Поиск по сайту

Система ОДОД как объект мониторинга качества образования в гимназии

Автор: Самсонова Валентина Георгиевна, заведующая отделением дополнительного образования детей гимназии 114 Санкт-Петербурга


Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня – это внеурочная деятельность и дополнительное образование детей. Это означает, что в школе общее и дополнительное образование детей станут равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, которые создадут единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка.   Для того, чтобы создать  условия для организации и работы внеурочной деятельности и дополнительного образования необходимо более точное разъяснение этих понятий.

Дополнительное образование

Внеурочная деятельность

•         Дополнительное образование-это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (273-ФЗ, гл.1,ст.2,п.14)

•         Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования

 

     В рамках работы районной опытно-экспериментальной площадки на базе ГБОУ гимназия №114 по теме : " Внутришкольный мониторинг как составляющая системы оценки качества образования в школе " уже второй год проводится мониторинг оценки качества деятельности отделения дополнительного образования, действующего в гимназии с 2012 года.  Мониторинг  проводится по трём направлениям:

1.      Динамика количества учащихся разных возрастных групп, посещающих кружки и секции в отделении дополнительного образования за два последних года.

2.      Направления деятельности ОДОД, которые предпочитают обучающие разных возрастных групп.

3.      Результативность реализации общеобразовательных (общеразвивающих)  программ по дополнительному образованию.

     Основной задачей отделения дополнительного образования является вовлечение обучающихся в систематические занятия в кружках и секциях ОДОД по различным направлениям деятельности.   

Анализ деятельности ОДОД за два года показал следующие результаты:

Вывод: как видно из диаграммы  происходит увеличение количество обучающихся младшего и старшего школьного возраста.

 Направления деятельности ОДОД, которые выбирают обучающиеся.

1)      Физкультурно-спортивное направление (волейбол, баскетбол, ОФП, пионербол, спортивный туризм, оздоровительная аэробика, подвижные народные игры)

 

Младшие школьники (7-9 лет) предпочитают физкультурно – спортивное направление.

2)      Социально – педагогическое направление («Искусство Санкт-Петербурга», «Феерия Санкт-Петербурга»)

 

 

В основном это направление деятельности выбирали учащиеся среднего возраста (10-14 лет)

 

3)      Естественнонаучное направление («Наука биологии: ступени познания», «Решаем задачи по химии», «Юный химик», «За страницами учебника химии»)

 

 

Предпочтительный выбор старшеклассниками этого направления можно объяснить тем, что изучение основных  предметов естественнонаучного цикла начинается с 8 класса и, кроме того, старшеклассники уже определились в своей будущей профессии.

 

4)      Художественное направление (Театральные студии «Овация», «Золотая Маска», танцевальная студия, кружок игры на гитаре «Серебряная струна»)

 

Учащиеся 10-14 лет (средний школьный возраст) выбирают художественное направление, где они самореализуются, пытаются развить  свои театральные и музыкальные  способности.

5)      Техническая направленность («Юный физик», «Решаем задачи по физике», «Математический марафон», «Удивительный мир чисел»)

 

Вывод: Младшие школьники в основном выбирают физкультурно-спортивное направление и практически не выбирают естественнонаучное и техническое направления, т.к. эти кружки ориентированы на обучающихся среднего и старшего возраста. Художественное направление предпочитают обучающие среднего возраста.

Результативность реализации образовательных (общеразвивающих) программ дополнительного образования детей.

Все педагоги дополнительного образования в течение учебного года проводили мониторинги освоение программы обучающимися. Для этого педагоги дополнительного образования разработали аспекты освоения программы и формы диагностики для своих кружков. Оценивание обучающихся шло по трём уровням:                                                                                                                         В – высокий (задания выполнены, проявление самостоятельности);

С - средний (задание выполнено не полностью, требуется организационная помощь);

Н- низкий (задание частично выполнено со значительной помощью педагога)

1)      ОФП

2)      Пионербол

3)      Спортивный туризм.

4)      Баскетбол.

5)      Волейбол.

6)      Оздоровительная аэробика.

7)      Народные подвижные игры.

Анализируя результаты обученности учащихся за учебный год  в физкультурно – спортивном направлении, можно отметить, что на итоговой аттестации процент обучающихся с высоким результатом увеличился, а с низким результатом – уменьшился.

8)      Наука биология: ступени познания.

          

9)      Юный химик.

10) За страницами учебника химии.

11) Решаем дачи по химии.

12) Удивительный мир чисел.

             

13) Математический марафон.

14) Юный физик.

15) Решаем задачи по физике.

Вывод: Высокий итоговый результат показали обучающиеся, которые занимались в кружках: «Наука биология: ступени познания», «Решаем задачи по химии», «Удивительный мир чисел», «Решаем задачи по физике». Это говорит о том, что педагог на своих занятиях сумел раскрыть потенциал учебного предмета и заинтересовать обучающихся. Для этого используя  разнообразные формы обучения (исследовательские работы, практические работы, проблемное обучение и т.д.)

16) Танцевальная студия.

17) Серебряная струна.

18) Театральная студия «Золотая Маска».

19) Театральная студия «Овация»

Вывод: не большой итоговый результат обученности учащихся в театральных студиях связан с тем, что программы рассчитаны на 3 года и за первый год не возможно максимально освоить искусство театрального мастерства.

20) Феерия Санкт-Петербурга.

21) Художественный Петербург.

      

 Выбранная система оценки качества знаний и умений в отделении дополнительного образования позволяет педагогам максимально отслеживать достижения обучающихся, стимулировать детей к раскрытию своего интеллектуального, культурного и физического потенциала.


Поделиться:


Назад в раздел