Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Система поддержки одаренных детей (из опыта работы ГБОУ № 130 Санкт-Петербурга)
Основная образовательная программа начального общего образования Прогимназии №130 для детей дошкольного и младшего школьного возраста, работающей по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Стандарт включает требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования. В контексте нашей статьи следует отметить направленность Стандарта на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, и в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей. Положенный в основу Стандарта системно-деятельностный подход предполагает: - учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; - разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Реализации вышеуказанных положений и требований ФГОС по созданию благоприятных условий, позволяющих эффективно реализовать и освоить обучающимися основную образовательную программу начального общего образования, в том числе обеспечить индивидуальное развитие всех обучающихся, и в особенности, – одаренных детей в прогимназии 130 вылилось в систему, которая включает: 1. Основные принципы организации индивидуальной работы с одаренными детьми: · принцип преемственности дошкольного и начального общего образования в развитии личности; · принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; · принцип возрастания роли внеурочной деятельности; · принцип индивидуализации и дифференциации обучения; · принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; · принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 2. Основные направления работы: · сбор первичной информации о направленности интересов младших школьников по направлениям: а) филология; б) математика; в) естествознание и др.; · опрос и анкетирование родителей с целью получения объективной информации о направленности интересов детей; · выявление одаренных учащихся; · создание, пополнение базы данных одаренных детей и составление карты интересов; · разработка индивидуальных форм работы; · подбор заданий повышенного уровня сложности; · внедрение в учебный процесс интерактивных технологий; · использование активных форм и методов организации образовательного процесса; · создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников прогимназии при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся; · развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащися, которая позволит талантливым детям демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, республиканских и международных олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях; · подбор и накопление литературы в библиотечном фонде, необходимой для самообразования педагогов и одаренных детей, и создание медиатеки; · привлечение внимания общественности, родителей к проблемам одаренных детей (реклама, создание интернет-сайта, выпуск стенгазет); · организация педагогического просвещения родителей одаренных и талантливых детей; · включение талантливых детей в исследовательскую и проектную деятельность с последующим выходом на школьные, районные, республиканские ученические конференции и публикацией тезисов или докладов; · разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся прогимназии и других образовательных учреждений города, региона; · работа с портфолио одаренных детей; · мониторинг работы педагогического коллектива; · повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп) и мотивации педагогов (оказание методической помощи педагогам). 3. Формы работы с одаренными учащимися: · групповые и индивидуальные занятия с одаренными учащимися; · индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; · дополнительные занятия с одаренными детьми по предметам; · кружки и секции по интересам; · конкурсы, викторины, смотры, КВН-ы; · турниры эрудитов; · предметные недели; · участие в предметных олимпиадах разного уровня; · интеллектуальные марафоны и интеллектуальные игры «Умники и умницы»; · исследовательская и проектная работа; · проведение интеллектуальных и творческих конкурсов среди одаренных детей; · творческие мастерские; · слет отличников. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда. Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит два уровня: · 1-й уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство); · 2-й уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки); Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей) начальной школы осуществляется в рамках урочной деятельности по каждой учебной дисциплине. Формирование и освоение творческих способов и приемов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы 2100» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. В курсе «Русский язык» одним из приемов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России». В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих: - продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определенному правилу; - провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку; - провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера. В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка». С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Все это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера. Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс. Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа-2100» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Учителя на своих уроках используют индивидуадьно-дифференцированный метод обучения; разработаны разноуровневые задания для самостоятельной работы учащихся; учащиеся имеют возможность выбора заданий по своему желанию и возможностям. Индивидуальное сопровождение учащихся и одаренных детей проводится с помощью системы педагогических наблюдений, созданной в прогимназии. Данная система предусматривает: · ведение учителями дневников педагогических наблюдений; · проведение анализа развития учащихся по таким вопросам, как общая культура личности (овладение культурой устной речи, соблюдение правил этикета, посещение культурных центров города, культурная эрудиция, применение полученных знаний), предметные и личностные достижения учащихся, а также проблемы, которые возникают у учащихся в предметных областях, организаторская деятельность (общественное поручение, выполнение задания, порицания и поощрения) и др.; · разработка индивидуальных форм стимулирования и работы с талантливыми детьми и их родителями. В плане преемственности дошкольного и начального общего образования, быстрейшей адаптации талантливых детей, максимальной сохранности детского здоровья в прогимназии проводится цикл занятий по программе «На пороге школьной жизни» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей. Указанный цикл включает: I. ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ: Занятие 1. Знакомство (Цель: знакомство участников тренинга с тематикой занятий, выяснение ожиданий и опасений родителей.) Занятие 2. «Мотивационная готовность» (Цель: формирование представлений у родителей о мотивационной сфере ребенка.) Занятие 3. Формирование самооценки. «Язык принятия - язык непринятия» (Цели: осознание родительской роли в формировании самооценки ребенка; знакомство с понятием принятия ребенка, особенностями принимающего и непринимающего поведения родителя.) Занятие 4. «Первый раз в первый класс» (совместное занятие родителей и детей) (Цель: исследование и развитие навыков эффективного взаимодействия.) Занятие 5. «Взаимодействие с детьми. Произвольная сфера ребенка» (Цель: обучение родителей эффективным способам общения.) II. ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ Занятие 1. Сегодня - дошкольник, завтра – школьник (Цель: знакомство участников группы, сплочение, исследование мотивационного компонента школьной готовности.) Занятие 2. Кто я? Какой я? (Цели: сплочение группы; изучение уровня самооценки, оказание психологической поддержки.) Занятие 3. Школьные правила (Цель: изучение сформированности навыков произвольности, умения следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задание.) Занятие 4. Я среди других (коммуникативная готовность) (Цель: развитие навыков общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.) Внеурочная деятельностьпрогимназии № 130 организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, творческие конкурсы, предметные олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. В настоящее время прогимназия является экспериментальной площадкой Выборгского района по теме «Воспитание первооснов гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста». При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются: · возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта; · в период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей; · для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования); · в перспективе может быть организовано дистанционное образование, при этом реализация индивидуальных учебных планов будет сопровождаться поддержкой тьютора образовательного учреждения. О большой работе по внеурочной деятельности прогимназии № 130 говорят следующие победы обучающихся за последние 4 года:
Поделиться:Назад в раздел |