Поиск по сайту

Из опыта организации групповой работы учащихся на уроках в начальной школе

Автор: Коломыйцева Наталья Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ № 518 Выборгского района Санкт- Петербурга


                Групповая работа является одной  из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей.
Основной формой организации процесса обучения является урок. Системно-деятельностный подход подразумевает деятельность самих обучающихся на уроке, поэтому, на наш взгляд, важным условием является формирование коммуникативных умений. Организация групповой деятельности на уроке является одной из актуальных форм развития коммуникативных возможностей у обучающихся. Использование на уроках в начальной школе групповых форм обучения, по мнению многих педагогов, позволяет повысить уровень знаний, вызвать интерес к предмету, добиться лучшего усвоения материала, а также дает возможность учитывать индивидуальные особенности обучающихся и создавать условия для их развития.
               Сущность  групповой работы, позволяющая выделять  ее среди других общих форм обучения, заключается в следующем:
   •    обучающиеся  тесно взаимодействуют друг с другом в процессе работы;
   •    учитель опосредованно руководит деятельностью учеников, то есть  взаимодействует с группой учащихся: предъявляет ей задание, контролирует и оценивает работу группы в целом, а не с каждым учеником в отдельности, как при фронтальной работе;
   •    внутри  группы по отношению к каждому ученику все вышеперечисленные  функции выполняют сами учащиеся.
Работа в группах, на наш взгляд, представляется  наиболее эффективной при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира, а также во внеурочное время.
    Рассмотрим некоторые особенности организации групповой работы. При разделении на группы целесообразно учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его возможности для выполнения той или иной  учебной задачи. Желательно, чтобы количество учащихся в группах  составляло 3-6 человек, так как продуктивность их работы значительно выше продуктивности работы группы из 8-10 человек. Важно учитывать  четное или нечетное количество человек в группе, поскольку в случае, если в группе четное количество человек, мнения могут разделиться и группе будет сложнее прийти к обоюдному  решению. При определении количественного состава группы педагогу следует  учитывать тот факт, что  с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.[3, 75].
       Состав группы должен зависеть от того чем будет наполнено  содержание и  каков характер предстоящей работы. При формировании количественного состава группы необходимо учитывать тот факт, что не меньше  половины должны составлять ученики, способные активно, без помощи учителя  заниматься самостоятельной работой. Следует отметить тот факт, что группы должны быть сформированы в зависимости от уровня совместимости учащихся, степени  обученности, внеурочной информированности по данному предмету,  что позволит им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. Учителю необходимо помнить, что не стоит  объединять в одну группу негативно настроенных друг к  другу учащихся.
       В свете вышесказанного стоит  отметить, что учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы, в том случае если у учащихся нет опыта групповой работы.  Со временем дети  смогут  научиться делать это сами. Для каждой группы можно подобрать дифференцированные  задания разного уровня сложности или предложить одну задачу на всех, но при этом  повысить мотивацию.  Групповая форма работы предполагает опору на умения и знания, которые уже сформированы  у обучающихся.
       Стоит отметить, что групповой формой организации работы считается не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса. Это происходит, только в том случае, если выполняются следующие условия:  
   •    класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
   •    каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
   •    задания в группе выполняются таким способом, который  позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
   •    состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
       Для получения результата от проведения групповых занятий учитель должен очень хорошо знать класс и систематически заниматься с консультантами (давать методические советы, проверять качество их знаний). Некоторые дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются большим педагогическим выигрышем.[4, 23].  В свете вышеизложенной проблемы рассмотрим, из каких элементов складывается технологический процесс групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания:
   - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
   - инструктаж о последовательности работы;
   - раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа:
   - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
   - распределение заданий внутри группы;
   - индивидуальное выполнение задания;
   - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
   - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
   - подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
   - сообщение о результатах работы в группах;
   - анализ познавательной задачи, рефлексия;
   - общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
    Во время групповой работы учитель  может выполнять разнообразные функции: отвечать на вопросы, контролировать  ход работы в группах,  регулировать споры, порядок работы и в случае необходимости оказывать помощь отдельным учащимся или группе в целом. Как видим, для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.[5, 69].
    Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, какими преимуществами обладает  групповая  форма работы.
    Во-первых, происходит значительное повышение интереса к учению, формирование положительного отношения к нему, и, как следствие этого, улучшение результативности учебного процесса.
Академик Х.Й.Лийметс объясняет это тем, что результаты учения в существенной мере зависят от его мотивов. В развитии познавательного интереса к учебе огромную  роль играет потребность детей в эмоциональном контакте. Общение в группе становится на начальных этапах групповой деятельности той точкой опоры, которая переворачивает мир детского отношения к учебе. Учебные занятия, побуждаемые вначале стремлением к общению, постепенно приобретают самостоятельный интерес, собственную побудительную силу. [3, 7].
        Во-вторых, групповая работа способствует формированию у детей таких качеств, которые требуются для успешного контакта с другими людьми. Наиболее пригодными к деловому общению оказываются, по исследованиям психологов, люди, стремящиеся к самостоятельности в сочетании с несколько меньшим стремлением к лидерству; менее агрессивные и более дружелюбные; старающиеся  быть общественно полезными; легко признающие вклад других, осознающие неизбежность различий между людьми и не стремящиеся подогнать оценку других под свои собственные нормы и каноны.
    В-третьих, работа в группах открывает безграничные  возможности для выработки навыков социальной перцепции (восприятие других людей, их внешности, речи, жестов, мимики, оценка их действий и поступков). В процессе общения учащиеся учатся регулировать свое поведение в зависимости от изменяющихся условий окружения, правильно оценивать свои собственные поступки, преодолевать противоречия между членами группы, чтобы добиться большего взаимопонимания.
        Кроме того, решается и ряд других учебных и воспитательных задач:
   - возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
   - на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
   - возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
   - ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
   - меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия;  
   - прибавляется теплота и человечность; приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
   - возрастает сплоченность класса;
   - учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Таким образом, при организации групповой деятельности одной из главных задач является развитие мышления учащихся, поскольку именно  работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Работая сообща, учащиеся планируют свою деятельность, распределяют роли, определяют функции каждого члена группы.  Групповая работа помогает  каждому ребенку получить  эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.  Работа в группах развивает мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием,  формирует качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.[1, 54].
Групповая организация работы   предполагает, что все члены группы принимают активное участие в работе, сильные не подавляют инициативу и самостоятельность более слабых учеников, а слабые не прячутся за спины более сильных. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, полной поддержке учителя, его оперативной помощи. [2, 62].    
Литература:
1. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения /А.А. Бодалев // Вопросы психологии. – М.: 1996.- № 3.
2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Педагогика. 1991.
3. Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. –  М.: Знание. 1975.
4. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем образовании: исследовательская разработка для учителя/ С.Танцоров. – М: ПЦ ''Эксперимент''. 1997.
5. Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г.А.Цукерман// Вопросы психологии. – М.: 1993.-№3.

Поделиться:


Назад в раздел