Поиск по сайту

Организация контрольно-оценочной деятельности при обучении иностранному языку

Автор: Шанина Марина Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель английского языка, почетный работник общего образования РФ


Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижения на этой основе нового качества обученности. Положениями нового Федерального государственного образовательного стандарта на первое место выдвигаются требования к результатам образования. Предмет «иностранный язык» занимает важное место в учебном плане образовательных учреждений и рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Новый ФГОС предусматривает достижение выпускниками полной средней школы минимально необходимого и достаточного уровня функциональной грамотности, обеспечивающего продолжение обучения в высших учебных заведениях не только в России, но и за рубежом.

В данной статье рассматриваются формы и способы организации и проведения зачетов как одной из форм контроля по основным видам речевой деятельности – аудированию, чтению, письму, говорению (монологическая и диалогическая речь).

При этом объектами оценивания являются:

Ø   знания (объем, уровень, прочность);

Ø   учебные умения и навыки (реподуктивные – чтение и аудирование, продуктивные – письмо и монолог, интерактивные – коммуникативное письмо, диалог, полилог, перевод, задания эвристической и творческой направленности);

Ø   общеучебные умения (организационные, информационные, интеллектуальные,

коммуникативные, прагматические, компенсаторные).

Для обеспечения объективности при выставлении оценок и во избежание использования контрольно-измерительных материалов, не соответствующих ожидаемому уровню знаний в гимназии было принято Положение о зачете, которое регламентирует порядок и сроки проведения проверок по различным видам ревой деятельности.

Зачеты и проверки по различным видам речевой деятельности проходят в следующие сроки:

Ø   проверка навыков чтения – первая неделя октября;

Ø   проверка навыков аудирования – первая неделя декабря;

Ø   проверка навыков диалогической речи – последняя неделя февраля;

Ø   проверка навыков письма – середина марта;

Ø   проверка навыков монологической речи – декабрь, май.

Точные даты зачетов определяются планирующим учителем в начале учебного года и сдаются в учебную часть для составления общего графика контрольных работ. Проверка навыков монологической речи, требующая подготовки дома, не может проводиться сразу после выходных или праздничных дней.

Подготовка материалов для проведения зачетов (виды заданий, их количество, тексты заданий) осуществляется планирующими учителями. Предварительное согласование с заместителем директора по иностранному языку или руководителем кафедры обязательно. Задания должны соответствовать требованиям программы и формату ЕГЭ по английскому языку, т.е. иметь тестовую форму.

Материалы для проведения зачетов по чтению и аудированию должны быть представлены всем учителям, работающим в параллели не позднее, чем за два дня до проведения зачета, в присутствии заместителя директора или руководителя кафедры. В целях создания одинаковых условий для учащихся всех классов одной параллели задания должны быть подготовлены в нескольких вариантах (по количеству классов), чтобы избежать обмена информацией между учащимися.

Письменные работы по чтению и аудированию по возможности проводятся для учащихся всего класса в одном кабинете в присутствии всех учителей, работающих в классе. Учащимся не разрешается пользоваться словарями и мобильными телефонами. Учителям рекомендуется заранее подготовить и обсудить список трудных для понимания слов и не отвечать на вопросы по содержанию заданий.

Проверка работ по чтению и аудированию проводится учителями в своих группах в соответствии с предоставленными ключами и критериями оценивания. Перед проверкой необходимо выработать единые подходы к возможным грамматическим и орфографическим ошибкам, не препятствующим пониманию написанного. Результаты сдаются планирующему учителю для подсчета СОУ, процента качества и среднего балла. Планирующий учитель сдает материалы зачета, обработанные результаты и анализ работ заместителю директора или руководителю кафедры.

Проверка навыков письменной речи предусматривает следующие виды заданий: открытка, электронное письмо, личное письмо, официальное письмо, сочинение-рассуждение. Тематика задания и его вид должны соответствовать программе  и нормам, принятым в международном тестировании и ЕГЭ. Вид задания для каждой параллели определяется на заседании МО/кафедры в начале учебного года Темы заданий объявляется планирующим учителем за два дня до проведения зачета в присутствии заместителя директора или руководителя кафедры. Разработка нескольких вариантов заданий обязательна. Учителям необходимо согласовать требования к формату письма или сочинения (например, необходимость написания полного адреса, количество слов и т.д.) и время, в течение которого выполняется работа.

Проверка навыков письма проводится по группам в один день для учащихся всей параллели. Во время работы учащимся не разрешается пользоваться словарями и мобильными телефонами. Работы выполняются на листах формата А 4.

Работы проверяются учителем в своей группе по дополнительной схеме оценивания, которая разрабатывается планирующим учителем. Схема должна отражать полноту содержания, соблюдение требований к организации письма или сочинения, учитывать лексические, грамматические и орфографические ошибки. Во избежание разных подходов к оцениванию, учителям не рекомендуется проверять работы, если такая схема не была предоставлена. Баллы, полученные в соответствии со схемой оценивания, переводятся в традиционные оценки по предложенной шкале. Результаты сдаются планирующему учителю для подсчета СОУ, процента качества и среднего балла. Планирующий учитель сдает материалы зачета, обработанные результаты и анализ работ заместителю директора или руководителю кафедры.

Проверка навыков диалогической речи предусматривает неподготовленный управляемый диалог в режиме ученик – учитель-собеседник. На раннем этапе обучения (5-6 класс) возможен неподготовленный диалог в режиме ученик – ученик. Пары для такого диалога формируются учителем заранее. Тематика и количество реплик в диалогах должны соответствовать программе, а формат - ролевой игре или моделированной ситуации. Задания для диалога должны содержать четко сформулированную коммуникативную задачу для ученика и карточку собеседника для учителя. На ранних этапах обучения (5-6 класс) карточка с заданием для учащихся может содержать опоры, помогающие ученику поддерживать беседу. Формат диалога определяется на заседании МО/кафедры в начале учебного года. Не позднее, чем за две недели до проведения зачета, планирующий учитель представляет не менее трех диалогов для тренировки в группах. Количество вариантов для зачета – не менее семи. Темы диалогов (но не содержание заданий!) могут быть объявлены учащимся заранее.

На заседании малого МО перед зачетом учителям рекомендуется определить очередность ответов, время на подготовку каждого ученика, кабинет, в котором будет проходить зачет и кабинет, где будут находиться ожидающие своей очереди или уже ответившие учащиеся.

Зачет по диалогам проводится в присутствии всех учителей, работающих в классе, один из которых (или поочередно) выступает в качестве собеседника для ученика, двое других оценивают ответ по заранее предложенной схеме. Схема учитывает полноту выполнения поставленной задачи, взаимодействие с собеседником, лексические и грамматические ошибки, произношение. Оценки обсуждаются всеми учителями по окончании каждого этапа зачета. Протоколы и результаты зачета сдаются планирующему учителю для подсчета СОУ, процента качества и среднего балла. Обработанные результаты, материалы зачета и анализ сдаются заместителю директора или руководителю кафедры.

Проверка навыков монологической речи предусматривает подготовленное или неподготовленное монологическое высказывание в зависимости от этапа обучения и изучаемой тематики. Темы и объем высказывания определяются программой или форматом ЕГЭ на старшем этапе обучения. Темы монологического высказывания для каждой параллели на следующий учебный год утверждаются на последнем заседании кафедры по итогам года. Список тем является обязательным для изучения, порядок прохождения и количество тем в зачете в декабре и мае может варьироваться. Планирующий учитель обеспечивает всех учителей параллели готовыми текстами для выучивания и разработками для сочинений, на основе которых будет строиться монологическое высказывание ученика, в соответствии со сроками, указанными в планировании. Последняя тема должна быть представлена учащимся 5 – 7-х  классов не позднее, чем за две недели до зачета, а для учащихся 8 – 11-х классов.

– за три недели до зачета. Для учащихся 8 – 11-х классов рекомендуется  разрабатывать ситуативные задания по возможности для каждой темы, подготовить опорный план ответа, подводящий ученика к импровизации по теме, а также вопросы, которые можно задать по окончании ответа. Учащиеся не должны знать заранее содержание ситуативных заданий.

Учитель несет полную ответственность за своевременное обеспечение учащихся своей группы готовыми текстами. Копии должны быть надлежащего качества, удобными для чтения и хранения. В обязанности учителя входит также своевременная качественная проверка сочинений для монологического высказывания. Все вопросы по содержанию творческих работ решаются на заседаниях малых МО в присутствии заместителя директора или руководителя кафедры. Там же рассматриваются организационные вопросы по проведению зачета, а также возможность освобождения от сдачи зачета особо успешных учащихся.

Проверка навыков монологической речи проводится либо учителями параллельных групп, либо в присутствии всех учителей, работающих в классе. Возможно присутствие ассистентов или представителей администрации гимназии. Оценки объявляются по окончании зачета. В случае отказа от ответа по одному из билетов, ученик имеет право сразу же взять другой билет, оценка при этом снижается на один балл. Ученик, получивший неудовлетворительную оценку, имеет право пересдать зачет в сроки, предложенные учителем. Во избежание конфликтных ситуаций учителю, принимающему зачет,  рекомендуется записывать  все ошибки ученика, не перебивать ученика во время ответа и не задавать вопросов, не предусмотренных в задании. Протоколы и результаты зачета сдаются планирующему учителю для подсчета СОУ, процента качества и среднего балла. Обработанные результаты, материалы зачета и анализ сдаются заместителю директора или руководителю кафедры.


Поделиться:


Назад в раздел