Поиск по сайту

О роли мудрого наставника в моей жизни


Авторcтво: Якубенок Вера Валентиновна, учитель истории, ГБОУ школа №518 Выборгского района Санкт-Петербурга


       У меня не было в детстве полоски света под дверью кабинета отца, которая бы меня воспитала, как многих известных людей, которым приписывается эта фраза. Самого кабинета не было, а отец был, и слава Богу есть. Он готовился к урокам в общей комнате, а я наблюдала за тем, как очень аккуратным почерком он выводит буквы конспектов. Когда мне бывает сложно заставить себя готовиться к урокам, я вспоминаю эту картину из детства. Папу я воспринимала в первую очередь как учителя истории, хотя он вёл очень много предметов в деревенской школе, где я училась до седьмого класса. Вспоминаю иногда, как я, совсем маленькая, сижу у него на коленях, а он рассказывает мне про княгиню Ольгу, про то, как она отомстила за смерть своего мужа. Мы сидим на кухне, и сгоревший Искоростень из рассказа папы сливается с пламенем в печи.

       В школе моего детства не было компьютеров и даже телевизоров. На уроке математики Михаил Николаевич нам показывал как чудо современной техники огромный калькулятор. Поэтому папа приводил к нам домой ребят смотреть диафильмы, исторические фильмы, например, «Одиссею». Теперь, когда я уже своим ученикам показываю отрывки из этого фильма, то ощущаю связь времён.

      Я часто обращаюсь за советом к папе. Мы с ним часами можем разговаривать об истории. Особенно, когда речь идет о новейшем периоде. Папа изучает достаточно много аналитики и может объяснить мне любую тему. Мне было безумно тяжело отпускать его добровольцем на СВО. Это было в прошлом году. Папе исполнилось пятьдесят семь лет. Таким счастливым я его не видела давно, он был очень рад, что его взяли. А мы плакали, конечно. Но понимали, что он по-другому не может. Патриотизм папы проявляется как в словах, так и в делах. И меня он воспитал убежденной патриоткой своей многострадальной страны.

     Но не только о папе мне хочется вспомнить, говоря о наставничестве. Мне очень везёт на хороших людей. В «пятнашке»  (так называют гимназию № 15 в Костроме) я встретила удивительную учительницу, в которой обрела наставника, помощника и покровителя. Это Светлана Николаевна Базанова – учительница химии. Она ведёт уроки так, что все влюбляются сначала в неё, а потом в химию. Одной из её «фишек» является урок-подарок, как она его сама называет. В начале года или перед изучением какого-то крупного раздела она проводит урок, на который может пригласить какого-нибудь гостя. Например, спелеолога, который рассказывает детям о карстовых пещерах, сталактитах, сталагмитах, сталагнатах, показывает минералы и снаряжение для изучения пещер. Мы так с ней и познакомились: я пришла на урок в роли спелеолога, потому что увлекалась этим видом туризма. Или, допустим, перед изучением раздела о металлах она даёт урок о рождении колокола. Она часто приводит примеры из истории на своих уроках или устраивает внеурочную игру с драматизацией и последующим чаепитием. Костюмы для сценок она шьет сама. Из её уроков я взяла на вооружение несколько приёмов, например, когда ученики рассказывают друг другу в парах параграф. Учитель при этом ходит и замечает, кто готов, а кто делает вид, что готов. Часто вспоминаю её фразу о том, что не стоит лениться делать сразу восемь вариантов проверочных работ – это избавляет от проблемы со списыванием. Она действительно очень трудолюбивая. Каждое лето она садится за монографии какого-нибудь ученого, чтобы потом оформить стенд рядом с кабинетом химии. И труды условного Вернадского о ноосфере становятся уже не такими малопонятными.

     Мне было непросто на первых этапах работы в школе. Учителя в гимназии были очень опытные по сравнению со мной. Порой казалось, что у меня ничего не получается и я не смогу стать хорошей учительницей. Все эти мысли и слёзы я приносила Светлане Николаевне, а она всегда говорила, что я школьная и что у меня всё получится и получается, просто я слишком требовательна к себе.

     Перед переездом в Санкт-Петербург я спросила её о том, как выбрать школу. Предложений было много. Она посоветовала выбирать по директору. Я очень благодарна ей за этот совет.

     В 518-й наставником для меня стала Назарова Нина Дмитриевна. Сейчас она редко посещает мои уроки, но я всегда могу обратиться к ней за советом как к историку и как к завучу, особенно по классному руководству.

     Я рада, что жизнь мне посылает тех людей, которые вдохновляют меня. Не обязательно это человек в возрасте. Моя племянница говорит: «Взрослый - не значит умный». Порой и у детей есть чему поучиться. 

Поделиться: