Поиск по сайту

Методическая разработка урока на тему «Хранители предания в религиях мира»


Авторcтво: Гневышева Наталия Александровна, учитель начальной школы ГБОУ СОШ № 534 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур») спроектирован на основе культурологического подхода. Позволяет учащимся осознать роль наставничества в передаче духовных традиций и основ веры из поколения в поколение. Основан на работе с различными текстами культуры – произведениями современных художников и фотографов, духовными притчами и высказываниями.

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы мировых религиозных культур и светской этики

Адресат: учащиеся 4 класса, 10-11лет.

Цель урока: формирование у учащихся представления о духовных наставниках в мировых религиях и их роли в жизни верующих людей

Культурологическая идея: наставничество как древнейший способ передать духовную мудрость другим людям. Хранители предания – это авторитетные в различных вероучениях люди, которых уважают за их мудрость, приверженность вере, и которые не просто чтут и хранят традиции веры, но и могут стать наставником и учителем для всех единоверцев.

Задачи:
 раскрыть понятия «наставник», «хранитель преданий»;
 показать, что главная роль хранителя веры состоит в том, чтобы делиться знаниями о вере и традициях с другими верующими людьми;
 помочь учащимся понять, кто может стать духовным наставником, какими чертами и свойствами этот человек должен обладать;
 раскрыть, кто в мировых религиях выполняет роль наставников (хранителей преданий);
 познакомить с особенностями иерархии в некоторых религиях;
 развивать умение работать с различными текстами культуры, анализировать, делать вывод;
 воспитывать уважения к истории и культуре всех народов.

Тексты культуры, с которыми работают учащиеся на уроке: фотографии «Воскресная школа», «Дети в мечети»; картина Б. Дуброва «Раввин с детьми», картины Е. Флеровой «Патриарх», «Раввин» «Имам»; фотография Далай–Ламы; притча о священнике; мудрые мысли Далай-Ламы

Формы работы: интеграция фронтальной и групповой работы

Оборудование: проектор, экран, раздаточный материал.

                   Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке: работа в 4 группах.
   Задание № 1: «У каждой группы на столе лежат карточки со словами. Прочитайте их. Объедините карточки со словами в группы».
На карточках записаны следующие слова: христианство, буддизм, ислам, иудаизм, Христос, Авраам, Мухаммад, Гаутама, Израиль, Аравия, Иерусалим, Индия, Типитака, Танах, Коран, Библия, Буддистская община, Христианская община, Иудейская община, Мусульманская община.
Учащиеся выполняют задание. Учитель предлагает группам дать ответ на поставленное задание. Ответы разных команд сравниваются. При необходимости задаются дополнительные вопросы на уточнение и конкретизацию.
   Задание № 2: «Узнайте священные книги по описанию и назовите их.
• Сведения о жизни и о том, как , когда и чему учил Будда людей, записанные на пальмовых листьях, которые были помещены в три особые корзины;
• в этой книге сам Бог открыл людям истину, считают иудеи;
• в этой книге ученики Христа хотели донести до людей благую весть о том, что Иисус – сын Бога и о том, чему он учил людей;
• эта книга – в понимании мусульман – это прямая речь Бога, обращённая к людям».
Каждой группе достается один вопрос. Если группа не может дать ответ, право ответа переходит другой группе.
2. Мотивационно–целевой этап
Учитель замечает, что некоторые названные детьми священные книги можно увидеть на картинах. Он выводит на большой экран с помощью мультимедийной техники репродукции произведений Германа Каульбаха «Чтение Библии», Бориса Дуброва «Раввин и дети», фотографии «Воскресная школа», «Дети в мечети». Учащимся предлагается рассмотреть изображения. Организуется фасилитированная дискуссия (фронтально, со всем классом):
- Что вы видите? Что происходит на картинах?
- Что общего можно обнаружить во всех изображениях?
- Как вы полагаете, где происходит действие на каждом изображении?
- Что вы думаете о времени, когда это происходит?
- Что вы можете сказать о героях картин?
- Как вы думаете, взрослый человек рядом с детьми, их родственник? А кто?
- Можно ли, на ваш взгляд, назвать этого человека – учителем? Похож ли он на школьных учителей? Чему он может учить детей? О чем говорить с ними?
В ходе фасилитированной дискуссии учитель принимает все ответы, если они доказаны. Педагог помогает учащимся сделать вывод: взрослые люди, изображенные на картинах, учат детей, но не математике или письму, а вере. Они учат, как обрести духовную силу, помогают освоить правила поведения в храме и в жизни. Они наставляют других людей в вере. Они – наставники.
Педагог предлагает школьникам подумать, а какими чертами и качествами должны обладать наставники - люди, которые помогают другим укрепиться в вере? Ответ на этот вопрос формулируется по группам. Каждая группа должна указать (записать на листке) не менее 3-х черт или качеств «духовного наставника».
Организуется выступление представителей групп. Учащиеся озвучивают черты и качества духовного наставника и обосновывают свой ответ.
Педагог обобщает мнения детей и обращает их внимание на то, что главными качествами духовного наставника являются истинная вера, хорошее знание религии, готовность делиться своей верой и быть открытым к людям, терпеливость, отзывчивость, общительность.
Учащимся снова предлагается поразмышлять (фронтальная работа со всем классом): любой ли человек может быть наставником? Если твои родители –верующие, они могут стать «хранителями веры»? Свой ответ обоснуйте.
Принимаются все варианты ответов, если они аргументированы.
Учитель обращает внимание детей на удивительную особенность: многие мировые религии начали зарождаться еще до того, как были написаны священные книги. Как же тогда передавалась вера?
Педагог помогает школьникам сделать вывод, что наставники передавали учение устно. Они хранили многие предания.
Учитель формулирует тему урока – «Хранители предания в религиях мира».
Учащимся предлагается в группах сформулировать 1-2 вопроса, на которые они хотели бы получить ответ. Совместно формулируется цель урока: узнать о том, кто и как в разных религиозных культурах был хранителем преданий?
3. Деятельностный этап
Учащимся предлагается рассмотреть 4 портрета, выведенных на большой экран с помощью мультимедийной техники: портрет Патриарха, Муфтия и Раввина.Учитель поясняет: «Эти портреты написала Елена Николаевна Флерова – почетный член Российской Академии художеств Чаще всего художники изображают на своих полотнах людей, исповедующих какую–то одну веру. Как правило – это вера и самого художника. Но художник Е.Н. Флерова создает полотна, героями которых становятся представители трех мировых религий».
Ученикам задается вопрос: как вам кажется, почему художница уделяет равное внимание представителям разных религий?
Учитель принимает все ответы, если они обоснованы. Помогает школьникам сделать вывод о том, что художница очень уважительно относится к каждой из религий, что своими работами она подчеркивает необходимость уважительного отношения к другим людям не такой веры, как ты. Мастер говорит нам, что в каждой религии без исключения есть уважаемые люди, которых объединяют какие-то общие черты, которые могут стать примером для других.
Педагог предлагает внимательно рассмотреть данные портреты. Организуется фасилитированная дискуссия (фронтально, со всем классом):
- Что вы можете сказать о каждом из изображенных людей?
- Какую религию исповедает каждый из них? Что в картине позволяет вам сделать такое предположение?
Педагог меняет слайд презентации – выводит на большой экран фотографию Далай-Ламы. Фасилитированная дискуссия продолжается: что вы можете сказать об этом человеке? Принимаются все ответы, если они обоснованы.
Педагог констатирует: перед вами были портреты тех людей, которые хранят предания - мудрость религии. Что же общего вы обнаружили в этих портретах?
Перефразируя ответы детей, учитель обращает их внимание на то, что все герои картин – люди не молодые. Хранителями предания (религиозной мудрости), как правило, бывают люди не молодые.
Обсуждается (фронтально) вопрос: почему? С чем это связано?
Учащиеся подводятся к выводу о том, что пожилой человек часто бывает мудрым, знающим, опытным. Он может ответить на любой, даже неожиданный вопрос.
Ученикам предлагается послушать православную притчу: «Один человек задал пожилому священнику вопрос: «Почему бедные люди отзывчивые на чужую беду, а богатые нет?» — Посмотри в окно, — ответил тот, — что ты видишь? — Вижу деревья, автомобиль, дети гуляют… — А теперь посмотри в зеркало, — продолжал священник, — что там? Вижу себя, — был ответ. Так вот, сказал священник, — окно из стекла и зеркало из стекла. Стоит только добавить немного серебра — и уже видишь только себя».
Обсуждается смысл этой притчи.
Учитель зачитывает советы Дала–Ламы–Духовного лидера Тибета: «Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: Сегодня мне повезло, - я проснулся. Я жив, у меня есть драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую»; «Будьте добрее, когда это возможно. А это возможно всегда»; «Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает».
Обсуждается смысл данных высказываний.
Педагог задает учащимся вопрос: «Откуда черпают знания наставники - люди, которые, хранят религиозные традиции, ритуалы, предания, передают их своим потомкам, учат их правилам, согласно которым следует жить?». Чтобы ответить на него, организуется работа по группам.
Задание группам: «Прочитайте статью в учебнике и дополнительный материал, который лежит на парте. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Подчеркните ключевые слова, чтобы рассказать одноклассникам» .
       1 группа читает статью « Мудрецы иудеев» и дополнительный текст про раввина.
Читая священные тексты, голова раввина покрыта накидкой, а под ней прикреплена маленькая коробочка с молитвами. Раввин играет очень важную роль в жизни еврейской общины.: он проводит церемонию бракосочетания, решает пригодны ли в пищу те или иные продукты для верующего еврея, может быть членом религиозного суда. Иногда раввина называют ребе или рав, что значит – « большой знаток. Чтобы стать раввином, надо сдать экзамен на знание Талмуда
       2 группа читает статью « Христианские священнослужители» и дополнительно о православном священнике.
Чтобы стать священником надо отучиться в семинарии, духовной академии от 4 до 6 лет. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы: крещение, венчание, исповедь, отпевание), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, следит за храмом. Во время службы священник одет в длинную рясу, на голове камилавка, а у епископа митра Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или « отец».
       3 группа читает статью» Мусульманская община» и дополнительно про молитву в мечети
Место, на котором совершается молитва, должно быть ритуально чистым. Молящиеся могут расстелить молитвенный коврик, становятся рядами за имамом, который руководит молением и является духовным главой мусульманской общины Отличие в одежде имама – белый тюрбан и белые рукава.
Другое имя имама – мулла, что означает « господин, владыка» Имам пользуется наибольшим авторитетом. В прошлые века имам выполнял работу учителя в начальной школе, был судьей и выполнял роль нотариуса
       4 группа читает статью» Буддийская община» и дополнительно про буддийских монахов). У детей кроме текста учебника и дополнительного текста, есть фотография «Молитва в Дацане», т.к. нет иллюстрации в учебнике.
Чтобы стать монахом, надо встретить подлинного Духовного наставника и получить от него обеты с целью избавиться от мирских забот и основную часть времени уделить духовной практике Монах каждый день развивает хорошие дела и сдерживает плохие. В нашей стране есть единственный буддийский университет, где 8 лет учатся, чтобы стать ламой.
Во время службы в буддийском храме молитву под музыку читают только ламы, которые сидят у стола, где стоят скульптуры божеств, ритуальные предметы и ритмично сопровождают пение движением рук. Звучат колокольчики и маленькие медные тарелочки. Монахи одеты в простые длинные одежды желто – оранжевого или темно – красного цвета. Головного убора у монахов нет, а волосы на голове сбриты.
Представители каждой группы рассказывают о том, что узнали из своих источников.
4. Рефлексивный этап.
Каждая группа составляет синквейн на тему «Хранители преданий в религиях мира». Синквейны озвучиваются.

Домашнее задание. Прочитать статью на с. 22-23 учебника и составить 4 вопроса по теме.


                         Приложения

Елена Флёрова. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл
Елена Флёрова. Муфтий Шейх Гайнутдин Равиль Исмагилович
Елена Флёрова. Главный раввин России Берл Лазар
Далай-Лама
Современная воскресная школа в Карасукской епархии
Дети в мечети в Дагестане
Герман Каульбах. Чтение Библии
Картина Бориса Дуброва

Поделиться: