Поиск по сайту

Характер и способы положительного взаимодействия семьи и школы: взгляд учителя-предметника

Автор: Чачина Марина Витальевна, учитель биологии ГБОУ гимназия № 92 Выборгского района Санкт-Петербурга


Социализация учащихся является одной из насущнейших задач школьного образования сегодня. Особую актуальность она принимает в условиях развития отчуждения школьников от школы и учебы (такую проблему называют в качестве первостепенной ведущие педагоги, психологи, эксперты в области образования) [1]. Отчуждение проявляется в снижении учебной мотивации школьников и уменьшении уровня их познавательной активности. Тревожным сигналом является эмоциональная отстраненность учеников, особенно старшеклассников, от учебных дел и школьных мероприятий. Каковы причины этого явления и как с ним бороться – вопросы, которые сегодня неоднократно задают учителя-предметники.

Одной из причин развития отчуждения учащихся от учебы на глобальном уровне является утрата школой абсолютной монополии на образование и социализацию подрастающего поколения. Основой массового характера школьного образования в XX веке была ограниченность каналов распространения знаний. Это поддерживало престиж школы и учителя, так как они в первую очередь являлись источником знаний, способов деятельности, ценностных ориентиров обучающихся. Сегодня, в условиях появления новых источников и каналов информации, когда резко возросли возможности доступа к любым информационным сегментам мира (развитие средств массовых коммуникаций, Интернета, киберпространства), школа утрачивает безоговорочно приоритетное влияние на формирование знаний, навыков и образцов поведения [3]. Современные учащиеся могут получать любую значимую для них информацию, не прибегая к образовательным ресурсам школы. В связи с этим в школьной практике необходимо смещение акцентов от прямой трансляции готовых знаний к организации работы учащихся по осознанному поиску, переработке, критическому анализу и трансформации различных видов информации.

Следующей причиной развития отчуждения к учебе является сдвиг ценностей и разрушение корпуса всеобщих культурных образцов современного российского общества. Происходит отказ от признания «великих образцов» и ориентация на множественность культурных практик и эталонов. В таких условиях социализация поколения детей, подростков и молодежи претерпевает серьезные изменения по сравнению с предыдущей эпохой. Отмечается социальная разнородность этого поколения, его многомерность, тенденция к разрыву «связей времен» и т.п. [2].

Это приводит к дезориентации молодежи, к разрушению межпоколенного культурного пространства. Все сложнее становится убедить школьников и родителей в необходимости изучения школьных предметов, в том числе и биологии, на должном уровне. Все чаще встречается прагматическое, утилитарное отношение к знаниям, ориентированное преимущественно на сиюминутный успех практического применения («Зачем мне биология, география, физика и т.д.), я буду экономистом!»).

На основе социологических опросов было выявлено, что несмотря на наметившийся в государственной политике вектор, направленный  на смену социальных установок населения по отношению к  образованию, в массовом сознании связь образования с социальными достижениями представлена слабо. К сожалению, можно констатировать, что в настоящее время образование не является абсолютной ценностью современного российского общества [3].

Вот почему важно по-новому взглянуть на систему учитель-ученик-родители, «сплотить» на уровне школы те социальные связи, которые часто не выстроены на уровне семьи, повседневного окружения учеников.

Каковы способы взаимодействия семьи и школы, которые может реально установить учитель-предметник?

Одним из средств решения данной проблемы может служить проектное обучение, при котором в центре внимания находится ученик, а образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учебе. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на новый уровень его развития и развития его творческих способностей. Особую ценность проектная деятельность имеет еще и в связи с возможностью привлечения родителей к совместной работе, причем на разных этапах (планирование работы, выполнение исследования, представление результатов). Например, в рамках изучения биологии могут быть подготовлены проекты, выполнение которых будет интересно и учащимся и их родителям:

-        Составление генеалогического древа семьи и родословной человека.

-        Путешествие с комнатными растениями.

-        Изучение экосистемы домашнего аквариума.

-        Значение Красной книги области для сохранения биологического разнообразия в природе (на примере конкретного региона).

-        Особенности флоры и фауны урбанизированных территорий (на примере Санкт-Петербурга).

-        Историко-культурное и рекреационное значение искусственных экосистем (на примере конкретных объектов).

-        Экологические проблемы нашего города.

-        Способы оптимизации городской среды.

-        Заповедные места нашей области.

-        Влияние органических удобрений на рост и развитие растений.

Следующим способом взаимодействия семьи и школы на уровне учителя предметника может являться совместная подготовка к участию в биологических олимпиадах. «Визитной карточкой» любой олимпиады является включение заданий и вопросов исследовательского и творческого характера, развивающих логику, воображение учащихся. Выполнение проблемно-творческих заданий учащихся совместно с родителями в рамках подготовки к олимпиаде оказывает положительный эффект как на установление отношений сотрудничества в семье, так и на укрепления партнерских связей семьи и школы.

Привлечение родителей к участию в творческих конкурсах – «простор» для деятельности именно учителя биологии. Например, в рамках декады биологии (недели Земли) в нашей школе традиционно проводятся конкурсы «Урожая», стенгазет, поделок из природного материала, изделий из вторичного сырья, тематических биологических рисунков, рефератов и др. Такая деятельность интересна и полезна для школьников разных возрастов и их родственников.

Важным способом взаимодействие семьи и школы, который может реализовать именно учитель биологии является подготовка и проведение совместных экскурсий (как длительных, так и в окрестности школы). Например, гимназия №92 находится рядом с лесопарком Сосновка, который имеет огромный историко-просветительский, патриотический и образовательный потенциал. И школьники, и их родители привлекаются к изучению данной территории в ходе экскурсий.

Таким образом, в ходе изучения биологии родители совместно с детьми могут быть привлечены как к учебной деятельности, так и внеклассным мероприятиям, которые содействуют социализации, препятствуют отчуждению школьников от учебы и установлению партнерских взаимоотношений в системе семья-школа.

 

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Э/р]. – Р/д: http://www.firo.ru/
  2. Немов Р.С. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. 496 с.
  3. Развитие сферы образования и социализации в Российской федерации в среднесрочной перспективе. Доклад экспертной группы // Вопросы образования. 2012. №1. 6-59.


Поделиться:


Назад в раздел