Поиск по сайту

РЕСУРСЫ МЕДИАТЕКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ

Коллеги!

Позвольте представить Вам медиатеку Научно-методического центра Выборгского района. Это первая публикация, первое знакомство. Надеюсь оно будет продолжительным и встречаться мы будем в каждом номере нашего журнала. Жду от Вас вопросов и предложений, а мои пожелания ко всем заинтересованным в работе с медиаресурсами чуть дальше.


Компьютеризированное обучение на базе технологии мульмедиа не может заменить учителя, но оно не только может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, а в некоторых областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, оно сыграет особую роль.

Применение мультимедиа в сфере образования ряда развитых западных стран уже идет достаточно успешно и имеет следующие направления: видеоэнциклопедии; интерактивные путеводители; тренажеры; ситуационно-ролевые игры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам, являющиеся обучающими системами с использованием искусственного интеллекта; исследовательское обучение при моделировании изучаемого процесса в аналоговой или абстрактной форме; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения — виртуальная реальность (для изучения языка — моделирование деловых переговоров на иностранном языке, моделирование положения на бирже при изучения экономических вопросов и т.д.).

Основной показатель высокого качества обучающей программы — эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения. При решении любого вопроса, начиная с использования графики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны быть поставлены учебные цели. Богатейшие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.

Вопрос о том, насколько эффективна обучающая программа, может быть решен только после ее апробации. К сожалению часто мы имеем программы совершенно непригодные для работы на уроках. Вот поэтому очень хочется услышать Ваше мнение о программах, полученных школами района и возможном их использовании на уроках. Свою задачу я вижу в том, чтобы знакомить Вас с программами, находящимися в фондах медиатеки НМЦ, рассказывать о новинках фирм разработчиков и пробудить в Вас интерес к совместному творчеству для создания районной базы медиаресурсов по различным предметам школьного цикла. Ведь какими бы прекрасными не были разработки фирм, мы с Вами лучше знаем что действительно нужно нам на уроках.

Итак, начнем.

На сегодня фонд медиатеки состоит из дисков достаточно известных фирм: «Кирилл и Мефодий», «1С», «Физикон», «Тестсистем», «ИНТ», «Новый диск», «ЦДО ФОБУС», «РаспромИнформ», «Хайтек», «Макмилан».

Более всего представлена у нас фирма «Кирилл и Мефодий». Я думаю эти диски знакомы всем . Заставка основного цикла программ Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий «Уроки ...» представляет возможность выбора предмета. При установке последующих дисков происходит до установка недостающих компонентов.


111.png


На сегодня цикл «Уроки ...» есть по следующим предметам:

  1. Русский язык. 5 – 9 класс;

  2. Литература. 5 – 11 класс;

  3. Алгебра. 7 – 11 класс;

  4. Геометрия. 7 – 11 класс;

  5. Биология. 6 – 10 класс;

  6. Физика. 7 – 11 класс;

  7. Химия. 8 – 11 класс;

  8. География. 6 – 10 класс;

  9. Всемирная история;

  10. ОБЖ. 5 – 11 класс;

  11. Начальная школа. Математика. 1 – 2 класс;

  12. Начальная школа. Русский язык. 1 – 4 класс;

  13. Начальная школа. Окружающий мир. 1 – 4 класс.

Эта серия представляет собой набор тем уроков для соответствующего класса. Тема разбита на несколько разделов. На примере «Уроков литературы для 11 класса» и «Геометрии» можно представить эту серию медиаресурсов:

1. Выбор темы урока. Из предложенного списка выбираем нужный раздел, например, «Анна Ахматова» (Литература) или «Понятие вектора» (Геометрия)

12.JPG

13.JPG


2. Выбор раздела урока. Можно соблюдать предложенную последовательность или выбрать интересующие разделы урока. Например, «Литература 11 класс», литература XX века, урок 9 «А.А. Ахматова», «Образ Родины».

14.JPG

Открывается окно :

15.JPG

Из раздела можно выйти в:

  • справочник, например, слово «синонимы», по щелчку по слову открывается окно с определением слова;

  • хрестоматию, в гуманитарных дисциплинах приводятся тексты источников;

17.JPG

  • видео ряд;

  • изображения;

    Для изображений и видео можно задать полно экранный режим.

  • статьи:


18.JPG

3. Тренажеры. Все уроки имеют тренажеры, которые могут быть как в конце, так и в любых разделах урока. Например, тренажер к уроку, посвященному произведениям о Великой Отечественной войне. Тест сопоставление: выбрать фамилию писателя из предложенного справа списка, написавшего произведение из списка слева.

19.JPG

Тренажер по геометрии: решить геометрическую задачу и вписать ответ. После решения производится проверка работы. Режим подсказки дает либо комментарий о правильности ответа, в некоторых тренажерах – правильные решения.

20.JPG

4. Тесты и Вывод. В конце урока предполагается Вывод и Итоговый тест.





Серия воспринимается учителями неоднозначна.

Так, например, «Уроки ОБЖ» использовать на уроках невозможно. Диски выполнены в виде тестов и правильных ответов, которые имеют достаточно много ошибок. ПО получило много нареканий и на уроках не используется. По остальным предметам очень бы хотелось получить Ваши замечания и комментарии.

Следующий цикл программ это «Медиатеки»: английский язык, биология, физика, химия, истории древнего мира и средних веков.

Программа делает возможным создание собственных оригинальных информационных объектов (подбор дополнительного наглядного материала по теме урока) и массива презентаций, которые помогают учителю в создании и разработке собственных методик, что позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Кроме того, ВШКМ 2003 делает возможным обмен различными информационными объектами (ИО), что необходимо при преподавательской деятельности. Например, получив по электронной почте файл с ИО или множеством ИО от своего коллеги, учитель сможет добавить его (их) в свою медиатеку.

На примере «Медиатеки по Химии» рассмотрим возможности этой серии программ.

23.JPG
Общий вид при запуске программы.

В ней хранятся все доступные мультимедийные информационные объекты. Раздел является открытым, что позволяет учителю включать в него новые уникальные ИО и редактировать атрибуты существующих ИО.

С помощью «КОНСТРУКТОРА» учитель может создавать презентации к урокам, а ученик – формировать наборы необходимых материалов в ходе индивидуальных занятий для создания мультимедиа-сочинений, докладов и рефератов с использованием материалов

Плеер презентаций содержит набор инструментов и сервисов, предназначенных для автономного воспроизведения презентаций, управления просмотром демонстрационной последовательности наглядного материала (запуск презентации, остановка, возврат на первый слайд, переход к последнему слайду, переход к определенному слайду, окончание показа презентации), регулирования уровня громкости звукового сопровождения.

В портфеле хранится банк презентаций – готовых и созданных преподавателем на основе вложенных материалов

Методические рекомендации по работе с программой и справочные материалы.

Состав мультимедиа-компонентов

Единицей хранения является информационный объект, который содержит интегрированные мультимедиа-компоненты. Все информационные объекты включают наряду с названиями текстовую и звуковую подписи, (представленные в виде печатного или дикторского текста). Информационные объекты могут интегрировать несколько мультимедиа-компонентов (например, текст со звуковым сопровождением или видеофрагмент с текстовой подписью). Информационные объекты ВШКМ 2003, раскрывающие предметную область, классифицируются по типам и тематическим рубрикам (раздел Органическая химия и раздел Неорганическая химия).

На диске представлено более 1900 информационных объектов и представляет следующие его виды:

1.Реалистичный визуальный ряд.

Реалистичный визуальный ряд (РВР) включает фотографии ученых-химиков, объектов исследования и видеофрагменты с демонстрацией опытов химических реакций. Использование видеофрагментов незаменимо в малооснащенной школе, где нет возможности наглядно продемонстрировать ту или иную химическую реакцию.

24.JPG

2.Синтезированный визуальный ряд

Синтезированный визуальный ряд (СВР) включает анимацию, трехмерную модель (3D-модель). Такое представление информации дает более точное представление об объекте исследования. Один и тот же объект может быть представлен в нескольких видах (в виде схемы и в виде 3D-модели).
Анимированные ИО включают в себя видеофрагменты по данной теме (например, видеофрагмент демонстрацией опыта с растворением магния бикарбоната в воде). Использование видеофрагментов предполагает прослушивание и просмотр видеоряда в оригинальном темпе, остановку и паузу при воспроизведении видеоряда, перемотку вперед/назад, в начало или в конец, выбор режима отображения видеоряда (изображение предварительного просмотра, оригинал, полный экран).

22.JPG

3.Звукоряд

Звукоряд (ЗР) представлен в виде дикторского текста, комментария к представленному на экране изображению. Использование ЗР предусматривает прослушивание звука в оригинальном темпе, остановки и паузы при воспроизведении звука, перемотка вперед (назад), в начало (в конец) текста.

4.Символьный объект и деловая графика

Символьный объект и деловая графика (СОиДГ) – диаграмма, схема, таблица, текст, формула. Этот раздел предусматривает использование его ИО для более точного изучения состава химических элементов, его свойств и сочетаний.

5.Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование (КМ) – виртуальная реальность, объект интерактивного взаимодействия, игра. При работе с объектами виртуальной реальности пользователь ЭБНП имеет возможность перемещаться внутри пространства ВР, вращать объект ВР по осям, приближаться (удаляться) в пространстве ВР. Объекты интерактивного содержания (тесты, игры, например, «Горение меди в хлоре. Мозаика», кроссворды), предназначенные для закрепления знаний по теме изучения.

21.JPG

Возможные варианты использования

Варианты использования данной программы определяются наличием компьютерной техники, имеющейся в распоряжении учителя. В таблице приведены некоторые варианты использования для автоматизированного рабочего места учителя, мультимедийного переносного комплекта компьютерного оборудования и компьютерного класса. Домашние задания учеником могут выполняться на домашнем компьютере, которые в дальнейшем будут представлены учителю для проверки.

Есть возможность использовать пособие в распечатанном виде для организации лабораторных работ или создания рабочей тетради школьника.

Этапы проведения урока

Компьютер + принтер

Компьютер + проектор

Компьютерный класс

Объяснение нового материала

Подбор текстового и графического материала по теме урока.
Создание учебно-дидактической презентации.
Создание наглядного раздаточного материала.

Подбор анимированных ИО по теме урока.
Создание мультимедийной презентации.

Подбор мультимедийного материала по теме урока.
Создание мультимедийной презентации для создания опорного конспекта учащихся.
Возможность трансляции презентации на компьютеры учеников.

Обобщение и систематизация знаний

Составление мультимедийных материалов с использованием ИО по процессам химических технологий.
Демонстрация виртуальных опытов.

Составление мультимедийных материалов с использованием ИО по процессам химических технологий.
Демонстрация виртуальных опытов.
Организация индивидуальных выступлений учащихся по заранее подготовленным учителем материалам.

Составление мультимедийных материалов с использованием ИО по процессам химических технологий.
Проведение виртуальных лабораторных работ. Организация индивидуальных работ учащихся на уроках с использованием ИО.

Контроль усвоения пройденного материала

Разработка контрольных и самостоятельных работ.
Разработка тестовых заданий.
Разработка рабочих тетрадей школьника.

Организация интегрированных занятий с использованием ИО
на уроке объяснения нового материала.
Организация самостоятельных работ, тестов и контрольных заданий на основе мультимедийного материала.

Разработка тестовых интерактивных заданий.
Разработка электронных рабочих тетрадей школьника.

Дополнительное образование

Организация проектной деятельности учащихся.
Подготовка материалов для проведения общешкольных конкурсов и олимпиад.

Проведение защиты проектов учащихся по теме исследования уроков и олимпиад.

Организация создания и корректировки мультимедийных проектов учащихся.
Проведение общешкольных конкурсов и олимпиад.

Внеклассная работа

Создание собственной базы данных с использованием ИО ВШКМ 2003.
Создание методической мультимедийной библиотеки ИО.



В следующем выпуске продолжим знакомство с медиаресурсами нашей медиатеки.

Методист НМЦ Лисицына Л.Р.