Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Путешествие в прошлое. Блокадная летопись - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»
07.12.2021
С 22 ноября по 3 декабря в школе № 60 проходило музейно-педагогическое занятие «Путешествие в прошлое. Блокадная летопись».
22 ноября 1941 года, ровно 80 лет назад, по льду Ладожского озера в окружённый фашистами Ленинград проехали первые полуторки. В город доставляли продукты, обратно вывозили раненых, женщин, стариков, детей и производившееся в городе вооружение.
На музейно-педагогическом занятии ребята под руководством педагогов вспоминали важные моменты и особенности блокадного времени. По заранее разработанным маршрутам команды класса, состоящие из 5-6 человек, проходили этапы, выполняя определённые задания на станциях, каждая из которых носила характерное название: «Хлебная карточка», «Минное поле», «Ленинградский трикотаж», «Вещи рассказали…», «Песни военных лет», «Зеленый пояс Славы», «Мы знаем, мы помним», «До и После». Задания отличались по уровню сложности в зависимости от возраста участников.
Так, на станции «Хлебная карточка» ребятам предлагалось определить размеры пайка блокадного хлеба для разных категорий: рабочих, служащих, иждивенцев и детей, найти необходимые кусочки хлеба и понять, насколько они были малы.
На станции «Ленинградский трикотаж» ребятам предлагалось внимательно рассмотреть детские фотографии времён блокады и, используя элементы одежды и инвентарь, воспроизвести типичный наряд ребенка того времени. Говорили о том, как люди любыми способами пытались утеплиться в лютые морозы (в ход шли даже газеты), зачем и как использовался бидон, откуда и каким образом добывалась вода.
Попав на «Минное поле», команды должны были согласиться или опровергнуть утверждения, касающиеся блокадной тематики. Ответив правильно, ребята «обезвреживали минное поле». В случае ошибочного ответа узнавали правильную информацию и обсуждали её.
На станции «Вещи рассказали…» ребята рассматривали различные предметы: метроном, «Ленточку Ленинградской победы», макеты памятников «Разорванное кольцо» и «Полуторка», копию фронтового письма и другие. Необходимо было рассказать о каждом из экспонатов и создать свою тематическую инсталляцию.
А еще ребята с удовольствием пели песни военных лет на станции с одноимённым названием, находили фотографии с изображением сооружений, мемориалов, входящих в «Зеленый пояс Славы», составляли поговорки о смелости и воинской отваге, отвечали на вопросы интеллектуальной викторины. За свою работу на станциях каждая команда получала баллы.
Ученики начальной школы должны были соотнести фотографии известных блокадных мест Ленинграда по принципу «До и После». В ходе игры на этой станции ребята узнали много интересных фактов. Вот лишь некоторые из них:
- в первые месяцы блокады исторические здания затягивали сетками, шпили и купола красили или прятали в чехлы, над мостами сооружали «руины», которые вводили лётчиков в заблуждение. Самые ценные памятники укрывали мешками с песком и фанерными щитами. Так поступили со сфинксами на Университетской набережной, памятником Лениным у Финляндского вокзала и Медным всадником;
- на Исаакиевской площади выращивали капусту, а на Марсовом поле — капусту, картошку и турнепс. Горожанам выдавали рассаду, удобрения и необходимые инструменты, снабжали инструкциями по выращиванию (большинство ленинградцев никогда раньше не занималось сельским хозяйством). В самом соборе хранили скульптуры, мебель, фарфор, картины и другие ценные вещи из пригородных дворцов, занятых немцами. Стараниями музейщиков коллекции удалось спасти;
- от Нарвских ворот до линии фронта было всего шесть километров. Эта территория отлично просматривалась с гитлеровских позиций и прицельно обстреливалась. За годы блокады Нарвские ворота получили более двух тысяч повреждений, но всё равно выполняли свою символическую роль. Через них воины Ленинградского гарнизона уходили на фронт, а в 1944 году через арку проходили победители, освободившие Ленинград от блокады.
В мероприятии принимали участие ребята из 3,4,5,7,8 классов. Всего было проведено 13 занятий. Погружали учеников в атмосферу военного времени педагоги: Мансурова Лариса Рафильевна (руководитель школьного музея), Предеина Виктория Валерьевна (учитель истории и культуры Санкт-Петербурга) и библиотекарь Чудакова Ирина Леонидовна. Активное участие в подготовке мероприятия приняли ученики 9б, 10а и 11а классов.
Работами учеников начальных классов был оформлен стенд с рисунками о блокаде, несколько ребят изготовили поделки на блокадную тематику.
«Несомненно, подобные мероприятия развивают интерес к истории нашей Родины, чувство патриотизма и умение играть в команде!» – уверены организаторы.
Больше фотографий здесь
Мансурова Л.Р., руководитель школьного музея ГБОУ школы № 60 Предеина В.В., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга ГБОУ школы № 60 Чудакова И. Л., заведующий библиотекой ГБОУ школы № 60 Поделиться: |