрая лиса дала Маше и ребятам полезные советы о гигиене.

Благодаря зрелищным экспериментам, веселым играм, удивительным превращениям - с каждой новой встречей Катя Заболейкина и дети узнают все новые тайны крепкого здоровья.

В ходе проведения данного проекта мы планируем получить следующие результаты.

Планируемые результаты:

1.Дети имеют простейшие представления о мероприятиях направленные на сохранение здоровья (режим дня, правильное питание и т.д.)

2.Дети знают несложные приемы самооздоровления

3.Приобретенные навыки помогут детям осознанно выбрать здоровый образ жизни

Проект "Школа здоровья Маши Заболейкиной" продолжает свою активную работу. Мы с нетерпением ждем новых встреч с Машей и уверены, что наши совместные мероприятия принесут еще больше пользы и позитивных эмоций всем участникам образовательного процесса.

                                                                                                      Список литературы:

1.      О.Е. Мячикова. Методическое пособие: Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. «Школа чистоты Маши Заболейкиной»

2.      Н.В. Нищева картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковых игр.

3.      Л.И. Мосягина Целостная система физкультурно – оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста


Приложение: План проекта. Таблица


Поделиться: