Поиск по сайту

Более 250 педагогов обсудили пути и способы актуализации педагогического потенциала культурного наследия региона - Обзоры Журнала «Ресурсы, обзоры и новости образования»

Более 250 педагогов обсудили пути и способы актуализации педагогического потенциала культурного наследия региона 01.04.2019

26-27 марта состоялась научно-практическая конференция «Педагогические возможности современной социокультурной среды региона в развитии образовательной мотивации детей и подростков», которую организовали кафедра культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования совместно с Домом детского творчества Петродворцового района и детским садом № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Тематика мероприятия вызвала большой интерес педагогической общественности. В работе конференции приняли участие более 250 педагогов из Санкт-Петербурга, Ижевска, Перми, Ленинградской и Калининградской областей, а также из Республики Беларусь (город Минск).

В рамках первого дня конференции было организовано пленарное заседание «Культурное наследие как ресурс развития образовательной мотивации детей и подростков». Открывая конференцию, заведующая кафедрой культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук Е. Н. Коробкова подчеркнула актуальность предложенной для обсуждения педагогической проблемы. Она отметила, что в условиях открытого образования культурное наследие региона может стать уникальным педагогическим инструментом, умелое использование которого способно повысить мотивацию обучающихся к образованию, развитию, самореализации. Профессор кафедры психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат психологических наук В. В. Мелетечев раскрыл психолого-педагогические механизмы становления мотивационной сферы детей и подростков, подчеркнув, что особое влияние на этот процесс оказывают воспитывающие взрослые и культурная среда. Н. Г. Шейко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования06.jpg раскрыла основные стратегии актуализации культурного наследия региона в образовательном процессе. Участники планарного заседания сошлись во мнении, что изменить мотивацию детей и подростков можно за счет расширения форм организации учебно-воспитательного процесса – использования культурно-образовательных и социокультурных практик. Завершилось пленарное заседание представлением опыта реализованных успешных социокультурных практик подростков. М. Б. Рупасова, заместитель директора Выставочного Центра «Галерея» (г. Ижевск) рассказала о ряде проектов, связанных с сохранением культуры памяти, в которых поучаствовали старшеклассники. В ходе изучения локальной истории Гражданской войны подростки предложили различные формы сохранения памяти об этой непростой странице региональной истории. Шипицына Анастасия, куратор образовательных проектов для подростков и молодежи Музея современного искусства PERMM (г. Пермь) показала опыт реализации молодежного социокультурного проекта «За пartой», в рамках которого школьники меняли предметно-пространственную среду города, делая ее более доброжелательной к подросткам. Петербургский опыт социокультурного проектирования был представлен проектом «Неделя перемен», в рамках3.jpg которого школьники смогли поменять среду и уклад жизни своего образовательного учреждения с учетом интересов и потребностей всех субъектов образовательного процесса. Приведенные выступающими данные педагогических мониторингов показали существенный рост мотивации детей и подростков, которые принимали участие в культурно-образовательных и социокультурных проектах.

Секционные заседания, состоявшиеся во второй день конференции, прошли в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Они носили практико-ориентированный характер и были призваны обобщить лучший педагогический опыт актуализации педагогического потенциала культурного наследия региона для повышения образовательной мотивации детей и подростков.

В ГБДОУ детский сад № 93 Выборгского района собрались педагоги дошкольных образовательных учреждений. Секционное заседание на тему «Педагогические инновации: городские культурно-образовательные практики дошкольников» прошло в формате мастер-классов и стендовых докладов, которые развернулись на трех площадках-локациях – «Игротека» (игровые методы и технологии освоения культурного наследия), «Исследовательская лаборатория» (поисковые и исследовательские методы и технологии освоения культурного наследия) и «Творческая мастерская» (арт-педагогические технологии освоения культурного наследия). Свой педагогический опыт инновационной работы представили 35 образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Особый интерес собравшихся вызвал мастер-класс воспитателя ГБДОУ де4.jpgтский сад № 93 Выборгского района Е. Е. Сычевой, в рамках которого были показаны приемы, методы и технологии мотивации детей в проектной деятельности. В ходе данного секционного заседания участники смогли дать определение понятию «культурно-образовательная практика», сформулировать ее отличительные черты и признаки, выявить ее мотивационный потенциал и сформулировать организационно-педагогические условия ее проведения. По результатам работы секции было принято решение опубликовать самый интересный опыт проектирования культурно-образовательных практик дошкольников в электронном журнале «РОНО», издаваемом Информационно-методическим центром Выборгского района Санкт-Петербурга. 

Педагоги школ и учреждений дополнительного образования обсудили вопросы повышения образовательной мотивации средствами культурного наследия региона в рамках секционного заседания «Педагогические инновации: от освоения культурного наследия – к социокультурному проектированию». Оно прошло в Доме детского 2.jpgтворчества Петродворцового района. Для участников были проведены три мастер-класса «Слагаемые социокультурного проектирования», которые позволили собравшимся самим сформулировать определение понятию «социокультурное проектирование» (в образовательной деятельности) и определить его сущностные черты. Лучшие социокультурные проекты, реализованные петербургскими педагогами, были представлены в рамках «Марафона педагогических идей». Среди них – «По ту сторону фонтанов» (коллективный проект ряда школ Петродворцового района), «Третье место» (ГБОУ Гимназия № 278 Адмиралтейского района), «70 берез памяти» и «Детство, опаленное войной» (Дом детского творчества Красносельского района), «Трамвай: маршруты и судьбы» (ГБОУ школа № 543 Московского района), «Литературный багаж» (Академия постдипломного педагогического образования), «Судьба человека» (ГБОУ школа № 430 Петродворцового района и школа № 236 Адмиралтейского района). Завершилось заседание круглыми столами, на которых были обсуждены перспективы развития социокультурного проектирования в системе образования. Участники отметили, что успешность реализации культурно-образовательных и социокультурных проектов во много зависит от профессионализма воспитывающих взрослых. Поэтому было принято решение о создании системы неформального повышения квалификации педагогов под условным названием «Школа культурного наследования».


***

Петербургский международный образовательный форум — событие мирового уровня. Ежегодно на несколько дней Санкт-Петербург становится столицей российского образования, открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, откровенного профессионального диалога ведущих специалистов в области просвещения. Здесь объективно оцениваются принятые решения и определяются векторы развития отрасли. Год от года программа Форума становится все более насыщенной, расширяется круг обсуждаемых вопросов, растет количество участников.

На площадках образовательных учреждений Выборгского района с 25 по 28 марта в рамках Петербургского международного образовательного форума прошло 8 мероприятий для руководителей образовательных организаций и их заместителей, педагогов, методистов, воспитателей, социальных партнеров, научных работников.



Фотографии пленарного заседания вы можете посмотреть здесь

Фотографии секции в детском саду № 93 Выборгского района вы можете посмотреть здесь

Фотографии секции в ДДТ Петродворцового района вы можете посмотреть здесь




ГБДОУ детский сад №93 Выборгского района


Поделиться:

Возврат к списку