Поиск по сайту

Разработка индивидуального исследовательского маршрута гимназиста в рамках занятий кружков естественнонаучного направления

Автор: Трошкова Светлана Евгеньевна, учитель физики ГБОУ гимназии №73 “Ломоносовская гимназия” Выборгского района Санкт-Петербурга


Границ научному познанию и

предсказанию предвидеть невозможно.

Д. И. Менделеев

Цель методической разработки: продемонстрировать формы организации индивидуального исследовательского маршрута учащегося в рамках занятий кружков естественнонаучного направления.

   Исследовательская деятельность учащихся согласно идеологии ФГОС определяется как специально организованная, познавательная творческая деятельность, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью. В процессе исследовательской деятельности осуществляются (с различной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с использованием доступных для них способов.

Проблема построения индивидуального образовательного маршрута в последнее время активно разрабатывается отечественными учеными (В.П. Беспалько, С.А. Вдовина, Е.С. Заир-Бек, А.В. Золотарева и др.), однако, вопросы развития исследовательской компетентности обучающихся, инструментальности оказания индивидуальной помощи обучающемуся остаются актуальными.

Что же подразумевается под индивидуальным исследовательским маршрутом (ИИМ)?

ИИМ – СОВОКУПНОСТЬ ИЗБРАННЫХ ПРОСТРАНСТВ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ЦЕЛЯМИ ВКЛЮЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

   Формирование ИИМ строится на основе средового подхода. Схема может быть вариативна, последовательность учащихся зависит от стартового пространства каждого учащегося.

1.      На старте индивидуального исследовательского маршрута формируется мотивация к проектной или исследовательской деятельности (пространство “Размышляйка”)

2.      Организация деятельности через взаимодействие с педагогом-наставником происходит в пространстве кружков, клубов и т.п.

3.      Для ознакомления с современными информационными технологиями, обучения необходимым приемам технологии ученик-исследователь переходит в Медиапространство.

4.      Работа по выбранной теме или проблеме происходит в пространстве УНИО на конкретной секции

5.      Консультация по возникающим вопросам осуществляется в пространстве общения и встреч.

6.      Анализ личностных достижений происходит в пространстве “Итоговые исследования или проектные продукты”.

В Приложении представлена Схема индивидуального исследования маршрута учащегося и педагогического сопровождения процесса.

 

                                         Литература

1.      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)

2.      Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопрово-ждения развития ребенка [Текст] : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева

3.      Основы исследовательской деятельности: элективный курс/Сост. Т.К. Александрова, В.Е. Андреев и др. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2012. – 272 с.


Приложение 1: Технологическая карта внеурочного занятия по физике

Приложение 2:

 



Поделиться:


Назад в раздел