Поиск по сайту

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.П. ПЛАТОНОВА


Авторcтво: Михалёва Инна Ивановна, Царёва Елена Борисовна, учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 482 Выборгского района Санкт-Петербурга


Нет хуже, когда у человека душа «сухая».

Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.

К. Паустовский

 

      Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса на всех ступенях обучения. Перед современными педагогами стоит важная задача формирования экологического сознания школьников. Экология – важный аспект жизни человечества, и экологическое воспитание, как часть образования в целом, должно начинаться как можно раньше, сначала в семье, потом в детском саду и далее продолжаться в школьные годы [1].

      Экологическое поведение складывается из поступков, направленных на сохранение окружающей среды, и отношения человека к поступкам, которые противоречат бережному отношению к миру вокруг человека.

      Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед собой цель воспитания истинного высокоинтеллектуального гражданина, любящего свое Отечество, осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, активно и заинтересованно познающего мир, осознанно выполняющего правила здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды. Именно поэтому экологическое воспитание школьников очень важно.

      Реализация экологического воспитания входит в задачи педагогов. В этом направлении необходимо создание условий, помогающих сформировать любовь к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека. Задача педагогов школы подготовить обучающихся к жизни в современном мире, способствовать развитию у них чувства ответственности.

      Существуют два разных термина – «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Одно невозможно без второго, и потому образование должно развиваться одновременно со вторым, тем более что само знание еще не определяет направления человеческой деятельности. Экологическое образование является неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания школьника. Поэтому экологическое образование следует понимать, как единство экологического сознания и поведения, которое гармонирует с природой. На формирование экологического сознания влияют экологические знания и убеждения. По мнению Н.А. Вершинина, экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного повышения уровня сознательного и нравственного отношения к окружающей среде, организованный путем воздействия на чувства людей, их сознание, взгляды и идеи [2].

     Таким образом, объединяя знания учителей–предметников, у школьников должно формироваться особое отношение к природе, поэтому именно в этом возрасте стоит начинать вести воспитательную работу с целью формирования правильного мышления по отношению к природе.

      Практически все предметы, которые изучаются в средних классах, побуждают внести свой вклад в формирование экологической культуры детей. Особое значение в этом плане имеет такой учебный предмет, как литература.

      Как утверждает в своей методической работе Н.В. Кашина «Формирование нравственно-экологической культуры учащихся средствами литературы», «… писатели раньше других поняли, что природа – это не только среда обитания, что отношением к природе определяется в человеке духовное начало, а безнравственное отношение к природе ведёт к разрушению самого человека» [4, с. 57].

      Уроки литературы и литературного чтения обладают огромным развивающим, обучающим и воспитательным потенциалом. Для достижения целей экологического воспитания в рамках уроков литературы используется принцип отбора художественных произведений для чтения и анализа. Этот принцип требует, чтобы в содержание предмета включались произведения, в которых можно проследить проявление любви и заботы к окружающему миру. И начинать экологическое воспитание как таковое необходимо через развитие экологии души человека. Ведь только через эмоции, переживания, сочувствие приходит осознание того, что кто-то или что-но нуждается в помощи.

      Экология души – это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. По-видимому, в центре рассмотрения должна оказаться охрана души. Ведь, по справедливому высказыванию немецкого писателя и мыслителя И. Гете, «растёт то, что мы выращиваем в душе, — таков вечный закон природы» [3].

      Перед современным учителем стоит задача – пробудить искреннее сопереживание в учениках, научить обращать внимание на мелочи, которые могут сигнализировать о необходимости предпринять какие-то действия во благо окружающим.

Андрей Платонович Платонов – автор удивительно добрых и мудрых произведений. Произведения Андрея Платоновича Платонова отличаются своеобразными сюжетами и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьёзными вопросами: зачем человек пришёл на землю? В чём его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке, о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что иногда сказочный вымысел принимается за действительность [4].

     В курсе литературного чтения дети знакомятся с рассказом А.П. Платонова «Еще мама». Мама – самый важный человек в жизни каждого ребенка, именно мама закладывает нравственные ориентиры ребенку, именно она учит состраданию, пониманию, взаимопомощи, неравнодушию. Задача учителя направить работу детей с текстом рассказа и сделать вывод о том, что не только мама может проявлять участие и внимание к ребенку, это может сделать и учитель. Апполинария Николаевна доброжелательна к новому ученику, она обращает внимание на тревогу Артема и находит способ успокоить его, вызвать интерес к учебе, привыкнуть к новой непривычной обстановке. Таким образом, в сознании младших школьников формируется понятие о том, что не только близкий человек может проявлять заботу и понимание.

     Другой рассказ в программе литературного чтения «Цветок на земле» показывает взаимоотношения уже с представителем старшего поколения, с дедушкой. В образе дедушки Платонов воплотил мудрость, знание и терпение. Любознательность маленького Афони, присущая всем маленьким детям, находит удовлетворение в общении с дедушкой. Через работу с текстом данного рассказа пробуждается уважение к старшему поколению, восхищение житейской мудростью, которой дедушка делится с внуком. Рассказ воспитывает чувство доброты и сострадания, в которых нуждаются все, даже обыкновенный цветок, который смог вырасти и подарить свой неповторимый аромат и красоту миру вокруг.

     В среднем звене дети продолжают знакомиться с произведениями А.П. Платонова, которые все так же наполнены душевным теплом и нравственными уроками. В рассказе «Никита» мы можем показать взросление главного героя, который преодолевает страх перед окружающим его миром, учиться с ним взаимодействовать. Основная мысль рассказа заключается в том, что человек сам творец окружающего его мира, и только от человека зависит, каким будет этот мир. И Никита старается быть хорошим хозяином своего мира, усердно трудится на его благо.

     Одной из самых добрых и поучительных сказок А.П. Платонова является сказка-быль «Неизвестный цветок». Начинается сказка с описания жизни самого цветка, как он, преодолевая трудности своего существования, выжил и смог подарить миру свою красоту. Это произведение показывает, как важно помогать тому, кто нуждается в помощи. Неравнодушная девочка Даша обратила внимание на одинокий прекрасный цветок, выросший на пустыре, позвала на помощь пионеров, чтобы облегчить жизнь цветку. То есть не только проявила доброту по отношению к цветку, но и приобщила к этому других ребят. Бескорыстность и доброта ребят и самой Даши показали цветку, что он не зря боролся за свою жизнь. Доброе дело, простой человеческий поступок сделал цветок счастливым и сделали пустырь настоящим лугом.

     Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость в формировании экологического сознания и мышления, начиная с младшего возраста. Уроки литературного чтения в начальной школе и литературе в старшей школе являются доступным инструментом в формировании нравственных ориентиров детей. Важно лишь ответственно подойти к выбору материалов и научить детей видеть главное: только от нас зависит, в каком мире нам жить, и в наших силах сделать все возможное, чтобы этот мир был добрым и безопасным.

 

Литература

1.                Бахтибенов, А.Ш. Экологическое воспитание школьников / А.Ш. Бахтибенов. – М.: Просвещение, 2021.

2.                Вершинин, Н.А. Воспитание у школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческим занятиям / Н.А. Вершинин. – М.: Просвещение, 2016.

3.                Гуревич, Л.Е. Экология души — путь в будущее человечества / Л.Е. Гуревич, И.И. Паршикова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6286/ (дата обращения: 10.04.2023).

4.                Кашина, Н.В. Формирование нравственно-экологической культуры учащихся средствами литературы (на примере повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо») / Н.В. Кашина // Филологический класс. – 2013. - № 4 (34). – С. 57-60.

5.                Платонов, А.П. Сборник рассказов. [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.ru/author/platonov/form.8/index.html (дата обращения: 10.04.2023).


Поделиться: