Поиск по сайту

ЕГЭ -2009 по иностранным языкам. Работа над ошибками

Автор: М.А. Рослик


Методист по иностранным языкам ГОУ НМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга М.А. Рослик

Можно быть ярым сторонником ЕГЭ, можно быть его противником, но, согласитесь, на сегодняшний день ЕГЭ является одним из немногих объективных показателей знаний учащихся школы. Как же был сдан экзамен в нашем районе?

На первый взгляд, показатели у нас приличные. Средний тестовый балл по английскому языку у нас выше городского (64, а по городу - 63,5), по немецкому языку мы занимаем второе место по Петербургу после Фрунзенского района – наш средний тестовый балл- 61,63, а средний по городу - 53,7. Результат Гимназии № 61 — 90 баллов был признан лучшим не только по району, но и по Санкт- Петербургу.

Неплохо обстоит дело и с выполнением творческого задания – части С. В нашем районе только 7 % выпускников не приступили к выполнению заданий этой части, тогда как по городу эта цифра варьируется от 15 % (английский язык) до 30% (немецкий язык).

ЕГЭ проверял широкий спектр навыков и умений, лежащих в основе иноязычной коммуникативной компетенции выпускников. Традиционно более высокие результаты показаны в разделе, проверяющем умения в продуктивном виде речевой деятельности «Письмо», а также в разделе «Чтение». Важно отметить, что в разделе «Письмо» были показаны относительно высокие результаты экзаменуемыми с высоким общим уровнем подготовки, при этом для выпускников с низким уровнем подготовки данный раздел оказался наиболее сложным.

Анализ результатов выполнения экзамена свидетельствует о том, что участники, успешно справившиеся с ним, соответствуют одному из уровней А2, В1 или В2.

При этом участники, достигшие минимального уровня (от 20 до 49 баллов (80 человек) — 12 % - английский язык и 21% (13 человек) – немецкий язык), характеризуются тем, что могут понимать (на слух или в чтении) простые аутентичные тексты, находя в них простую, легко предсказуемую конкретную информацию. Они способны написать несложное письмо личного характера, затрагивая общие бытовые проблемы. При этом участники данного уровня испытывают затруднения с выражением на письме личного мнения, не владеют более-менее сложными лексико-грамматическими конструкциями, испытывают затруднения в понимании развернутых текстов.

Участники, получившие оценки от 50 баллов (435 человек — 66,6% - английский язык и 59 % (37 человек) - немецкий язык), в разном качестве проявили умение понимания текстов, построенных в основном на частотном языковом материале и относящихся к разным типам и жанрам. Они умеют писать связные тексты, выражая в них личные переживания и впечатления, однако необходимо заметить, что при выполнении задания, требующего письменного высказывания с элементами рассуждения, эти участники затруднялись с решением коммуникативной задачи в полном объеме. Также у них вызывала затруднение необходимость проявления компенсаторных умений, проявления языковой догадки.

Участники, получившие оценку выше 85 баллов (140 человек -21,4% английский язык и 20 % (11 человек) – немецкий язык), показали достаточно высокий уровень владения иностранным языком (В2). Они понимают на слух и при чтении тексты, содержащие достаточно непростую аргументацию, выражающие специфическую авторскую позицию. Они умеют писать тексты, содержащие элементы эссе, у них достаточно большой словарный запас и уверенное владение основными грамматическими конструкциями.

Но хотелось бы, чтобы ЕГЭ пришел у нас не только в престижные гимназии и школы с углубленным изучением иностранных языков, но и в общеобразовательные школы района, которых у нас большинство, чтобы выпускники школ Парголово и Левашово тоже получали 90 баллов за экзамен по иностранному языку!

Анализ результатов выполнения ЕГЭ 2009 года по английскому и немецкому языкам в Выборгском районе позволяет сделать вывод о целесообразности усиления работы учителей по следующим направлениям:

- варьирование приемов аудирования и чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- расширение возможностей учащихся в ознакомлении с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;

- формирование языковых компенсаторных умений;

- совершенствование навыков употребления лексико-грамматического материала в коммуникативно-ориентированном контексте.

- активное использование тестовых форм контроля знаний и умений на ВСЕХ ступенях обучения иностранному языку, так как подготовка к ЕГЭ начинается не в 10-11 классах, а значительно раньше.

- развитие навыков автономного обучения, способности к самоконтролю и самокоррекции, увеличение доли самостоятельной, в том числе учебно- тренировочной работы учащихся.

- методическое оснащение уроков с целью формирования у обучающихся навыка работы с творческими заданиями.

- использование в работе учебно-тренировочных и учебно-методических материалов для подготовки к ЕГЭ по иностранному языку, ИКТ и возможностей районной медиатеки.

- Повышение квалификации учителей средних общеобразовательных школ всех ступеней обучения через систему семинаров в НМЦ, в ЦЯО АППО и РЦОКО и ИТ.

Рекомендации администрации ОУ

- Проведение разъяснительной работы с родителями и помощь выпускникам при выборе ими предметов вариативного блока для сдачи в формате ЕГЭ.

- Рациональное использование потенциала элективных курсов, системы внеурочной работы по иностранным языкам.

- Проведение независимого диагностического аудита в рамках рубежного контроля, пробного и пилотного ЕГЭ по иностранным языкам

- Повышение квалификации учителей в области технологии подготовки учащихся в ЕГЭ по иностранному языку - в старших классах не могут работать учителя, не прошедшие курсов по подготовке к ЕГЭ любого уровня.

- Моральное и материальное поощрение учителей за высокие результаты по ЕГЭ, стимулирование работы учителей-экспертов ЕГЭ.


ЕГЭ -2009 по иностранным языкам. Работа над ошибками

Назад в раздел