Поиск по сайту

Гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» отмечает свой 30-й День рождения - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» отмечает свой 30-й День рождения 10.02.2023

Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук.

Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество:

молодые люди должны приучаться там

к правильному образу мышления и добрым нравам.

М. В. Ломоносов


История Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга неразрывно связана с развитием петербургского образования конца XX – начала XXI в.в.

Началась она в 1979 году, когда в одном из новых районов Ленинграда была открыта восьмилетняя школа №73. Формирование педагогического коллектива, поиски актуальной стратегии преобразования школы, определение возможных перспектив роста – вся эта большая и полифункциональная деятельность начиналась и продолжалась многие годы под руководством директора школы – Валентины Кирилловны Павловой, заслуженного учителя РФ. Спустя 10 лет учебное заведение преобразовывают в среднюю школу №73 г. Ленинграда.

В 1990 году коллектив школы становится победителем конкурса «Лучшая общеобразовательная школа».

В период непростого для нашей страны времени (90-е годы) педагогический коллектив 73-ей откликается на призывы времени: разрабатывается и реализуется концепция образовательного учреждения, которая основывается на наследии М.В. Ломоносова, предполагающая ориентацию обучающихся на познание как личностную ценность, на активное приобщение детей различных возрастных групп к учебно-исследовательской деятельности;

В 1992/93 учебном году создается Ученическое научно-исследовательское Общество (УНИО) гимназии – познавательное сообщество учащихся и педагогов, нацеленное на приобщение подростков и юношества к овладению исследовательскими умениями и базовыми алгоритмами реализации исследований в различных научных областях и является своеобразным «ядром» целостной системы, соединяющей основное, дополнительное образование и воспитательную работу с учащимися различных возрастных групп. 2.jpg

3 февраля 1993 года школе №73 присваивается статус «Ломоносовская гимназия»; начинает формироваться система социального партнерства УНИО с научными и культурными учреждениями Санкт-Петербурга, его вузами и общественными организациями; администрация и педагогический коллектив гимназии активно включаются в опытно-экспериментальную работу по проблематике организации учебно-исследовательской деятельности учащихся,

в 1996 г. гимназия №73 становится «школой-лабораторией» Комитета по образованию Санкт-Петербурга и последовательно на протяжении целого ряда лет выполняет технические задания Комитета по образованию Санкт-Петербурга по исследовательской деятельности учащихся;

В 1997-98 учебном году одержана одна из первых побед на Всероссийском уровне – гимназия №73 удостоена I-го места на Всероссийском конкурсе «Организация учебного процесса, научно-методической и экспериментальной работы в школе».

Два первых десятилетия XXI века посвящены активизации работы педагогического коллектива над повышением качества образования. Гимназия осуществляет деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающим углубленное изучение отдельных учебных предметов. Для учащихся 10-11 классов учебной план гимназии предусматривает модели профильного обучения: открыты классы социально-экономического, естественнонаучного и гуманитарного профилей. С 2014 года гимназия входит в перечень 500 лучших школ России (ТОП-500); учащиеся гимназии стабильно показывают высокие результаты на итоговой государственной аттестации (11-е классы). Юные исследователи-гимназисты принимают участие и демонстрируют высокие результаты на различных форумах: открытая научно-практическая конференция 3.jpgшкольников «Наследники Ломоносова», Всероссийская межвузовская конференция «Конгресс молодых ученых», открытая научно-практическая конференция «Будущее сильной России в высоких технологиях», Всероссийский конкурс исследовательских работ «Конференция победителей», «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов Санкт-Петербурга» Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, учащиеся гимназии – лауреаты премии президента «Поддержка талантливой молодежи». Ученики гимназии регулярно становятся призёрами предметных олимпиад различных уровней. В 2019 года ученики гимназии стали обладателями Специальной награды «Звезда академика Дмитрия Сергеевича Лихачева».

Педагогический коллектив гимназии работал в качестве ресурсного центра Выборгского района по теме «Деятельность ученического познавательного общества в условиях профильного обучения»; в 2015 году стал победителем конкурса, объявленного Комитетом по образованию СПб по созданию и внедрению инновационных образовательных программ. Педагоги гимназии активно участвуют в мероприятиях Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга (семинары, ежегодные тематические конференции и пр.), многие из учителей подготовили собственные публикации по содержанию выступлений и мастер-классов и представили их в сборники по итогам конференций.

Положительная динамика и стабильность в достижениях, как педагогического коллектива гимназии, так и ее воспитанников в значительной степени достигается благодаря эффективным управленческим инструментам,4.jpg используемыми администрацией гимназии во главе с директором Ириной Геннадьевной Яцкевич – Почетным работником общего образования Российской Федерации.

Благодаря высокому профессионализму педагогов гимназии, их стремлению к собственному творческому росту, учащиеся достигают значимых результатов – как в учебной деятельности, так и в области развития своих исследовательских компетенций; достаточно привести следующие данные: с 1991 по 2022 год выпущено 145 медалистов; ежегодно 99% выпускников поступают в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и других городов Российской Федерации;

Портрет нашего гимназиста – умеет общаться, легко вступает в дискуссию со взрослым, воспитан, критически подходит к различным жизненным ситуациям, воспринимает конструктивную критику, не склонен опускать руки. А ещё он очень эрудирован, обладает большим багажом знаний и способен «выдать» удивительные идеи, особенно в отношении применения технических средств. Поэтому современным учителям приходится постоянно повышать свой уровень образования, чтобы быть наставником для ребят. Учителя гимназии применяют стили общения, создают ситуации, которые помогают ученику разобраться в себе, а также работают совместно с родителями над возникающими у ребят проблемами. Наиболее важными моментами в отношении с современными учениками имеют уважение его как личности, понимание того, что допущенные ошибки – это естественно, только важно научиться их принимать и исправлять. Но главное правило, с которым согласны все учителя гимназии – это найти время для простого общения с ребёнком, чтобы он понял, как важен, что его замечают, он интересен другим. Именно это является основой доверительных взаимоотношений между учителем и учеником, которые рождаются в совместной учебной, творческой деятельности.

5.jpgС начальной школы учителя привлекают ребят к воспитательным мероприятиям, акциям: «Письмо ветерану», «Города-герои», «Снежинка добра», «Свеча памяти», «День добровольного служения городу», «Сад памяти», «Новый год шагает по стране», «День учителя» и др., вовлекают их в театрализованные постановки, проводятся тематические классные часы. Уже стало традиционным разработка активистами сценариев к мероприятиям.

В гимназии успешно работают Совет обучающихся гимназии, актив УНИО, актив РДШ, классные ученические активы. В содружестве с ребятами проводятся общегимназические мероприятия: видеоконцерты, традиционные мероприятия УНИО («Фестиваль секций УНИО «Радуга наук», Ломоносовские чтения, «День науки», интеллектуальные «брейн-ринги», общегимназическая конференция «Наследники Ломоносова»). Результаты творческих проектов представляются общественности на странице РДШ в социальной сети ВКонтакте.

Ребята пробуют новые социальные роли, что, безусловно, важно для формирования личности. В этом учебном году освоением новой социальной роли стало успешное участие в проекте «Твой бюджет в школе – 2022». Команды 9 -11 классов размышляли над тем, кто такой успешный человек, какой должна быть школа, познакомились с примерами инициативных проектов в разных школах России, предложили идеи по созданию «школы завтра», разработали свой проект и представили его на городском этапе.

Актив гимназистов – это, своего рода, социальный лифт, который позволяет на практике приобрести6.jpg организаторские способности, развить коммуникативные навыки. Большинство учеников, возглавлявших ученический актив в нашей гимназии, сейчас добились успехов в исследовательской и проектной деятельности, реализованных на базе вузов и в жизни. Вот несколько примеров:

Щепкина Вера – основатель детского профориентационного лагеря «Нить Ариадны», основатель Студии творческого мышления YOUMEDIA, первая из выпускников применила методику краудфандинга (народного финансирования) для создания проекта телеигры «Веретено», ставшего победителем конкурса проектов на форуме «В смысле?» от Комитета по молодёжной политике Санкт-Петербурга (2018 г.),

Соколова Елена – магистрант Высшей школы менеджмента СПбПУ, волонтёр, организатор благотворительных акций для детей-инвалидов, организатор Петербургского международного молодёжного форума труда, наставник студенчества, победитель в номинации "Рука помощи" премии имени Питера Дракера (2021 г.),

Чеченев Александр – студент 4 курса Института кибербезопасности и защиты информации СПбПУ, обладатель премии Правительства Санкт-Петербурга «Лучший молодёжный проект Санкт-Петербурга» (2021 год). Александр – создатель проекта Findly — новостного сервиса, который может провести онлайн-поиск и анализ любой новости при помощи искусственного интеллекта за 10 секунд. Проектом Findly заинтересовались бизнес-инкубатор «Ингрия» и Российская академия наук.

Есть в гимназии и выпускники, ставшие известными людьми Санкт-Петербурга: Фидрикова Елена Николаевна - председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, Визирякин Константин Николаевич - Председатель комитета по печати Ленинградской области, Шабельников Дмитрий Юрьевич - заместитель начальника Управления информации Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга, начальник отдела интернет-технологий и мультимедиа; Загацкий Сергей Александрович - корреспондент телеканала «Россия – Санкт-Петербург». Многие выпускники работают в научных, культурных учреждениях Санкт-Петербурга, учреждениях здравоохранения; защитили кандидатские диссертации, некоторые из которых были продолжением исследовательской работы, начатой в гимназии.

7.jpgТаких примеров можно привести много, ведь в гимназии созданы все условия для развития своих способностей не только в рядах актива, но и в рамках кружковой работы. Дополнительное образование в гимназии представлено следующими направлениями: творческое (Театральное объединение «Творчество»), спортивное («Самбо») и интеллектуальное (Клуб «Юный исследователь»). На базе гимназии работает студия современной хореографии «Дебют».

Приобщение учеников к проектной деятельности начинается со второго класса. Для ребят открыты кружки «От задач к проекту» и «Учусь исследовать». В 5-м классе ребят, имеющих опыт представления своей проектной работы, торжественно посвящают в члены УНИО и им представляется возможность принимать участие во всех традиционных мероприятиях Ученического научно-исследовательского общества. Свои проекты обучающиеся в конце года представляют на Общегимназической конференции УНИО.

Ученики 9 и 10 классов представляют исследовательские проекты на Открытой научно-практической конференции школьников «Наследники Ломоносова», организованную гимназией. Один из учредителей НПК - Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук. Стоит отметить, что в качестве экспертов на секциях присутствуют и одиннадцатиклассники, имеющие высокие достижения в проектной области.

С 2022-2023 учебного года конференция входит в федеральный «Перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2022/23 учебный год» за №499 (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №788 от 30.08.2022).

Ежегодно педагоги, ученики гимназии и их родители принимают участие в трудовом десанте по облагораживанию места бывшего расположения фабрики М. В. Ломоносова по производству цветного стекла в Усть-Рудице. Найденные на его территории предметы служат объектами ученических исследований и пополняют коллекцию музейной гимназической экспозиции. Учащиеся с удовольствием берутся за изучение этого исторического места. Для написания ученических работ гимназисты имеют возможность получить консультации у сотрудников отдела «Музей М.В. Ломоносова» Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН.

Благодаря социальным связям гимназии, учащиеся старших классов получают возможность систематически работать на кафедрах, в лабораториях, музеях, библиотеках и архивах различных высших учебных, научно-исследовательских и культурно-исторических учреждений Санкт-Петербурга. Приобщение старшеклассников к практике современных научных исследований, к общению с представителями науки и культуры, ставшими научными руководителями гимназистов, оказывает большое влияние на профессиональную ориентацию и выбор жизненных планов и перспектив.

В реализации дополнительного образования и внеурочной деятельности задействован весь педагогический коллектив гимназии. Это характеризует педагогов как неравнодушных людей, готовых максимально выложиться, несмотря на большую педагогическую нагрузку по преподаванию основного предмета. А также свидетельствует о том, что в гимназии создана сплочённая команда. Действует система наставничества «учитель-учитель», «ученик-ученик». Проводятся тематические педагогические советы по актуальным вопросам преподавания. Педагоги гимназии не только часто становятся слушателями семинаров, педагогических конференций, профессиональных курсов, но и ежегодно представляют свой педагогический опыт на Международном петербургском педагогическом форуме, семинарах различных уровней.

Вместе с родителями педагоги гимназии решают вопросы обучения и воспитания подростков. Для родителей организуются тематические родительские собрания, круглые столы, праздничные события, тематика которых разнообразна, например: родительское собрание «Организация проектной деятельности учащихся в гимназии. Взаимодействие семьи и гимназии в формировании культуры исследователя школьника», внеклассное мероприятие для детей и родителей «Читаем вместе: К.Д. Ушинский. Ветер и солнце», праздничное событие ко Дню матери «Материнские руки – воплощение нежности», круглый стол «Семь условий для успешного воспитания в семье», лекторий для родителей 7,8 классов «Выбери жизнь». 8.jpg

Среди любимых праздников педагогов, учеников, родителей – праздник «День рождения гимназии», который проводится в феврале. В этом учебном году – 30 лет! Ученики всех параллелей дарят гимназии творческие подарки. Одним из значимых событий является церемония награждения учащихся дипломом «Золотой фонд гимназии» в номинациях «Наследники Ломоносова», «Вдохновение», «Лидер XXI века», «Быстрее! Выше! Сильнее!», а родителей - «Всегда рядом».

В качестве региональной инновационной площадки сегодня гимназия успешно работает по теме «Формирование культуры исследователя обучающихся основной школы»; осваивает лабораторный химико-биологический комплекс «Эмпирика», направленный на выполнение сложной экспериментальной части работ при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, повышения мотивации к изучению химии и биологии.

Материально-техническая база гимназии, в основном, включает в себя всё необходимое для обеспечения качественного образовательного процесса, но хотелось бы иметь современный, технически оснащённый актовый зал для реализации всех творческих задумок и свободного общения в очном формате учеников из разных классов.

В День рождения гимназии благодарю коллег за преданность призванию, щедрость души и искреннюю любовь к детям. За готовность оперативно, высокопрофессионально отвечать на вызовы времени. За неугасающий энтузиазм и новаторский дух.

Желаю всем крепкого здоровья, благодарных учеников, интересных проектов, успехов во всем!


Яцкевич Ирина Геннадьевна,

директор ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»

Выборгского района Санкт-Петербурга



Поделиться:

Возврат к списку