Поиск по сайту

«Исследовательская деятельность фольклорно-этнографического отдела Дома детского творчества «Современник».

Автор: Мининцева О.А.


Мининцева Ольга Александровна.
Государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества «Современник»
Выборгского района Санкт-Петербурга.
Заведующая фольклорно-этнографическим отделом

Адрес электронной почты автораolamin81@mail.ru
Адрес электронной почты учреждения post@ddtsovremennik.spb.ru
Контактный телефон автора
– 8(921)597-64-59
Контактный телефон учреждения – 515-66-83


Содержание деятельности фольклорно-этнографического отдела Дома детского творчества «Современник» Выборгского района Санкт-Петербурга предполагает использование различных форм работы. Одной из таких форм является методическая работа, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.

Положительный опыт в области русской традиционной культуры и народного творчества, накопленный за пятнадцать лет существования учреждения, позволяет говорить о распространении этого опыта и результатов деятельности. На основании этого в сентябре 2008 года ДДТ «Современник» был присвоен статус опорного учреждения по методическому обеспечению и координации деятельности образовательных учреждений района в сфере традиционного народного творчества.

Интерес к исследовательской деятельности появился в нашем отделе в связи с фольклорно-этнографическими экспедициями, которые организуются педагогами и сотрудниками Дома детского творчества «Современник». Начиная с 1994 года и по настоящее время, педагоги и учащиеся Школы русской традиционной культуры «Горница» фольклорно-этнографического отдела ежегодно выезжают в различные регионы России.

Общение с традиционными исполнителями – важная часть работы отдела. На занятиях дети разучивают русские традиционные песни, танцы, игры, осваивают прикладные виды творчества. Без приобщения детей к миру русской народной культуры в условиях её живого бытования эту задачу выполнить трудно, результат менее эффективен. Поэтому выезды «в поле» вместе с детьми стали неотъемлемой частью нашей жизни – это и звено учебного процесса, и соединяющие коллектив совместные путешествия, и кладезь впечатлений, из которого прорастают творческие инициативы детей.

Основное направление так называемой полевой работы ранних экспедиций отдела было скорее практическое, чем исследовательское. На первом плане оказывались задачи расширения песенного репертуара ансамбля, перенимательская практика, освоение видов рукоделия для изготовления традиционного костюма. Дети в экспедиции выступали лишь в роли слушателей, они наблюдали за тем, как работают взрослые педагоги. Постепенно творческие, воспитательные задачи стали дополняться исследовательскими. Путешествия по праву стали называться экспедициями.

Естественное увеличение привезенных из экспедиций аудио- и видеозаписей, фотографий, предметов быта, костюмов формирует полевой фонд отдела. В связи с этим появляется необходимость описания материалов и включения их в материальную базу учебного процесса.

Экспедиционный фонд фольклорно-этнографического отдела насчитывает несколько коллекций: Архангельская, Смоленская, Новгородская, Ростовская. Наиболее многочисленная из них – коллекция Жуковского и пограничных с ним районов Брянской области. Она сложилась в результате многолетних выездов в этот регион, которые продолжаются и по настоящее время.

Опыт работы в экспедициях определил формы деятельности, с помощью которых реализуются исследовательские задачи отдела (Таблица 1).


Таблица 1

п/п

Формы деятельности

Содержание

1.

Экспедиционная практика

  • Сбор (фиксация) материала: запись репортажей, песен и т.д.

2.

Работа с материалом,собранным в экспедициях

  • Обработка материала: расшифровка, систематизация, каталогизация, описание

  • Хранение: формирование коллекций внутри архива

3.

Использование материала


  • учебный процесс

  • издательская деятельность


  1. Экспедиционная практика.

Осуществляется преимущественно в летний, каникулярный период. В экспедициях принимают участие педагоги и обучающиеся, достигшие десяти лет. Обычно группа формируется из 10-13 человек.

Исследовательские задачи во время экспедиции сводятся к сбору, фиксации материала и его частичной обработке.

На протяжении всей экспедиции ведутся полевые дневники, в которых фиксируется состав участников, маршрут экспедиции, этнографические репортажи, рассказы, песенные тексты, зарисовки кроя костюмов, элементов костюма и т.д.

Здесь следует обратить внимание на участие детей в репортажной записи. В последнее время педагоги пришли к выводу, что если дети сами участвуют в фиксации материала, они его лучше воспринимают. Экспедиционные дневники – это самый доступный и интересный для детей способ фиксации услышанного и увиденного.

Дети, оказавшиеся в экспедиции впервые, записывают в своих тетрадках-дневниках основные сведения: маршрут экспедиции, участников экспедиции, информаторов. Эта часть работы происходит под руководством педагогов. Впечатления дети самостоятельно передают в виде рисунков. Очень нравится им составлять маленькие словарики, куда они вписывают услышанные ими «непонятные» слова (диалектизмы). Дети постарше, которые уже имеют навыки полевой работы, записывают собственно материал репортажей: песенные тексты, рассказы.

Не менее интересной формой экспедиционной работы для детей оказался сбор материала по своей теме. Во время подготовки к экспедиции ребята самостоятельно выбирают тему, обсуждают ее с педагогами, учатся формулировать вопросы. В процессе экспедиции они участвуют в беседах, самостоятельно задают вопросы, записывают рассказы, воспоминания, вместе с традиционными исполнителями участвуют в хороводах, включаясь в среду живого бытования традиции.

Темы, вызывающие наибольший интерес – «Народные игры», «Изготовление кукол», «Традиционный костюм». Они собирают целые группы детей. Так, четыре-пять девочек с удовольствием изготавливают вместе с бабушками кукол, при этом слушают и повторяют баюшки и другие тексты материнского фольклора. С еще большим удовольствием девочки примеряют на себя старинные костюмы, которые бабушки ещё бережно хранят; зарисовывают схемы вышивок, кроя; выведывают профессиональные секреты, приемы рукоделия.


  1. Работа с материалом, собранным в экспедициях,осуществляются после экспедиции.


Обработка материалов – один из наиболее длительных и трудоемких процессов. Она включает в себя:

  • создание реестров,

  • расшифровку текстов, песен, репортажей, этнографических комментариев,

  • описание пленок, CD и DVD дисков,

  • создание таблиц-указателей по информаторам, жанрам, годам записей, географии, по типу носителей,

  • создание перекрестных ссылок,

  • выявление пробелов в паспорте записей, восстановление их,

  • составление тематических подборок.

Для успешной обработки материалов нами осваиваются такие компьютерные программы как FINALE, программа по нарезке дисков, оцифровке звука, видеоизображения и др.

Для младших участников экспедиций предлагаются творческие задания, например, составление газеты по маршруту. Это задание может объединить и разновозрастные группы детей.

Участие детей в обработке материала также возрастает постепенно. Для более опытных юных участников экспедиций предлагается задание по составлению реестров под наблюдением педагога. Дети также продолжают работу по своим выбранным темам: расшифровывают свои записи, составляют рефераты, регулярно выступают на фольклорных отчетах отдела.


Хранение материалов. Все материалы экспедиций отдела стекаются в один фонд, которых так и называется экспедиционный.

Он состоит из аудио-, видео-, фото-, CD- и DVD-фондов. Каждая единица фонда содержит свой шифр: порядковый номер, точное указание фонда (ОФ – основной фонд и др.).

Большой объем информации значительно затрудняет его хранение, что становится серьезной проблемой. Необходимы специальные условия для хранения дисков, аудио- и видео-пленок.

Проблему сохранности информации можно решить с помощью компьютерной базы данных, которая избавит от огромного количества бумаг.

Создание компьютерной базы позволит также более качественно использовать материалы в учебном процессе. С помощью неё педагоги смогут без труда найти текст песни по одной строчке или по одному слову, фотографию исполнителя, аудио- или видеозапись, нотную расшифровку и все варианты этой песни, записанные в разные годы.


  1. Использование материалов.

Результатом исследовательской деятельности отдела является активное использование материалов в учебном процессе, в издательской деятельности, представление в различных формах на конференциях и семинарах различного уровня.

Экспедиционный фонд активно используется на занятиях, составляя материальную базу учебного процесса. Песни, сказки, фрагменты обрядов являются источником репертуара объединений «Музыкальный фольклор», «Фольклорный праздник». Фотографии предметов быта, элементов костюма, видеозаписи фрагментов повседневной и праздничной жизни деревни используются на занятиях объединений «Этнография», «Народное и традиционное рукоделие», «Традиционный танец», «Русская культура».

Мы стремимся к тому, чтобы наш архив был открытым и доступным для использования, поэтому постепенно готовим материалы к публикации. На сегодняшний день вышли: трилогия дисков «Смоленские песни» (по материалам экспедиции 1998 года), методическое пособие «Традиционный женский костюм Жуковского района Брянской области» (по материалам экспедиций 1999-2006 гг.). К публикации готовятся нотный сборник «Песни Жуковского района Брянской области» с аудиоприложением и фильм «Поминальный обряд 40-го дня п. Ржаница Жуковского района Брянской области».
«Исследовательская деятельность фольклорно-этнографического отдела Дома детского творчества «Современник».

Назад в раздел