Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Опыт реализации проекта «Подвижные игры – как средство воспитания толерантности дошкольников старшего возраста на занятиях физическими упражнениями»
Проблема толерантности не была бы столь актуальна в настоящее время, если бы, не была связана с деструктивными действиями, которые являются следствием нетерпимого отношения людей, особенно в отношении беженцев и мигрантов. Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, так как современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети. Уважение к людям разных национальностей является одной из ключевых задач. В связи с этим воспитание детей дошкольного возраста в духе дружбы, согласия и миролюбия определяется как одно из ведущих направлений в современном образовательном пространстве. В то же время, забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание дошкольников. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Используя подвижные игры народов мира, на физкультурных занятиях, мы можем решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Исходя из поставленной цели и задач данной темы, необходимо действовать в двух направлениях: 1. Формировать интерес к подвижным играм народов мира; 2. формировать основы толерантных взаимоотношений между детьми. Для более успешного и полного решения задач по двум направлениям, было принято решение создать проект, по которому строилась вся работа коллектива ГДОУ детского сада №20. Наш проект строится на следующих педагогических принципах: Принцип гумманизации заключается в учете личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе обучения подвижным играм, знакомства с традициями и обычаями народов мира. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей (5 – 7 лет). В начале и в конце учебного года необходимо проводить диагностику двигательных качеств, учитывать ее результаты для подбора физических упражнений, подвижных игр. Содержание материала подбиралось с учетом национальной принадлежности (страны ближнего зарубежья) детей, посещающих наше дошкольное образовательное учреждение. Субъект – субъектное взаимодействие в процессе организации самостоятельной деятельности детей. Реализуется в высказываниях детей, в самостоятельной организации подвижных игр, как на занятиях, так и в группе, на прогулке. Принцип профессионального сотрудничества. Этот принцип отражен в цели нашего проекта. Цель проекта «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»– формирование культуру толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры народов мира на физкультурных занятиях. 1. Разработать и внедрить в практику ДОУ план-проект по формированию толерантных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, используя подвижные игры народов мира. 2. Повышение уровня физического и психического здоровья каждого воспитанника ДОУ. 3. Развитие двигательных навыков детей, основных видов движений, а так же развитие умений реагировать в игровой ситуации. 4. Развивать умение взаимодействовать с членами детского коллектива, оказывать взаимопомощь. 5. Обучить детей правилам подвижных игр народов мира и умению использовать их в самостоятельной двигательной деятельности. 6. Формировать у детей навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур. 7. Воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом, приобщать детей к традициям других национальных культур. А так как формировать толерантные взаимоотношения у детей только путем использования подвижных игр народ мира невозможно, в работе участвует весь коллектив ДОУ: - воспитатели – проводят познавательные занятия-путешествия, игры, занятия по ИЗО деятельности, оформление «Уголков быта» и др.; - физкультурный руководитель – знакомит с подвижными играми народов мира, со спортивными играми, проводит занятия-путешествия, тематические праздники и досуги и др.; - музыкальный руководитель – знакомит с композиторами, музыкальными инструментами, проводит тематические праздники и досуги; - педагог-психолог – ведет работу как с персоналом (особенно на подготовительном этапе), так и с детьми (социально-эмоциональное развитие); - старший воспитатель – оказывает методическую помощь, проводит цикл познавательных бесед с детьми, приглашает гостей (родителей в национальных костюмах, ветеранов) и др. Проект рассчитан на три года обучения. Этапы работы. I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2007-2008. «Чтобы воспитать толерантность у других, надо самому быть примером». Цель – формирование компетентности педагогов в области интеркультурного воспитания дошкольников. Задачи этапа: 1. Сохранить и передать детям традиции и обычаи родной культуры, и на этой основе приобщать их к традициям людей разных национальностей. 2. Содействовать обогащению развивающей предметной среды детского сада: - дидактические игры («Кто я?», «Я и мои правила», «Я и мои достижения», «Я – мальчик, я – девочка», настольно-печатные игры и др.) - наглядные пособия (карты, глобус, флаги, книги, энциклопедии и др.) - аудио и видеоматериалы (гимн, национальные детские музыкальные произведения и др.) - предметы декоративно-прикладного искусства (предметы быта, национальные костюмы и др.) 3. Разработка содержания толерантного воспитания детей дошкольников в регламентируемой деятельности д/с (занятия, индивидуальная работа, досуги, праздники, экскурсии и др.) 4.Организация анкетирования родителей. (Семья – начальная ступень, именно в семье, среди близких и родных людей, ребенок учится сопереживать, волноваться чужим печалям, радоваться радостям другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь). 5. Проведение диагностики педагогов и детей ГДОУ. - Уровень «коммуникативной толерантности» педагогов В.В.Бойко - «Эмпатические способности» В.В.Бойко - «Индекс толерантности» Г. Солдатова, О. Кравцова, О. Хухлаев, Л. Шайгерова; - «Характеристики толерантной и нетерпимой детских групп» Е. Клепцова - «Исследования проявлений детской нетерпимости» Е. Клепцова. - вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура). 6.Проведение диагностики «Определение физической подготовленности». 7. Проведение анкетирование родителей «Здоровый образ жизни». Формами работы данного этапа являются: 1. Деловая игра – «Традиции разных стран». 2. Тренинг – «Ролевые игры», «Кинотренинг» (проводит педагог-психолог). 3. Проведение консультаций психотерапевта ЦПМСС Выборгского района, тематика: «Тренинг личностного роста педагогов». - развитие коммуникативной толерантности и эмпатических способностей посредством изменения стереотипов интолерантного поведения; - формирование установок толерантного сознания и бесконфликтного взаимодействия в семье и обществе. 4. Круглый стол – Программа «Дошкольная Академия естественных наук» (раздел: география для дошкольников). 5. Семинар-практикум – Программа «Пошагай-ка» (цикл познавательных игр и занятий): - «Азбука хороших манер». - «Азбука дорожного движения». - «Азбука юного гражданина». - «Азбука зеленого леса». II этап: основной 2008-2009. Цель: учить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей. Задачи и содержание: 1. Содействовать формированию представлений ребенка о себе, как уникальной самоценной неповторимой личности. 2. Развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий. 3. Воспитание позитивного отношения к культурным различиям. 4. Содействовать формированию знаний об окружающем мире в соответствии с программой ДОУ. 5. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции. Содействие осознанию и усвоению норм толерантного поведения и общения. Социально – эмоциональное развитие личности ребенка (во всех группах д/с) Формы работы: - «Уголок настроения»; - применение упражнений психогимнастики («Фотография», «Веселая зарядка», «Походка и настроение» и др.); - интегрированные занятия (по тематике); - конкурс между группами ДОУ «Дневничок – Здоровячок» - организация фотовыставки «Я и моя семья», «Здравствуйте – это мы!» и фотоальбомов. III этап – заключительный 2009-2010. Цель: систематизация знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре. Задачи и формы работы: - расширять культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.); - создать предметно-развивающую среду в группах: «Народные традиции», «Уголок старины» (подвижные уголки в зависимости от тематики); - расширять представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей («Этнокалендарь»); - знакомить с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и предметами быта; - знакомить с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов мира. - организовывать тематические занятия в группах: «Уроки Айболита», «Рождественские сказки», «Я – человек», КВН «О дружбе и рыцарстве»; - организация праздника «Вам, ветераны!». Кроме этого в практику работы с детьми широко включаются: · народные игры, народная игрушка и национальная кукла; · организация выставок и мини-музеев; · совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников, музыкантов, артистов по возможности); · переписка с детьми других стран (Украина, Эстония, Белоруссия и др.) А так же происходит знакомство с русскими народными играми и играми народов мира на физкультурных занятиях. Средняя группа – русские подвижные игры; «Волшебный остров» (Индия). Старшая группа – игры народов ближнего зарубежья (Украина, Эстония, Армения) и стран (Америка, Япония, Африка); Подготовительная группа – подвижные игры стран Европы (Англия, Германия, Греция, Франция). Содержание подвижных игр распланировано с учетом постепенного усложнения программного материала: - по сложности: простые – более сложные – командные – спортивные; - по степени взаимоотношений играющих (не вступают в соприкосновение с соперниками (от не контактных) – ограниченное соприкосновение – непосредственная борьба (пр. «Футбол»); - ориентировка в пространстве: врассыпную, вперед, назад, движения в парах, шеренгах и т.д.; - постепенное нарастание быстроты, силы, выносливости, ловкости; - по степени сложности познавательного материала. На заключительном этапе проходит завершающая диагностика, анкетирование родителей, детей и обработка полученных результатов. Для того чтобы оценить формы поведения детей старшего дошкольного возраста при организации и проведении подвижных игр на физкультурных занятиях, нами была разработана диагностическая карта исследования. На рисунке один можно увидеть различные формы поведения детей старшей группы на начало учебного и конец года. Рис.1. Формы поведения детей на занятиях физическими упражнениями старшей группы Рис.2. Формы поведения детей подготовительной группы на занятиях физическими упражнениями. В содержание занятий по физической культуре были включены следующие виды подвижных игр народов мира на развитие: • быстроты («Невод», «Волк во рву», «Воробьи и вороны», «Медведь на льдине», «Пожарная команда», «Кошки – мышки», «Капканы», «Салки», «Китайские пятнашки», «Конное состязание», «Ястребы и ласточки», «Приведение», «Прихлопни комара», «Сбор чая», «Буйволы в загоне» и др.); • координации («Третий лишний», «Шишки, жёлуди, орехи», «Свечки», «Статуя», «Петух на насесте», «Хвост дракона», «Китайские пятнашки», «Больная кошка», «Конное состязание», «Прихлопни комара», «Жмурки эскимосские», «Мельница», «Беспокойный мяч», «Перетягивание палки» и др.); • прыгучести («Волшебная скакалка», «Прыжок за прыжком», «Удочка», «Волк во рву», «Классики», «Мешочек с бобами» и др.). В результате проведенной работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с играми народов мира, было выявлено, что в группах, у которых в занятия по физкультуре были включены игры народов мира, несколько улучшили свои результаты, в отличие от групп, в которых проводились традиционные подвижные игры. Таким образом, подвижные игры народов мира действительно оказывают положительное влияние на детей и закладывают основы толерантных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста. Поделиться:Назад в раздел |