Авторcтво: Татьяна Александровна Соколова, методист по работе с социальными партнерами, учитель немецкого языка ГБОУ гимназия №61 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Социальное партнерство в сфере воспитания – это организация и активное участие во взаимовыгодной деятельности для решения воспитательных, образовательных и развивающих задач современного образовательного учреждения.
К приоритетным задачам относятся:
развивать в будущем гражданине моральные и деловые качества, которые повышают его ответственное отношение к работе;
формировать духовно-нравственные ценности современного подрастающего поколения.
Заинтересованность в конструктивном и взаимовыгодном сотрудничестве сегодня становиться одним из оптимальных способов достижения поставленных воспитательных задач перед современной школой. Школа живет как сложный живой организм, в котором происходят постоянные взаимодействия учитель-ученик-родитель.
Создание условия взаимодействия всех участников - это залог успеха воспитания подрастающего поколения, от нравственных ценностей которых зависит ее будущее. Создать такие условия возможно в процессе реализации проектов, в работу над которыми, в той или иной степени, вовлечены все участники воспитательного процесса. Отличительной чертой взаимодействия школы с социальными партнерами является не материальная, а духовно-нравственная составляющая.
Поиск и выбор партнеров
Отношение между общеобразовательным учреждение и социальными партнерами необходимо выстраивать на основе договорных отношений (договор или соглашением о сотрудничестве). На основе договора о сотрудничестве разрабатывают план совместных мероприятий.
Формы сотрудничества в рамках социального партнерства:
организация и проведение совместных мероприятий;
совместная исследовательская деятельность;
проекты различной направленности (кратковременный и долгосрочный);
организация и проведение совместных выставок;
издательская деятельность;
социально значимые акции.
Социальное партнерство способствует организации деятельности учащихся за пределами школы, что позволяет значительно усилить возможности в реализации принципа современного образовательно-воспитательного процесса. Внешкольное пространство библиотек, архивов, других образовательных учреждений, культурно-просветительских центров становятся плодородной почвой для творческого потенциала ребенка, где он растет и развивается.
Из опыта работы
За последнее десятилетие ГБОУ гимназия № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга приобрела богатый опыт выстраивания партнерских отношений.
С 2014 года гимназия активно сотрудничает с Общественным Объединением «Золотая Книга Санкт-Петербурга». За эти годы были реализованы многочисленные совместные проекты, подготовлены выставки, проведены масштабные совместные мероприятия по занесению выдающихся имен в летопись славы нашего города. Подобные мероприятия партнеры организуют и проводят с целью сохранения Памяти о великом прошлом нашего Отечества. Их задача – показать и раскрыть истоки героизма и патриотизма русского народа. В ходе подготовки проводится масштабная работа. Важная роль отводится исследовательской деятельности. Подготовка выставки по материалам исследования становится уже традиционной, а публикация статей, посвященных выдающимся личностям, носит массовый характер.
Сотрудничество с Объединением дает безграничные возможности для творчества в разных сферах деятельности и выхода на широкую аудиторию с продуктами своего труда. Знакомство с интересными людьми, в которых ребята находят единомышленников, не позволяет прервать связь поколений, а дает отличный старт для передачи социального и исторического опыта.
Школьные годы - это удивительная пора открытий. Задача современного общества сделать этот период насыщенным и передать подрастающему поколению истинные ценности. Важную роль в этом направлении работы гимназии занимает сотрудничество с Общественным объединением « Золотая Книга Санкт-Петербурга». Тесное взаимодействие приносит богатые плоды. Ребята приобщаются к истории и культуре, активно занимаются поисковой, исследовательской и проектной деятельностью, с трепетом открывая для себя малоизвестные страницы истории Санкт-Петербурга и России.
За долгие годы совместная плодотворная деятельность стала неотъемлемой частью воспитательной системы гимназии. Благодаря совместной работе педагогов и гимназистов, в школьном музее появились постоянные выставки, рассказывающие об исторических личностях, которые, безусловно, являются примером бескорыстного служения своему народу и Отечеству.
Из истории организации работы
На протяжении последнего десятилетия гимназия № 61 Выборгского района Санкт-Петербурга активно работает в направлении поиска социальных партнеров.
С 2014 года начинается история сотрудничества нашего образовательного учреждения и общественного объединения «Золотая Книга Санкт-Петербурга». Понимая, что учебное заведение сегодня может предоставить возможность современному подростку личного участие в больших и малых делах, мы внимательно изучили опыт 209 Павловской гимназии Центрального района Санкт-Петербурга, которая на протяжении многих лет сотрудничает с общественным объединением «Золотая Книга Санкт-Петербурга»
Потребность в сохранении памяти о великих личностях, деятельность которых тесно была связана с жизнью города и Отечества сыграла решающую роль в выборе социального партнера. Манифест «Золотой Книги Санкт-Петербурга» определил цель нашего сотрудничества: «Потомкам в подражание современникам в назидание Книга эта утверждает имена и деяния наиболее славные благом добра для города и сограждан ибо время не властно над памятью и любовью».
Подготовка памятной записи на страницу фолианта стала основным ориентиром в организации деятельности, главную задачу которой мы увидели в популяризации имен и деяний. Организация деятельности от момента определения темы исследования или проекта до подготовки городского мероприятия – это долгий и сложный процесс изучения жизненного пути знаменитых и малоизвестных личностей.
Исследовательские и проектные работы, которые ребята пишут на протяжении учебного года, курирует учитель немецкого языка Соколова Татьяна Александровна – руководитель по работе с социальными партнерами гимназии. Ребята собирают материал, обрабатывают информацию, порой уникальную, полученную их архивов ( возможность работы в архивах предоставляет объединение). В итоге часто в музее появляется новая выставка, посвященная исторической личности, видеоролик или информационный буклет.
Публичное представление итогов работы с целью популяризации имен и деяний становиться кульминационным моментом и решает главную задачу: сохранение исторической памяти через связь поколений, поддержку интереса к истории своей страны. Для каждого участника жизненный путь, а порой подвиг, становиться ориентиром и примером служения Отечеству. Подготовка и проведение экскурсий в школьном музее, участие в конкурсах, конференциях и семинарах дают авторам возможность приобретения опыта публичного выступления перед незнакомой аудиторией, а слушателям полезную информацию для размышления. Гимназисты часто становятся победителями и лауреатами конкурсов разных уровней, что значительно повышает мотивацию к учебе и самооценку.
С 2019 года по инициативе гимназии и при поддержке Регионального координационного центра сети ассоциированных школ ЮНЕСКО региона «Балтика-Север», Объединения «Золотая Книга Санкт-Петербурга» ежегодно проводится конкурс проектных и исследовательских ученических работ «Человек в истории».
По решению педагогического коллектива гимназия ходатайствует о внесении имени в «Золотую Книгу Санкт-Петербурга». После положительного решения совета общественного объединения начинается подготовка торжественного мероприятия с привлечением органов власти, общественности, других учебных учреждений, творческих коллективов, в том числе из образовательной сферы.
Проведение церемонии и подведение итогов, вручение памятных подарков, оценка и общественное признание достижений детей в исследовательской и проектной работе по сохранению памяти – это уникальная возможность для гимназистов получить свой первый серьезный опыт, почувствовать торжественность момента. Знакомство с интересными людьми становиться часто толчком для дальнейшей деятельности.
Социальное партнерство приносит богатые плоды: оно меняет детей, педагогов и родителей. В совместной командной работе рождаются новые идеи, формируются новые взгляды на уже привычные вещи, которые выводят взаимоотношения учитель – ученик - родитель на новый уровень.
Публикация материалов лучших детских работ – одно из направлений социального партнерства. Сохранение памяти для будущих поколений на страницах книг придает особое значение совместной издательской деятельности.
Эпилог
Выстраивание взаимовыгодных партнерских отношений в гимназии направлено на формирование духовно-нравственных основ в становлении личности. Главным инструментом в эффективной реализации проектов является принцип добровольного и заинтересованного участия.
Поделиться: