Поиск по сайту

Федор Абрамов. Сосновые дети. Занятие для вдумчивого читателя (6-7 класс)

Автор: Денисова Анастасия Борисовна, педагог - библиотекарь МБОУ «Карпогорская средняя школа №118» Пинежский район Архангельской области


  Цель мероприятия: способствовать развитию интереса обучающихся к вдумчивому чтению произведений Ф.Абрамова
  Задачи:
познакомить с рассказами Ф.Абрамова «Сосновые дети», «Сосна», «Поэма о сосне», расширить знания читателей о сосне;
развитие творческого воображения читателей, умения слаженно работать в группах;
способствовать формированию личностного отношения к родной земле, воспитанию нравственных качеств (чувства прекрасного, бережного и чуткого отношения к природе).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

До начала мероприятия детям было предложено самостоятельно познакомиться с рассказом Ф.Абрамова «Сосновые дети», подготовить материал о Веркольском заказнике. Предварительно класс делится на 3 группы, которые получают задания:

  1группа. - сосна в живописи северных художников;
  2 группа - сосна в поэзии;
  3 группа - лечебные свойства сосны

Возраст участников мероприятия: 8-9 классы

Ожидаемые (полученные) результаты: повышение читательской активности. Проявление интереса к чтению книг Ф.Абрамова, книгам о природе края. Способствовать бережному отношению к окружающему миру природы.

Добрый день, дорогие читатели!
Библиотекарь: Свою встречу я хотела бы начать с вопроса: «Какое дерево олицетворяет нашу страну, Россию?
Читатели: Береза (предполагаемый ответ)
Библиотекарь: Да, русскую березу воспевали поэты, как прошлых веков, так и современные. Береза вдохновляла художников и композиторов на создание своих произведений.
Сегодня я хочу пригласить вас в северный лес на прогулку. С какими деревьями мы здесь встретимся? И какое ваше любимое дерево?
Ответы детей:
Библиотекарь: Февральским днем, гуляя по лесу, давайте вновь обратимся к творчеству писателя, уроженца нашего края, Ф.Абрамова. И, надеюсь, вас заинтересует его рассказ, с довольно необычным названием, «Сосновые дети».
Когда вы впервые взяли в руки книгу с этим рассказом, что вы подумали, о чем может быть рассказ с таким названием? Поделитесь вашими первыми предположениями.
Ответы детей:
Библиотекарь: Совершенно неожиданно, прочитав рассказ, я влюбилась в это уникальное дерево, широко распространенное в наших лесах. Каждая строчка, посвященная сосне, вызывала у меня чувство уважения, и я ощутила ее силу и мощь.
       «Сосновые дети» были написаны Абрамовым в 1962 году. Во многих рассказах писатель выступает в роли путника, не исключение и это произведение. «Для Федора Абрамова, родившегося и выросшего в лесном краю, для его героев судьба природных ценностей, в особенности родного северного леса, - одновременно и общая, и глубоко личная забота».
Библиотекарь: Чтение отрывка рассказа.

«Мы ехали молча. Шофер, сцепив зубы, со злостью выворачивал баранку. Дорога, вдрызг разбитая, размятая бульдозером, шла свежей гарью. Черный пал с обгорелыми соснами еще дымился, и в кабинете лесовоза было жарко и душно. Пожарище осталось позади. Дышать стало легче. Высокие сосны с курчавыми макушками заслонили солнце. А потом снова пекло. Ни лесинки, ни кустика. Только пни. Бесконечная россыпь свежих лобастых пней. Все это было так дико, так чудовищно – вырубить лес возле самой реки!»

Библиотекарь: Познакомившись с началом рассказа, как вам кажется, какая главная проблема поднята писателем?
Ответы детей: Охрана и защита леса (предполагаемый ответ).
Библиотекарь: Вновь обратимся к рассказу. Рассказчик едет навещать старого друга Игоря Чарносова. Жизнь Игоря полна контрастов: за плечами тюрьма, о нем в деревне говорили: «с малых лет бандюгой растет», но это осталось в прошлом. Перед нами человек, всей душой болеющий за судьбу вырубаемого леса. Вместе с женой Наташей они полностью посвятили свою жизнь заботе о родном лесе и его обитателях. Эта забота является смыслом их жизни. Послушайте отрывок.

«Осторожно раздвигая руками малинник, густо осыпанный крупной, кое-где уже покрасневшей ягодой, она повела меня в дальний угол садика. Я сперва ничего не заметил, кроме тоненьких, играющих на солнце топольков, а потом, вдруг почувствовав нежный смолистый аромат, повернул голову налево к плетню. Кедрачи! Иссеня-черные, длинноиглые, по-медвежьи угрюмые и неприветливые. Наташа потрепала ближайшего крепыша.
-Ох и капризное дерево! Туго растет - даром что, как сосна, ершистое».

Библиотекарь: Главные герои живу с природой в полной гармонии.

«Лес меня человеком сделал» - размышлял Игорь.
«-Вот так и живем, Алексей: по журавлям ложимся, с журавлями встаем.
-Что уж наше житье, - сказала Наташа. - Век в лесу кина не видим.
-Ничего, - возразил Игорь - у нас свое кино. Вот зимой встанешь, снега навалило по самые окна. А там, у речки, лоси. Стоят как вкопанные, и зорька на шерстке играет… Зорьку нам в подарок принесли… Я даже. Сено, Алексей, ставлю. Видишь, стог у речки? В долгу мы у этого зверя. Сколько его, бедного, перебили…»
  
Библиотекарь: Как вы думаете, все ли герои рассказа живут по законам природы, сохраняя и приумножая ее богатства?
Ответы детей: Рассуждения о незаконных вырубках лесов, браконьерстве семги.
Библиотекарь: Федор Александрович в рассказе показывает взаимоотношения мира природы и человека. Он, как и главный герой, лесник Игорь, стоит на позициях сохранения лесного богатства.
Актуален ли рассказ в наше время? Как мы сохраняем и приумножаем запасы «лесного золота?» Что создается в стране, районе и Верколе для защиты первозданных уголков природы?
Ответы читателей: Заповедники, заказники.

        Сообщение о Веркольском заказнике.

     Веркольский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения образован с целью сохранения ценного природного ландшафта, который отражен в произведениях писателя Ф.Абрамова.
Веркольский заказник – особо охраняемая природная территория, которая обладает значительными природными и историко-культурными ценностями. Здесь расположена часть малонарушенного лесного массива, представленного старо возрастными ельниками. Такие территории имеют общенациональное и глобальное экологическое значение как эталоны дикой природы и хранилища, связанного в экосистемах углерода. С учетом постоянной угрозы вырубки последних массивов коренных лесов Веркольский заказник представляет повышенную ценность в экологическом аспекте.
Основным типом растительности являются леса. Лесная растительность в заказнике представлена преимущественно еловыми насаждениями (72% лесопокрытой площади заказника), доля сосновых лесов значительно меньше и составляет только 23%. Остальные леса представлены в основном вторичными лиственными и смешанными насаждениями. Значительную роль в растительном покрове территории заказника наряду с лесами играют болота. В пределах прирусловой и центральной пойм реки Пинеги и ее притоков, протекающих по территории заказника, развиты злаково-разнотравные луга. В заказнике выявлено 274 вида сосудистых растений, 41 вид мхов, 38 видов лишайников.
     Животный мир заказника представлен такими видами млекопитающих как: белка, куница, лось, бурундук, заяц-беляк, волк, лисица, бурый медведь, рысь, ондатра, росомаха, бобр и др. В заказнике насчитывается несколько десятков видов птиц, из них 6 редких, уязвимых и нуждающихся в охране видов: лебедь-кликун, чеглок, мохноногий сыч, длиннохвостая неясыть, бородатая неясыть, филин.
Библиотекарь: Обратите внимание, что большую часть заказника составляют ели.
Саму же Верколу окружают сосны.
Слайд 3. Есть у Абрамова незавершенное произведение «Поэма о сосне». В набросках к поэме он пишет так: «С детства не любил сосну. Завидовал, читая книжки, тем, кто живет в краю кипарисов, дубов… А что сосна? Долго так продолжалось, пока я однажды не попал в страну кипарисов к морю… И самый счастливый момент, когда я встретил сосну у Черного моря. С тех пор я изменил свое отношение к сосне. Я увидел ее красоту… Надо многое понять, прежде чем открыть для себя красоту в самом обычном. И не потому ли всегда писатели начинают писать об экзотике, о вещах, которые им незнакомы. Красоту обыденную постичь труднее всего.»
Ну а мы вновь обращаемся к рассказу «Сосновые дети.»
Отправившись ночью на прогулку в лес, что предлагает посмотреть Игорь, другу? Небольшая подсказка: ответ кроется в названии рассказа.
Ответы детей: Сосновых детей
Библиотекарь: «Сосны двух недель отроду»
«Рваные, обгоревшие корни по краям, следы тракторной гусеницы, потом замечаю крохотный, сантиметра в два, пучок темно-дымчатой травки, за ним другой, третий.… И вот уже пучки сливаются в жиденький, кое-где искрящийся ручеечек, робко крадущийся по песчаному дну борозды. Ручеек необычный. От ручейка пахнет смолой. Неужели так начинается сосновый бор?
Я стою, склонившись над этим младенческим лесом, вдыхаю его первозданный запах, и мне кажется, что я присутствую при рождении мира, подымающегося на утренней заре…»
И еще один отрывок: «Сосна. Да ежели бы не сосна, так эти ветрищи до Черного моря добрались, сквозняк на всю Россию устроили. А летом, когда засуха, все кругом выгорело? Березы и те от жары сомлели. А это-черт те что. Пыхтит, обливается смоляным потом.»
Слайд 4-5. Сосна для Игоря является самым главным деревом. Но в рассказе встречаются и другие, разумеется, они сравниваются с сосной.
Давайте поразмышляем, о каких деревьях отзывался Игорь:

« Ну, а все-таки им против сосны.… Не тот характер, не тот!»
«Десятиметровую…(ель) можно убить одним ударом обуха. Нужное дерево - ничего не скажешь. А хитрить-то зачем? Ох, хитрое дерево. Ну-ко доберись до нее. Надо железную дорогу тянуть, болота мостами выстилать. Сама на корню сгнию, а человеку не дамся». Вот какое дерево!»
«Вот… (осина) на нервы действует. И все-то она дрожит, все-то дрожит. Больно о себе много думает….»
«Сорняк дерево… (береза), она да осина на вырубках первые гостьи.
… (Береза) нахальная.»
«Про березу в песнях поем, черемуху на каждом шагу вспоминаем. А что они против…(сосны)? Иждивенцы! Только и живут потому,… на свете есть…(сосна). Люблю, когда сосна шумит. Она не то, что ель. Та в непогодь как по покойнику воет. А эта… Ноги в земле, голова в космосе, да как затянет свою «дубинушку» - аж землю в дрожь бросает. Вот какое это дерево-сосна. Да мы ей в ноги должны поклониться. За службу верную. За то, что на переднем краю всегда. Не хитрит. Не ждет никакой награды!»

«Сосна» - так называется еще один рассказ – миниатюра Ф. Абрамова. Послушаем его. («Трава-мурава» с.234) (чтец)

«В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом. Они посредственники между землей и небом. Удивительное, неземное дерево».

О сосне в рассказах Абрамова сказано с такой огромной любовью, что невольно заражаешься симпатией к этому дереву. А что интересного о сосне нам еще известно, чем она нас может удивить? Для подготовки материала предлагаю воспользоваться Интернетом, книгами.
Задания 3 группам: (Представлены на столах).
-Сосна в живописи северных художников;
-Сосна в поэзии;
-Сосна и ее полезные лечебные свойства (народная медицина)
Ответы детей:
Предполагаемые варианты:
      1.Сосна в живописи северных художников
Писахов С. «Сосна, пережившая бурю.»
Бутюков Вл. «Сосновые дети»


      2.Сосна в поэзии.

        А. А. Фет "Ещё вчера, на солнце млея..."

 Ещё вчера, на солнце млея,
 Последним лес дрожал листом,
 И озимь, пышно зеленея,
 Лежала бархатным ковром.
 Глядя надменно, как бывало,
 На жертвы холода и сна,
 Себе ни в чем не изменяла
 Непобедимая сосна.

  "На севере диком стоит одиноко..."
  Михаил Юрьевич Лермонтов

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

  Сергей Есенин ... Сосна и река

Возле долины журча,
Река протекала глубокая.
Над рекой, верхушку склоня,
Стояла сосна одинокая.
Весёлые дни проходили
В беседе с журчащей водой.
Они в ней себе находили
Весёлый отрадный покой.

   3. Сосна и ее полезные лечебные свойства (народная медицина)

      Сосновые почки:
1. Отхаркивающее, противовоспалительное и антимикробное действие.
2. Мочегонное и желчегонное действие.
3. Кровоостанавливающее действие
5. Общеукрепляющее действие.
В современной фармакологии хвоя сосны считается ценным витаминным препаратом, из нее готовят настои и концентраты для профилактики и лечения гипо- и авитаминоза, а также используют как дезинфицирующее, отхаркивающее и мочегонное средство.
    Во время блокады Ленинграда в лесотехнической академии из хвои было налажено производство витаминного напитка. Да и по всей стране в тяжёлые годы войны лечились от цинги настоями сосновой хвои.
В наши дни популярен экстракт из хвои сосны, который добавляют в лечебные ванны, назначаемые при нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях.

Библиотекарь: Вот такое уникальное дерево – сосна, на которой, действительно, «вся планета держится!»
Нелегко складывалась жизнь Игоря и его жены Наташи, но их и удивительное бескорыстие и преданность лесу бесконечно восхищают. Пусть не было у них своих детей, но всей своей родительской любовью они окружили «сосновых детей».
Рефлексия: А теперь представьте, что Игорь беседует с журналистом одной из газет, которая освещает вопросы окружающей среды. О чем они говорят. Какие вопросы задает журналист? Как на них отвечает герой?
Представьте, что в этом журнале появилась статья «Разговор с лесником », о чем она? Придумайте ее содержание. (Задание группам)
Ответы читателей: Зачитывают по представителю от группы
Библиотекарь: В конце нашей встречи хочу обратиться к вам, уважаемые читатели. Поднимите руки те, кто из вас посоветует прочитать рассказ Ф. Абрамова своим знакомым и близким людям?
Библиотекарь: Спасибо за совместную работу и ваше внимание, мои вдумчивые читатели.


Приложение 1: презентация Федор Абрамов. Сосновые дети. Занятие для вдумчивого читателя

Приложение 2: аудиофайл "Сосновый лес" (музыка леса)

Приложение 3: песня "Шуми, сосна" муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева


                     Список использованных источников:

1.Абрамов Ф. Собрание сочинений: В 6 т./Редкол.: Д.Лихачев, В. Распутин и др.; Сост. Л. Крутикова-Абрамова. Т.6: Повести; Рассказы; Путевая проза; Письма. /Сост., подгот. текста, послесл., коммент. Крутиковой-Абрамовой. - СПб.: Худож. лит., 1995.-625с.
2. Абрамов Ф.А. Сосновые дети: рассказ /Абрамов Ф. // О чем плачут лошади: рассказы - М.:Дет, лит. , 2011.-с.119-145.-(Школьная библиотека).
4.Абрамов Ф. Сосны: рассказ /Абрамов Ф.//Трава-мурава. Были-небыли: Миниатюры. Чтобы красота не пропала. Рассказы. - СПб.: МП РИЦ «Культ-информ-пресс»,1993.-234 с.
5. Пинежские художники. Владилен Бутюков, Дмитрий Клопов: альбом / [сост.Н.Ф.Черемная.]. - Село Карпогоры [Архангельская область] ,2014.-68 с.: ил.
6.Веркольский заказник [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.zapoved.net
7.Полезные свойства сосны [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pohudator.ru/sosna/
8.Песня «Шуми, сосна» муз. Ю.Чичкова, сл. К.Ибряева. [Электронный ресурс] - Режим доступа: muzofond.org›search/большой детский хор шуми сосна

Поделиться:


Назад в раздел