Поиск по сайту

Наука и практика в дошкольном образовании

Автор: Бабенкова Евгения Алексеевна, к.п.н., ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии Российской академии образования (ИВФ РАО); Федоровская Ольга Михайловна, к.п.н., заведующая ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1221 ЮЗОУО ДО г.Москвы


Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача реализации научно-практической деятельности дошкольного учреждения заключается в укреплении здоровья и физического развития дошкольника. В нашем детском саду создана и успешно работает научно-практическая лаборатория здоровья, членами которой являются медико-психолого-педагогический коллектив и научные сотрудники.

Целью деятельности нашего детского сада является формирование, сохранение, совершенствование, укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Совокупность воздействий и взаимодействий, т.е. технологий в педагогической системе, оказывающих влияние на здоровье ребенка, обозначены как педагогические факторы обеспечения здоровья. Для реализации цели были решены следующие задачи:

1. Разработать и апробировать структуру такого двигательного режима, который отвечает возрастным возможностям детей дошкольного возраста и содержит различные формы оздоровительной физической культуры и оздоровительные мероприятия.

2.Разработать модель сочетания занятий физическими упражнениями с оздоровительными мероприятиями.

3.Оценить эффективность и влияние двигательного режима с включением оздоровительных мероприятий на повышение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников, на реабилитацию и коррекцию нарушений здоровья детей.

Главным условием оздоровления образовательной среды является внедрение системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, разработанной учеными Института возрастной физиологии Российской академии образования. Эта система имеет научно-обоснованную концепцию здоровьесберегающих технологий и комплект научных разработок для организационного и научно-методического обеспечения деятельности дошкольных учреждений по охране и укреплению здоровья детей, формированию у них здорового и безопасного образа жизни.

Реализация здоровьесберегающей технологии осуществляется по блокам:

Здоровьесберегающая инфраструктура

  • состояние и содержание здания детского сада и помещений в соответствии с гигиеническими нормативами;
  • оснащенность спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
  • наличие и оснащение медицинского кабинета;
  • организация качественного питания;
  • необходимый (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий работу с воспитанниками (медицинские работники, воспитатель физической культуры, психологи, логопеды и т.п.).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию детского сада.

Рациональная организация здоровьесберегающей деятельности воспитанников, направленная на снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему нагрузки на занятиях;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
  • введение любых инноваций в образовательный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио – визуальные средства);
  • рациональная и соответствующая требованиям организация занятий физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития).
  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности всех сотрудников дошкольного учреждения.

Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы,

направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима воспитанников, нормального физического развития и двигательной подготовленности детей всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с детьми всех групп здоровья;
  • организацию работы групп корригирующей гимнастики;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на занятиях;
  • регулярное проведение оздоровительных мероприятий.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей физической культуры, медицинских работников, психологов, всех педагогов.

Просветительско-воспитательная работа с воспитанниками, направленная на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, включает:

· образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни;

· проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

Просветительская и методическая работа с воспитателями, специалистами, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

· проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов;

· приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

· привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т.п.

· лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

· приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

· организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек;

· привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, воспитателей, родителей детей детского сада.

Организация динамического наблюдения, проведение профилактики и систематического мониторинга здоровья.

Показателями мониторинга являются: использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

· регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья дошкольников, доступность сведений для каждого педагога;

· регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья детей и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение «Карты здоровья ребенка»;

· создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям.

Для внедрения технологий оздоровления в образовательный процесс дошкольного учреждения необходимы мониторирование и оценка физического развития, физической подготовленности, которую мы проводим с целью выявления закономерностей роста и развития, индивидуальной оценки их уровня, степени гармоничности; оценки состояния здоровья; изучения внешних факторов окружающей среды и различных видов деятельности; оценки эффективности оздоровительных мероприятий

В целях решения этой проблемы нами был проведен анализ современных программ физического воспитания дошкольников. В нашем детском саду наряду с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой применяется авторская программа О.М.Федоровской, Е.А.Бабенковой.

Следующим этапом реализации задач технологии здоровьесбережения является разработка критериев оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста

Критерии:

1. Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе. Для более полной оценки состояния здоровья детей и определения риска развития тех или иных отклонений необходимо знать семейный анамнез, чтобы определить направленность риска.

2. Уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие календарного биологическому возрасту. Физическое развитие отражает формирование структурных и функциональных свойств организма в онтогенезе.

3. Нервно-психическое развитие ребенка. Психика ребенка неустойчива и ранима. Ребенок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей и воспитателей. Дети весьма болезненно, гораздо сильнее взрослых относятся ко всем физическим недостаткам и дефектам, поэтому следует систематически оценивать уровень тревожности и поведенческие реакции детей дома и в детском саду.

4. Уровень функционирования основных систем организма. Одним из важных критериев отбора в детский сад компенсирующего вида является функциональное обследование детей с нарушением систем организма: дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др.

5. Степень сопротивляемости и устойчивости к болезням (резистентность). Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды оценивается количеством и длительностью перенесенных ребенком острых заболеваний.

6. Наличие или отсутствие хронических заболеваний. На основании совокупности таких приемов как наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний, уровень функционального состояния основных систем организма, степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям, дети и подростки разделяются на пять групп. В нашем саду занимаются дети II и III группы здоровья.

К I группе относятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием, редко болеющие.

Ко II группе относятся здоровые дети, с морфофункциональными отклонениями. В эту группу также входят дети, у которых отсутствуют хронические заболевания морфологического или функционального характера.

К III группе относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации. Данную группу составляют дети, которые редко болеют острыми заболеваниями, несмотря на наличие хронического заболевания, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность

К IV группе относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеющие со сниженной работоспособностью.

К V группе относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии декомпенсации. Они практически не посещают образовательные учреждения, т.к. по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.

7. Адаптация к меняющимся внешним условиям. Современная социально-экономическая ситуация, экологические факторы внешней среды повышают значимость и актуальность проблемы адаптации детского организма к безопасному и здоровому образу жизни. Для этого важно восстановить здоровье детей занимающихся в детском саду компенсирующего вида и подготовить этих детей к школе.

8. Уровень физической подготовленности. Оценка уровня физического состояния детей может быть критерием оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями и критерием готовности ребенка к выполнению нагрузок различного характера.

9. Уровень оптимальной нормы двигательной активности. Оценкой уровня оптимальной нормы двигательной активности является надежность функционирования всех систем организма, способность адекватно реагировать на меняющиеся условия окружающей среды.

10. Улучшение состояние здоровья. На современном этапе при возрастающей потребности в укреплении здоровья детей важно не столько установление зависимости здоровья и болезней, сколько изучение структуры здоровья, которую характеризуют показатели физической, умственной работоспособности и резервы адаптации.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям, оценивается системой критериев. Это дает нам возможность обосновать и разработать формы организации физкультурно-оздоровительных мероприятий, содержание двигательного режима детского сада компенсирующего вида.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в состоянии здоровья

Физкультурно-оздоровительные технологии являются логическим продолжением развития воспитательно-оздоровительной и организационно-педагогической деятельности в детских учреждениях. Оздоровительные технологии должны сочетаться с другими процессами, как в детском учреждении, так и за его пределами. Каждый блок физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками содержит вариант конструктивной составляющей организации технологии здоровьесбережения.

Структура и содержание программы оздоровительной физической культуры в детском саду компенсирующего вида (из опыта работы)

При создании структуры и содержания программы оздоровительной физической культуры необходимо было решить задачу существенного повышения функциональных возможностей организма детей. На всех этапах обследования дошкольников проводились по следующей программе: 1) беседы с воспитателями, родителями, детьми; 2) анкетирование, сбор данных семейного анамнеза; 3) антропометрические измерения; 4) изучение состояния здоровья; 5) тестирование физической подготовленности. На основании практического опыта было доказано, что количество и разнообразие двигательных действий должно быть таким, чтобы можно было обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение дня, недели, учебного года.

Программа оздоровительной физической культуры внедрялась постепенно по мере адаптации детей к физическим нагрузкам в течение учебного года, с сентября по май, в течение трех периодов:

1. Подготовительный период, в течение которого осуществлялось постепенное врабатывание организма в режим физических нагрузок (сентябрь-октябрь) и постепенное повышение адаптации к занятиям и различным формам двигательной активности;

2. Период повышения функциональных возможностей организма (ноябрь-март), в течение которого расширяются комплексы общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений; применяются специальные упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и недостатков физического развития;

3. Период стабилизации (апрель-май) функционального состояния организма и повышения уровня физического развития, подготовки к реализации школьной программы физического воспитания.

Структура программы состоит из разработанного на основании практического опыта двигательного режима. Таблица 1.

Модель режима двигательной активности детей с функциональными ортопедическими нарушениями

Формы работы

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовите-льная группа

Подвижные игры во время утреннего приема детей

Ежедневно

3-5 минут

Ежедневно

5-7 минут

Ежедневно

7-10 минут

Ежедневно

10-12 минут

Утренняя гимнастика. Традиционный комплекс с включением упражнений имитационного характера

Ежедневно

4-5 минут

Ежедневно

5-7 минут

Ежедневно

7-10 минут.

Ежедневно

10-12 минут

Физкультминутки:

- упражнения на развитие мелкой моторики

- упражнения коррекционной направленности.

- упражнения на дыхание

Ежедневно на обучающих занятиях:
младшие и средние группы 2-3 минуты

Старшие и подготовительные группы 3-5 минут

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями учебного плана

Ежедневно

5 минут

Ежедневно

7 мин.

Ежедневно

10 мин.

Ежедневно

10 мин.

Музыкальные занятия с преобладанием музыкально-ритмических движений

10-15 мин

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физкультурные занятия:

- занятие по физической культуре в зале

- коррекционно-развивающее занятие

- физкультурное занятие на воздухе

3 раза в неделю

10-15 мин

3 раза в неделю

15-20 мин.

3 раза в неделю

20-25 мин.

3 раза в неделю

25-30 мин.

Коррекционное занятие (ЛФК) – дифференцированное дыхание, упражнения на самовытяжение мышц, упражнения на растяжение мышц

1 раз в неделю по назначению врача

10-15 мин.

1 раз в неделю по назначению врача

10-15 мин

1 раз в неделю по назначению врача

10-15 мин

1 раз в неделю по назначению врача

10-15 мин

Дозированный бег

Ежедневно

по 80-100 м

Ежедневно

150-200 м

Ежедневно

200-250 м

Ежедневно

250-300 м

Подвижные игры:

-сюжетные

-бессюжетные

-игры-забавы, народные игры

-соревнования, эстафеты, аттракционы

Ежедневно
не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по

8-10 мин.

Ежедневно

не менее двух игр по 10-12 мин.

Игровые упражнения на развитие ловкости, внимания, пространственных представлений и ориентации, закрепления основных видов движения

Ежедневно

8-10 мин.

Ежедневно

12-15 мин.

Ежедневно

12-15 мин.

Ежедневно

15-20 мин.

Оздоровительные мероприятия:

- дыхательная гимнастика

- корригирующая гимнастика

Ежедневно

5 минут

Ежедневно

6 мин.

Ежедневно

7 мин.

Ежедневно

8 мин.

Гимнастика после дневного сна:

- упражнения на вытяжение мышц

- упражнения на укрепление мыщц спины, брюшного пресса

- упражнения для формирования свода стоп

- упражнения с использованием массажных мячей

3-5 минут

5-7 минут

8-10 минут

10 минут

Физические упражнения: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, развитие координации

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Ежедневно,

сочетая упр. По выбору 8-10 мин.

Ежедневно,

сочетая упр. По выбору 10-15 мин.

Психогимнастика с постоянной сменой положения тела (поз)

2 раза в неделю
3-5 мин.

2 раза в неделю
6-8 мин.

2 раза в неделю
8-10 м ин.

2 раза в неделю
12-15 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц по 10-15 мин.

1 раз в месяц по 15-20 мин

1 раз в месяц по 25-30 мин.

1 раз в месяц по 30-35 мин.

Спортивный праздник

2 раза в год
по15-20 мин.

2 раза в год
по 20-25 мин.

2 раза в год
по 30-35 мин.

2 раза в год
по 35-40 мин.

День здоровья

1 раз в квартал не более часа

Неделя здоровья

1 раз в месяц 30-1,20 минут

Индивидуальная работа по физ. воспитанию

Ежедневно

3-5 мин.

5-8 мин.

8-10 мин

До 10 мин

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводятся под руководством воспитателя.

Домашнее задание для родителей по рекомендации воспитателя

10 мин.

10 мин.

15 мин.

15 мин.

Спортивные семейные досуги

1 раз в квартал

Занятия в бассейне по обучению плаванию

1 раз в неделю

10-15 мин

1 раз в неделю

15-20 мин.

1 раз в неделю

20-25 мин.

1 раз в неделю

25-30 мин.

Были созданы условия реализации двигательного режима:

- систематичность занятий физической культурой;

- дозирование по числу повторений физических упражнений;

- постепенность наращивания длительности нагрузок;

- разнообразие форм оздоровительной физической культуры;

- рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий;

- привлечение родителей к проведению спортивных праздников и семейного досуга.

Оздоровительные мероприятия в дошкольных учреждениях

Методика, так же как и технология представляет собой способ исследовательской и практической деятельности. Технология здоровьесбережения предполагает настроенность на определенную цель, специализированные (оздоровительные) нормы с дозированием нагрузок и временным ограничением их действия, а также системное использование ряда методик.

Методы по оценке эффективности развития и организации здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения на различных ее фазах предлагаются в виде экспериментальных проектов, диагностики, реализации, статистики, договоров о сотрудничестве всех инфраструктур дошкольного образования.

Популярность методов оздоровления детей с применением лечебно-профилактического оборудования общеукрепляющего характера в дошкольных образовательных учреждениях обусловлена также их многими преимуществами перед другими лечебно-оздоровительными средствами.

Одним из важнейших достоинств использования медико-технических средств является универсальность их действия, единство общего и специфического в их влиянии на организм. Эти же установки можно использовать в качестве эффективного метода профилактики многих других заболеваний.

До настоящего времени были недостаточно полно разработаны методические рекомендации по применению лечебно-профилактического оборудования в дошкольных учреждениях, не был разработан двигательный режим, соединяющий занятия физической культурой с оздоровительными мероприятиями.

С целью разрешения этой проблемы нами были изучены все теоретические и организационные вопросы использования лечебно-профилактического оборудования на основе обобщения опыта научно-практической работы сотрудников лаборатории физического и гигиенического воспитания Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Сотрудниками Т.И.Богиной, И.Б.Куркиной, Е.А.Сагайдачной была разработана методика проведения оздоровительных мероприятий, раскрыт механизм действия оздоровительных средств на детский организм. Оздоровление проводится с применением разного оборудования при проведении реабилитационных мероприятий.

В нашем детском саду было установлено оборудование, разработанное фирмой «Аэромед» в г.Санкт-Петербурге, которое было апробировано и рекомендовано для использования в Российском институте профилактической медицины г.Санкт-Петербурга. Для использования технологий оздоровления в детском саду компенсирующего вида были изучена литература и разработаны методические рекомендации по проведению оздоровительных мероприятий: галотерапии, гипокситерапии, гидромассажа, аэроионопрофилактики, термотерапии, фитотерапии.

Методика сочетания занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными мероприятиями в нашем саду построена на основе базисного содержания дошкольного образования с учетом разнообразных форм занятий, описанных нами в программе оздоровительной физической культуры.

Модель сочетания.JPGВ основе авторской программы лежит деятельностный подход. Ведущая деятельность (общение, предметная деятельность, игра) формирует и развивает личность ребенка, где наряду с социальным, познавательным и эстетическим развитием ребенка большое значение имеет физическое развитие. В программе физического развития заложены начала здорового образа жизни, связанные с активными движениями, имеющими оздоровительную направленность.

Рис.1 Модель сочетания занятий физическими

упражнениями с оздоровительными мероприятиями

Согласно авторской программе необходимо выполнять основные требования к режиму двигательной активности с учетом специфики детского сада, состояния здоровья детей, рационального сочетания ежедневных занятий физической культурой и различных видов оздоровительных мероприятий, которые проводятся в каждой группе два раза в году в течение месяца, т.е. два месяца в году. Перерыв между оздоровительными мероприятиями составляет от одного до полутора месяцев в году. Эти мероприятия проводят медицинские работники – специалисты оздоровительного центра.

Оздоровительные мероприятия и разные формы занятий физической культурой проводятся не только в первой половине, но и во второй половине дня. Методическое обеспечение процесса оздоровления детей 3-7 лет основано на общих принципах здоровьесбережения с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка и состояния здоровья.

Занятия урочного типа направлены на увеличение количества циклических упражнений и физкультурных занятий, занятий на тренажерах, которыми оснащены спортивные залы нашего детского сада: два спортивных зала, зал ЛФК, зал для музыкальных занятий и ритмики. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры (включая необходимое материально-техническое обеспечение) является одним из основных условий эффективной системной работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

Занятия физическими упражнениями оздоровительной направленности предполагают:

-разработку новых форм и способов подготовки детей к школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия и образовательный процесс);

-составление рекомендаций по организации режима дня в дошкольном учреждении;

-комплексное обследование ребенка (медицинское, педагогическое, психологическое);

-комплексное тестирование физической подготовленности;

-внедрение дидактических модулей здоровьесбережения в образовательный процесс.

Сочетание занятий физическими упражнениями с различными оздоровительными процедурами предполагает разработку методики проведения оздоровительных процедур. Рациональная организация развивающей предметно-пространственной среды оздоровительного комплекса, где установлено современное оборудование, является мощным фактором, стимулирующим формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Формировать осознанное отношение ребенка к собственному здоровью и здоровью других нужно начинать с детства. Дети не только получают физиотерапевтические процедуры, но и совместно с воспитателями и медицинскими работниками обсуждают их значение, учатся правильно себя вести во время процедуры и после нее.

Очень важно, что оздоровление ослабленных, часто и длительно болеющих детей происходит не в поликлиниках и реабилитационных центрах, а в самом дошкольном учреждении, где оно включено в процесс жизнедеятельности всего детского коллектива.

Опыт показал, что большинство медико-технических средств обладают достаточно интенсивным воздействием на организм ребенка, и при неправильном их применении могут оказаться небезопасными для его здоровья. Реакция детского организма на действия определенных физических факторов имеет свои специфические особенности, обусловленные анатомо-физиологическими особенностями детского организма.

Поэтому необходимо начинать процесс оздоровления детей с воздействий низкой интенсивности, не вызывающей резких сдвигов в организме, постепенно и осторожно увеличивая нагрузку в ходе проведения серии процедур. Общее число сеансов назначается детям по разработанной автором методике проведения оздоровительных процедур.

Анализ результатов оздоровительной физической культуры в нашем детском саду позволил определить ряд требований к сочетанию занятий оздоровительной физической культуры и разных профилактических мероприятий, а также условий их проведения:

- избегать физических нагрузок в первой половине дня при проведении оздоровительных процедур (термо-, гидро, гипокси- и галотерапии), допускаются прогулки на свежем воздухе во второй половине дня.

- назначать ребенку не более двух-трех оздоровительных процедур в день, одну-две в первую половину дня, одну - во вторую;

- процедуры, связанные с интенсивным воздействием на организм ребенка (сауна, подводный массаж и др.), предпочтительнее проводить в первой половине дня;

- после каждой процедуры необходим отдых, примерно равный по времени общей длительности процедуры;

- целесообразно сочетать процедуры, суммарное действие которых усиливает терапевтический эффект;

- нежелательно совмещать следующие виды процедур: ароматерапию, галотерапию и гипокситерапию; подводный и ручной массаж; галотерапию и водные процедуры, в том числе сауну; гидромассаж, сауну и ЛФК. (Приложение)

Оценка эффективности здоровьесберегающей технологии

Результаты наших исследований подтвердили высокий уровень эффективности влияния оздоровительной физической культуры на показатели физической подготовленности, состояние здоровья детей (Приложение)

Оценка эффективности влияния оздоровительной физической культуры в нашем саду компенсирующего вида на состояние здоровья детей показала положительную динамику при проведении профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (НОДА) и ЛОР-заболеваний от первого ко второму этапу исследований.

При проведении курса оздоровления в течение четырех лет, от 3 до 7 лет снижаются заболевания дыхательной системы, улучшается осанка, свод стопы у старших дошкольников.

Для анализа показателей был применен критерий МакНемара, который позволяет сравнивать частоту признака, наблюдаемую от первого этапа ко второму у одних и тех же испытуемых.На рисунке 2 показано изменение нарушения осанки от 9,4% до 2,1% (р < 0,05); плоскостопия от 16,7% до 5,2% (р<0,05). В среднем, нарушения опорно-двигательного аппарата снижаются от 28,1% до 1,8% (р<0,01).


Динамика.JPG


На положительную динамику НОДА – ЛФК (p<0,05); ЛОР- заболеваний влияют занятия корригирующими упражнениями в комплексе лечебной физической культуры (p<0,05) и термогидротерапия (p<0,05). Улучшение состояния здоровья детей ДОУ 1221 компенсирующего вида объясняется применением методики оздоровительной физической культуры.

Динамика2.JPG


Анализ данных показал достоверное снижение ЛОР-заболеваний. На рисунке 3 показана положительная динамика. При проведении курса оздоровления снимаются заболевания дыхательной системы: аденоиды от 51% до 10,4% (р<0,01); тонзиллит от 9,4% до 2,1% (р<0,05); бронхит от 10,4% до 2,1% (р<0,01). В среднем, ЛОР-патология снижается от 70,7% до 17,7% (р <0,01).

Анализ данных показал достоверное снижение нарушений опорно-двигательного аппарата и ЛОР-заболеваний. При проведении курса оздоровления снимаются заболевания дыхательной системы, а также сопутствующие заболевания в целом, которые имеются у 36.5% детей на 1-м этапе исследований и 16.7% на втором. Это снижение имеют высокую достоверность, улучшение показателей в результате усвоения навыков физических упражнений (р<0,01) и оздоровительных процедур.

Таким образом, проведенное исследование в целом показало, что, применяя двигательный режим оздоровительной направленности, разнообразные формы оздоровительных мероприятий, представляется возможным улучшение состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях разного вида.

Выводы

1. Разработана и апробирована здоровьесберегающая технология, включающая сочетание двигательного режима с оздоровительными процедурам. Доказана возможность положительного использования занятий физическими упражнениями в режиме дня и недели с целью укрепления здоровья детей, повышения их двигательной активности и физического развития. Отмечена положительная динамика средних показателей физического развития детей дошкольного возраста.

2. Отмечена положительная связь занятий оздоровительной физической культурой, показателей физической подготовленности с отменой диагноза. Доказано, что занятия оздоровительной физической культурой положительно влияют на снятие диагноза нарушений состояния здоровья детей 5-7 лет.Отмечена положительная динамика снятия диагноза нарушения опрно-двигательного аппарата (НОДА), на которую влияет ЛФК (p<0,05); ЛОР-патологии, на которую влияют ЛФК (p<0,05) и термогидротерапия (p<0,05).



Список литературы

1. Бабенкова Е. А. Здоров ли ваш ребенок? / Е. А. Бабенкова. М.: Вентана Граф, 2002. 32 с.

2. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие / Е. А. Бабенкова. М.: Астрель, 2004. 206 с.

3. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье / Е. А. Бабенкова. М.: Вентана Граф, 2004. 24 с.

4. Бабенкова Е.А. Как сделать осанку красивой и походку легкой / Бабенкова Е.А. М.: ООО «Издательство АСТ», 2009. 72 с.

5. Бабенкова Е.А. Педагогическая практика в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: программа практики кафедры реабилитации и лечебного массажа. Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. М.: [Физкультура], 2009. 56 с.

6. Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые лечат: Для детей от 3 до 5 лет /Бабенкова Е. А., Федоровская О.М. – М.: Сфера, 2008. – 80 с.

7. Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Игры, которые лечат: Для детей от 5 до 7 лет / Бабенкова Е.А. Федоровская О.М. Сфера, 2009. – 78 с.

8. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Подвижные игры на прогулке. М.: Сфера, 2011. 96 с.

9. Бабенкова Е.А., Параничева Т.М. Растим здорового ребенка. Новые стандарты. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 160 с.

10. Безруких М. М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия,2002.416 с.

11. Федоровская О.М. Оздоровительная физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях разного вида /
О.М. Федоровская. дис. … канд. пед. наук. Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. М., 2007. 150 с.

12. Федоровская О.М. Организация и методы /
О.М. Федоровская. дис. … канд. пед. наук. Российски оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении средствами физической культуры// Альманах. Новые исследования. М., № 1, 2003, с. 111-114

13. Федоровская О.М. Оценка эффективности методики оздоровительной физической культуры в дошкольных образовательных учреждениях разного вида / Федоровская О.М., Бабенкова Е.А. //Валеология. – Ростов-на-Дону, 2006. – 16с.

14. Федоровская О.М. Двигательный режим дня./ Федоровская О.М.// Воспитатель ДОУ. 2008. - №2.-С.76-84.


Наука и практика в дошкольном образовании

Назад в раздел