Поиск по сайту

Интегрированный курс обучения учащихся начальной школы библиографической грамотности


Авторcтво: Афанасьева Лали Отаровна, заместитель директора по УВР ГБОУ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга; Поречная Елена Анатольевна, заместитель директора по НЭР ГБОУ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга; Немцева Елена Ивановна, заведующая библиотекой ГБОУ № 457 с углубленным изучением английского языка Выборгского района Санкт-Петербурга


Мы задумывали этот курс как одну из форм организации учебно-воспитательного процесса и важную составляющую в формировании информационной культуры личности, реализуемой нами на базе школьной библиотеки при непосредственном участии библиотекарей и учителей, работающих в начальной школе. Мы понимали, что освоение этого курса позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысит качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

При проведении занятий мы планировали использовать как традиционные формы обучения (урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества), игровые (конкурс, турнир), так и нетрадиционные (квест-урок, теледискуссия). Многие занятия проводятся совместно с учителями начальной школы и учителями-предметниками (английского языка, ИЗО, информатики, химии, географии, биологии). Итак, о программе:

Цель курса:

Формирование информационной культуры личности через развитие у учащихся умения учиться, т.е. продуктивно осуществлять познавательную деятельность и успешно самореализовываться.

Задачи курса:

1. Формирование информационного мировоззрения учащихся, т.е. системы взглядов на информацию, информационное общество и место человека в нем, знаний об информационных ресурсах и их источниках, о возможностях новых информационных технологий, о современной системе информационных услуг.

2. Сформировать у учащихся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности, что предполагает овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным, так и автоматизированным способом.

Научить пользоваться библиотечным фондом, дать знания о составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками, умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации.

Дать учащимся первоначальные знания, сформировать умения и навыки в области ИКТ.

3. Научить детей основным приемам и методам аналитико-синтетической переработки информации (поиск, анализ, синтез, составление библиографического описания, систематизация, интерпретирование, аннотирование, выделение фактов, составление обзоров).

4. Научить детей грамотно оформлять результаты своей самостоятельной познавательной деятельности, применяя традиционные и компьютерные технологии.

Основные понятия

При создании данного курса нами использовались следующие понятия:

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Понятие ИКЛ складывается из многих составляющих, в числе которых и информационная грамотность (ИГ), и библиотечно-библиографические знания (ББЗ), и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность, без которой невозможно развитие ИКЛ в современном мире.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик это называется определением границы знания/незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание, что именно тут (в этом вопросе, на этом этапе) тебе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто скомпилировать (законспектировать, усвоить) материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Библиотечно-библиографическая грамотность (или основы ББЗ) – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками, умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них. (Н.И.Гендина).

Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Важными компонентами КГ являются знания о применении ЭВМ в различных сферах производства, культуры, образования, а также о тех изменениях в деятельности человека, которые с ними связаны. (Н.И.Гендина) [1, с.16]

Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.д.), максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное, бережно относиться к произведениям печати. (Н.И.Гендина) [1, с.16]

Информационное мировоззрение – это то, из чего, собственно, и складывается информационное общество – cобственный взгляд на мир, складывающийся у человека только при возможности получать, оценивать и интерпретировать разнообразную информацию, а не усваивать установки и знания в готовом виде. Это понимание того, что образование в современном мире не может быть получено один раз и навсегда. Необходимость образования в течение всей жизни – условие успешного существования человека в информационном обществе.

Основными признаками информационного общества являются: приоритет информации (а не материального производства) как важнейшего фактора развития общества и равные права и возможности всех его членов на получение и/или производство и распространение любой интересующей его информации (естественно, в рамках закона).

Данный курс включает в себя 4 ступени обучения.

I ступень (1-й класс).

1. Возрастные особенности.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, которая оценивается взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей - центральная в младшем школьном возрасте. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве часто возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки.

Оценка успеваемости в начале школьного обучение, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. Позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

2. На этом этапе ученики знакомятся с библиотекой (экскурсия), с правилами обращения с книгами. Проводятся занятия, формирующие представления учащихся об информационном пространстве современного общества, об образе книги как источника знаний. Дети знакомятся с основными вехами истории развития письменности и книгопечатания, получают представления о литературном персонаже, учатся формировать и высказывать собственное мнение по вопросам, связанным с их знаниями о книгах. Ребятам предлагаются задания, при помощи которых они могут раскрыть свои способности в рисовании, продемонстрировать знания программных произведений, рассказать о своих литературных пристрастиях. Детям предоставляется возможность показать всем учащимся школы то, чему они научились в течение учебного года (выставка работ) и тем самым заявить о себе, повысить свою самооценку.

3. Таким образом, в данном блоке предметом овладения учениками становятся познавательные – логические – универсальные учебные действия.

II ступень (2-й класс).

1. Возрастные особенности.

У второклассников обращают на себя внимание повышенная готовность усваивать, доверчивое подчинение авторитету, вера в истинность всего, чему учат, преобладает наглядно-иллюстративное восприятие новой информации. Возникают благоприятные условия для обучения и воспитания. Но вместе с этим наблюдается определенное несоответствие между умственным развитием и учебными навыками, неизбежный формализм некоторых знаний.

2. На этом этапе проводятся занятия по структуре книги, в результате которых дети узнают основные элементы книги, учатся считывать информацию с титульного листа и уже по этим признакам выбирать литературу для чтения. Дети знакомятся со справочным аппаратом книги и его практическим значением, узнают об основных вехах развития технических достижений человечества в сфере ВТ. При проведении занятий используется наглядность, новые термины объясняются с помощью таблиц, карточек, интерактивной доски.

На дополнительных занятиях (внеурочная деятельность) ученики начинают изучать основы компьютерной грамотности, получают первичные навыки самостоятельного выполнения поисковых заданий. Знания, полученные детьми, применяются на практике, в частности при подготовке к квест-уроку. Большое внимание при этом уделяется не только умениям, связанным с поиском и отбором информации, но и анализу и критическому отношению к найденным материалам.

III ступень (3-й класс).

1. Возрастные особенности.

В третьем классе внимание ребят становится более устойчивым и гибким, усиливается деловая (учебная, познавательная) направленность желаний. Развитие личностно-ролевой, поведенческой и коммуникативной рефлексии в сочетании с формированием положительных стремлений, направленности желаний создают предпосылки для появления начальных форм саморазвития, самосовершенствования. Эти изменения появляются в совместной деятельности со значимым взрослым, которым выступает учитель, педагог-психолог. Позитивным изменениям способствует содержание образования, направленное на систематическое обращение к внутреннему миру человека, самопознание.

2. На этом этапе особое внимание уделяется формированию библиотечно-библиографической грамотности учащихся, знакомству с особенностями периодических и справочных изданий. Формируются представления о многообразии видов современных изданий информационной продукции. Дети получают представление об интервью как способе получения информации. Продолжается формирование компьютерной грамотности. Совместно с учителями английского языка проводятся занятия по формированию у детей навыков работы с англоязычными источниками. Эти занятия являются основой для проектно-исследовательской деятельности учащихся (на уроках иностранного языка), которая дает детям возможности для самовыражения и саморазвития.

IV ступень (4-й класс).

1. Возрастные особенности.

У большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно. Развивается сотрудничество. Ребенок начинает осознавать свои права и обязанности. Самооценка становится устойчивой. У четвероклассников формируется произвольность познавательных процессов: внимания, памяти. Важнейшим новообразованием является познавательная рефлексия: способность к осознанию причин учебных успехов и неудач. Развивается личностная рефлексия.

2. На этом этапе углубляются знания учащихся о библиографических пособиях, их специфике, типах, назначении библиографии, ее создателях. Более подробно и глубоко изучаются структура книги, ее история, художественное оформление, особенности изданий для подростков. Учащиеся знакомятся со справочным аппаратом школьной библиотеки, с традиционными каталогами и картотеками, с электронным каталогом, изучают принципы расстановки книг в библиотеке (сначала по темам и жанрам, затем – по отраслям знаний). Учитывая возрастные особенности детей и их положительное отношение к сотрудничеству предлагаются групповые формы работы. Совместно с учителями информатики и начальной школы осуществляется проектно-исследовательская деятельность.


Литература:

Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А., Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях, - М.: Школьная библиотека, 2003 г.

Краткий справочник школьного библиотекаря, Старовойтова О.Р. при участии Поляковой Т.И. и Лисовской Ю.В.. Под общ. ред. Поздняковой Г.И. - СПб.: Профессия, 2001г.

Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006 г.

Кашурникова Т.М., Чудо, имя которому – книга,- М.: Школьная библиотека, 2006г.

Громова О.К. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке, -Библиотека в школе.- 2006. № 17

Гендина Н. И. Специальная цель и ответственное задание для школьной библиотеки: формирование информационной культуры учащихся, Школьная библиотека. - 2004, № 4.

Збаровская Н. В. Новые инструменты для образования: технологии формирования информационной культуры личности, Библиотечное дело. – 2005, № 7

Мяэотс О. Азбука нового века: Уроки информационной грамотности в школе, Библиотека в школе. - 2002.- № 16.



Приложения: мероприятия, проводимые на I – IV ступенях обучения



Поделиться: