Поиск по сайту

Использование ИКТ в проектно – исследовательской деятельности младших школьников

Автор: Сороколетова Наталья Павловна, учитель начальных классов школы №534 с углубленным изучением английского языка имени Героя России Тимура Сиразетдинова Выборгского района Санкт-Петербурга


Недавно компьютер воспринимался как диковинка. Сегодня же компьютер для домашнего использования приобретается весьма активно. Трудно, в условиях современности представить свою жизнь без компьютера. Часто дети становятся инициаторами приобретения компьютера, чтобы в дальнейшем использовать его как игрушку. В настоящий момент от компьютерной игромании страдают миллионы детей. Больше половины буквально теряют голову от компьютерных игр. Дети и подростки зачастую предпочитают общение с ним любым другим видам развлечений.

Как изменить эту ситуацию? Надо научить ребенка извлекать пользу от общения с компьютером. Трудно представить современный процесс обучения без компьютера. Компьютер должен помогать ребенку в обучении, а не вредить ему. Надо направить интерес к освоению компьютера детьми в нужное русло, сделать его орудием для познания и творчества ребенка. В обучении предполагается использовать новые информационные средства, которые способствуют развитию познавательной деятельности учащихся. Ребенка надо научить правильно пользоваться новыми технологиями (компьютером). Он должен уметь использовать в своей деятельности компьютерные информационные технологии: уметь извлекать информацию из различных источников, представлять ее в понятном виде и уметь ее использовать; овладеть основами переработки информации.

В полной мере показать и применить навыки работы с компьютером можно в проектно – исследовательской деятельности. В процессе работы над проектами учащиеся начинают осознавать пользу компьютера. Он для них становится не игрушкой , а помощником.

В проектно – исследовательской деятельности выделяются несколько этапов работы. Рассмотрим как используется ИКТ на каждом этапе.

Подготовительный этап.

Работа над темой начинается с ее выбора. Учащийся самостоятельно выбирает тему над которой он будет работать, формулирует проблему, определяет цель работы , составляет план действий по решению проблемы. На данном этапе у ребенка формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Поисковый этап.

На данном этапе необходимо найти информацию по теме . Отобрать необходимые источники информации: словари, энциклопедии, справочники, Интернет – ресурсы. Учащиеся должны сопоставить и отобрать информацию полученную из разных источников, сформулировать ключевые слова, структурировать ее и выделить главное.

Таким образом у ребенка формируются познавательные универсальные учебные действия, поисковые и информационные умения и навыки.

Компьютер выступает на данном этапе как источник информации и позволяет ребенку получить информацию по интересующей теме.

Обобщающий этап.

Учащиеся обрабатывают собранный материал ,преобразовывают информацию. Выстраивают сообщение о проделанной работе , выбирают способы и формы наглядных презентаций результатов деятельности.

На данном этапе огромное внимание уделяется оформлению результатов и подготовке к презентации проекта. Здесь на помощь учащимся приходит ИКТ.

Используя умения работы с компьютером можно представить информацию в виде таблиц, схем, диаграмм . Наглядно продемонстрировать результаты экспериментов, опытов проводимых в домашних условиях. Создать презентацию своего проекта.

Эта деятельность способствует формированию познавательных универсальных учебных действий.

Заключительный этап.

На этом этапе демонстрируется полученный результат. Главным помощником учащихся на этом этапе выступает компьютер. Он дает возможность наглядно показать этапы работы и результаты деятельности учащегося.Демонстрация получается полноценной и эмоционально насыщенной. Учащиеся учатся доносить свою позицию до других , высказывать свое мнение , обосновывать его. Таким образом формируются коммуникативные универсальные учебные действия.

Таким образом, использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности способствует формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

В этом году в нашем классе проходил фестиваль исследовательских проектов. В течение года ребята собирали информацию , выполняли практические работы по выбранным темам. Наиболее интересными оказались работы учащихся , в которых при подготовке использовали ИКТ.

В своей работе« Нет дыма без огня » Даня Александров использовал интернет ресурсы. С помощью видео учащийся смог продемонстрировать опыт, который доказывал, что дым может появиться в том случае если даже ничего не горит . Ребята не на словах , а в действии смогли это увидеть. В данном случае компьютер становится эффективным помощником. Виртуальный мир дает возможность увидеть более наглядно проведенный опыт.

Использование ИКТ усиливает восприятие и способствует формированию регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Коляко Павел « Выращивание кристалла в домашних условиях»

В домашних условиях вырастил несколько кристаллов и наблюдал за ними целый месяц. На слайдах презентации размещается материал в соответствии с последовательностью исследования проводимого учащимся. С помощью презентации можно не только продемонстрировать исследование, но и показать его результат. Ребенок мог продемонстрировать те кристаллы, которые появились в ходе его эксперимента. ИКТ позволили учащемуся продемонстрировать результат своей работы и сделать определенные выводы.

рисунок 1.jpg

Рис.1

рисунок 2.jpg

Рис.2

рисунок 3.jpg

Рис.3

Также используя свои умения работать с компьютером, Павел представил информацию о кристаллах в виде таблице.

рисунок 4.jpg

Рис.4

рисунок 5.jpg

Рис.5

В работе Андрея Пирожкова «Удивительный мир ЛЕГО» при помощи диаграмм выполненных на компьютере ученик может наглядно продемонстрировать выводы, которые он сделал в ходе своего эксперимента.

Учащийся показал не только умение работать с компьютером, но и умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, следовательно ИКТ способствует формированию познавательных и информационных универсальных учебных действий.

рисунок 6.jpg

Рис.6

Сенина Мария « Радуга»

Маша в своей работе рассказывала о радуге , как она выглядит , какая бывает. При демонстрации проекта были использованы схемы и рисунки . Это дало возможность выделить самое главное и показать наглядно . Многих ребят заинтересовало выступление Маши. Без использования ИКТ трудно воспринять и понять этот материал.

рисунок 7.jpg

Рис.7

рисунок 8.jpg

Рис.8

В проектно-исследовательской деятельности ИКТ способствует развитию регулятивных , познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материала , повышает мотивацию учебной деятельности, привлекает школьников к процессу активного получения и применения знаний, позволяет использовать широкую базу информационных источников, делает проекты более полными, всесторонними, наглядными и яркими, учит планировать собственную деятельность и оценивать её результат. Работа над учебными проектами и формирование исследовательских навыков средствами ИКТ способствует развитию компетенций гражданина: ответственности, адаптивности, творческой активности и любознательности, информационной культуры, коммуникативных умений, направленности на саморазвитие и сотрудничество.


Использование ИКТ в проектно – исследовательской деятельности младших школьников

Назад в раздел