Поиск по сайту

Инновационные практики наставничества как ресурс повышения качества образования


Авторcтво: Лубенникова Светлана Анатольевна, директор, Кузьмина Светлана Анатольевна, заместитель директора по НМР, к.п.н., Шмакова Светлана Викторовна, методист ГБОУ школы №482 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Сегодня в школы приходят новые поколения детей с совершенно другим пониманием мира, поэтому для достижения высокого качества образования необходимо внедрять новые подходы и обновлять традиционные. Образовательные учреждения находятся в постоянном поиске «рабочих инструментов» в реализации парадигмы «образование через всю жизнь». Реализуемая в нашей школе экосистема наставничества является одним из инструментов научно-методической поддержки педагогов.

       Биологическая метафора «экосистема» дает нам пример устойчивого развития в условиях постоянных изменений в окружающей среде. Образовательная экосистема включает в себя, как минимум, отрытую образовательную среду, образовательное сообщество и ресурсы. Основные условия ее устойчивости – это: разнообразие участников, совместно развивающих это пространство; активное взаимодействие и сотрудничество; сочетание поддержки и требовательности. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития. [1, c. 3]

       Методология наставничества легла в основу активно развивающихся в школе практик экологического образования и просвещения в форме эконаставничества. В ГБОУ школе №482 Выборгского района Санкт-Петербурга обучающая среда эконаставничества как площадка постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся групп предполагает не только непрерывное профессиональное развитие педагогов (модель «учитель – учитель»), но и налаживание конструктивных коммуникаций, межличностных взаимоотношений учителей, учащихся и их родителей.

       Организованное профессиональное пространство дает возможность реализовывать новые формы группового взаимодействия; разрабатывать оценочные инструменты личностного роста участников образовательного процесса; транслировать собственный опыт, через создание нового методического материала; профессионально-личностное развитие. [2, c. 14]

Школа расположена в новом микрорайоне Санкт-Петербурга. Численность обучающихся, и, соответственно, педагогов растет быстро. Количество педагогических работников – 176 человек. Педагогический коллектив молодой. 34,3% - учителя в возрасте до 35 лет. Педагоги школы в целом ориентированы на овладение компетенциями тьюторов, наставников, менторов, однако эти практики требуют методической поддержки и развития.

      Школа вошла в число образовательных учреждений, включенных в реализацию пилотного проекта по внедрению целевой модели наставничества в Санкт-Петербурге. Были разработаны школьные нормативные документы на основе Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Назначенный в школе куратор программы наставничества в соответствии с запросами учителей и на основании Положения о системе наставничества педагогических работников в ГБОУ школе 482 стимулирует и координирует работу временных групп педагогов с применением разнообразных форм наставничества:

- краткосрочное или целеполагающее наставничество;

- реверсивное наставничество;

- ситуационное наставничество;

- скоростное наставничество.

       Экосистема школьного наставничества транслирует идеи развития учительских и ученических мини-сообществ, объединенных общей целью эконаставничества. Эконаставничество – одна из важнейших социальных практик и ресурсов экологического образования и просвещения, направленных на развитие «гибких навыков», объединяющих личностные и метапредметные результаты, необходимые для формирования экологической грамотности личности. [3, c. 21]

       На первоначальном этапе работы с педагогами был проведен мониторинг квалификации сотрудников, который состоял из посещений и анализа уроков, наблюдений и анкет в виде ГУГЛ-формы. В результате были выявлены следующие профессиональные дефициты учителей:

- отсутствие практики,

- слабое владение педагогическими методиками,

- слабое владение ИКТ,

- профессиональное выгорание,

- недостаточное знание психологии,

- низкие результаты по предмету.

      Необходимо отметить, что выявленные дефициты часто не зависят от возраста педагога и даже от его педагогического стажа. Некоторые наши молодые коллеги показали значительно более высокие результаты в применении современных методик обучения, чем их опытные коллеги. Кроме того, мы наблюдали устойчивую тенденцию, что для педагогов со стажем до трех лет свойственны отгороженность, погруженность в собственные переживания и самокритика. Отдельной проблемой в школе является тенденция к уклонению от выполнения своих обязанностей и игнорированию общепризнанных правил некоторыми учителями. Они плохо переносят критику, замечания в свой адрес воспринимают как посягательство на личную свободу. При этом они достаточно прямолинейны и имеют тенденцию поддерживать с окружающими доверительное взаимодействие.

      На основании этих проблем и выявленных дефицитов разработана дорожная карта, сформированы банк наставников и наставляемых, планы работы для каждой пары/группы. Организована психолого-педагогическая поддержка наставляемых, подготовлены методические материалы для сопровождения наставнической деятельности. Проведены консультации и «установочные сессии» наставников для обмена опытом. Проведены тренинговые занятия и проектное обучение, ориентированные на динамическое формирование требований и обеспечение их реализации в результате постоянного взаимодействия внутри самоорганизующихся мини групп.

       В нашем коллективе много молодых педагогов. Существует необходимость создания условий для их работы и профессионального роста. С этой целью в нашей школе ведется непрерывная работа в «Школе молодого педагога». В работе с молодыми специалистами по реализации плана мероприятий, принимают участие:

- наставнические пары

- методист школы

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе

- специалисты службы сопровождения: учитель-логопед и педагог-психолог.

      Проведенный анализ показал, что молодые специалисты соответствуют полученному образованию, легко обучаемы и не испытывают трудностей при планировании своей работы. Однако большая часть вопросов возникает при непосредственном проведении уроков и контроле деятельности учеников. С учетом полученных результатов был выстроен план проведения и тематика заседаний. Говоря о наставничестве, мы имеем ввиду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством опытного педагога-мастера.

      Одной из форм методической работы в этом ключе, проводимой в нашей школе, является стажировка у более опытных коллег. Она призвана решить ряд задач, связанных с адаптацией молодого специалиста к новым для него условиям труда. Стажировка помогает выявить профессионально значимые личностные качества молодых педагогов в целях наиболее рационального использования этих качеств в образовательном процессе.

      Так как наш педагогический коллектив достаточно многочислен, возникает сложность взаимного посещения уроков. Поэтому появилась идея инновационной технологии - «виртуальное посещение уроков» просмотр видеороликов. Данная технология находится на стадии развития, но первые шаги уже заложены. Методистом школы организована видеосъемка уроков опытных коллег-наставников. В дальнейшем из отснятого видеоматериала подбираются необходимые фрагменты этапов урока, монтируются в нужной последовательности в видеоролик. На заседаниях «Школы молодого педагога» проходит просмотр и обсуждение демонстрации опыта успешной педагогической деятельности наставниками отдельных этапов урока.

Какие возможности мы видим в применении данной технологии?

Главный «ПЛЮС» состоит в том, что эталоном педагогического мастерства выступают не абстрактные коллеги из «Интернета», а свои - родные!

      Участие в видеосъемке станет для каждого участника своеобразным повышением квалификации по организации урочной деятельности. И, конечно же, это своеобразное пособие для начинающих. Особую ценность такой вид подачи информации имеет и для формирования навыка анализа уроков.

При подобной кооперации учителей мы собираем «базу» видеороликов разных типов урока по разным темам, которые становятся отличным ориентиром для систематизации и обобщения педагогического опыта.

      Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, работа проводится с использованием интерактивных форм и методов обучения, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развитие их креативного мышления, нестандартный выход из проблемных ситуаций.

      При проведении мастер-классов, учителя-наставники предлагают молодым коллегам поговорить и наглядно рассмотреть наиболее актуальные вопросы, обыгрывают проблемные ситуации, находят пути решения по выходу из них исходя из собственного опыта, или обговаривают свой вариант решения; отвечают на вопросы молодых педагогов. Важно сделать так, чтобы педагоги не оказывались в ситуации профессионального одиночества, постоянно обменивались опытом, учились друг у друга. Ведь часто бывает, что учителя дружат, общаются, но при этом могут за несколько лет даже не прийти друг к другу на урок. Поэтому у нас в школе принято решение по окончании учебного года создать педагогические дуэты для проведения открытых бинарных уроков. Представляете, сколько нового учителя узнают друг от друга, пока вместе подготовятся к уроку? А самое главное – это выход из зоны комфорта и огромное поле для творческой самореализации! А что получится, увидим…

      Итоговая рефлексия, проводимая на заседании «Школы молодого педагога», свидетельствовала о высокой удовлетворенности участников результатами собственной работы, об эмоциональной вовлеченности в процесс совместного обсуждения проблем; выявила их живой интерес и желание активно работать.

      В целом, школьная экосистема наставничества, кроме «Школы молодого педагога» включает в себя и повышение квалификации, и конкурсное движение, и активное участие в семинарах и конференциях различного уровня. Опытные педагоги школы разработали модули, программы, проекты, которые образовали междисциплинарную, технологическую систему образования и просвещения. А наставнические пары реализовывают собственные проекты при взаимодействии с социальными партнерами.

Организация качественной методической работы в нашей школе дает возможность:

- разработки и адаптации новых форм группового взаимодействия (по психологической совместимости, по конкретным локальным задачам и т.д.);

- разработки оценочных инструментов личностного роста участников образовательного процесса;

- трансляции собственного опыта, через создание методического материала и участие в профессиональных семинарах и конкурсах;

- профилактики профессионального выгорания педагогов и повышение самооценки (каждый демонстрирует свой успешный опыт).

       Ключевой особенностью наших инновационных практик наставничества и стимулом профессионального роста стало включение в школьную экосистему наставничества наставников-учеников. Механизм включения в наставничество учащихся основан на принципах добровольности. Педагоги-наставники, апробировавшие эти практики на себе, становятся кураторами ученических наставнических пар. Школьники, видя пример учителей, считают почетным участвовать в практиках эконаставничества. Механизм их участия следующий:

- на основании анкет школьников выявляются дефициты школьников;

- по этим анкетам школьники наставники самостоятельно выбирают себе ученика наставляемого и оформляют дневник – своеобразное «техническое задание»;

- под руководством учителя «работают над его решением». Сформированные совместные (под руководством учителя-наставника) ученические пары и группы действуют как:

- волонтеры-наставники «ведущие за собой», вовлекающие в социально-экологическую деятельность своих ровесников;

- волонтеры-наставники «старшие – младшим» (младшим школьникам или дошкольникам);

- «успевающий – неуспевающий» (поддержка для достижения лучших образовательных результатов);

- «лидер – пассивный» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков);

- «равный – равному» (обмен навыками; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

       Таким образом, школьное сообщество объединено общей целью и является образовательным и просветительским центром микрорайона, призванным повышать экологическую культуру не только всех участников образовательного процесса, но и всего населения.

       Одним из главных ресурсов реализации нашей практики мы считаем грамотный менеджмент. В школе назначен куратор наставничества, который координирует всю вышеперечисленную деятельность. Именно заинтересованность администрации и постоянное стимулирование педагогов является ключом к успеху данной практики. Так, учителя наставники и учителя кураторы наставнических пар премируются и получают стимулирующие надбавки по итогам полугодия. Ежегодно организуется школьный конкурс педагогических достижений и школьный смотр-конкурс лучших практик реализации Целевой модели наставничества «Педагог - педагогу». Педагогам-наставникам начисляются 30 баллов при процедуре прохождения аттестации на первую или высшую квалификационную категорию. Моральное стимулирование наставнических практик заключается в награждении благодарственными письмами и освещением их работы в СМИ, школьных и социальных группах. Высоким уровнем профессионального саморазвития педагога является диссеминация собственного опыта, демонстрация приобретенных компетенций и достижений участников образовательного процесса.

       Включение в экосистему наставничества всех участников образовательного процесса придает завершенность и устойчивость образованию и воспитанию в нашей школе. Основная польза данного взаимодействия выражается в снижении текучести кадров и командообразовании, что улучшает качество работы сотрудников. Именно сплоченная педагогическая команда способна создать образовательную среду качественного эффективного образования. В нашем учреждении мы рассматриваем эконаставничество как часть корпоративной культуры, направленной на развитие профессиональных компетенций специалистов, развитие способностей и возможностей обучающихся.

       Безусловно, нам не удалось решить всех проблем. Большой педагогический коллектив, высокая загруженность педагогов (почти половина учителей работают более чем на одну ставку), низкий социальный статус учителя в обществе, многозадачность, неблагоприятные внешние факторы (как общеполитические, так и психологические) имеют негативное влияние на жизнестойкость каждого участника образовательного процесса.

       Несмотря на возросшие сложности, большинство учителей тем не менее считают, что общешкольная экосистема привела к позитивным результатам по целому ряду направлений. Так, например, педагоги стали более уверенными в себе, стали больше заниматься проектной и конкурсной деятельностью. Общим результатом работы всего педагогического коллектива можно считать следующие достижения.

       Наша Школа - победитель городского конкурса «Школа устойчивого развития» в 2021 году, лауреат городского конкурс лучших практик реализации программ наставничества в 2021 г., лауреат Всероссийского конкурса «Образовательные организации XXI века. Лига лидеров 2021», победитель Всероссийского конкурса наставничества «Вперед и вместе» в 2022 г., лауреат VI Всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2022 году, участник Международного проекта «Зеленый флаг/ЭКОшкола».

Подводя промежуточные итоги развития школьного сообщества как экосистемы наставничества можно отметить следующее:

1.                Создание экосистемы наставничества в школе, через развитие школьных практик экологического образования является перспективным направлением (особенно в Год педагога и наставника) и применимо для других общеобразовательных учреждений.

2.                Обязательное условие функционирования такой экосистемы - неформализованная деятельность куратора наставничества, заинтересованность администрации и стимулирование педагогов.

3.                Общие ценности, декларируемые эконаставничеством объединяют всех участников образовательного процесса, что является ключом к успеху данной практики и повышению качества образования.


Приложение: Стендовый доклад

 

Список литературы

1.                Иванов И.Ю. Когда ответственность – значит грамотность: о модели развития экологической грамотности школьников // Исследователь/Researcher. – 2021. - № 1–2. С. 18-31.

2.                Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. – 51 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1663607039&tld=ru&lang=ru&name=pub_2858362.pdf&text=4 (дата обращения: 16.11.2022).

3.                От целей устойчивого развития – к целям экологического образования в интересах устойчивого развития: учеб.-метод. пос. для педагогов и руководителей общеобраз. организаций, реализующих программы экологической направленности / под ред. С.В. Алексеева, Э.В. Гущиной. – СПб.: СПб АППО, 2019. – 130 с.

 


Поделиться: