Поиск по сайту

Культурно-образовательная практика «Спешите делать добро»


Авторcтво: Богданова Ирина Геннадьевна, учитель-логопед, Уварова Анастасия Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №101 Калининского района Санкт-Петербурга


     

 Работая в группе компенсирующей направленности, мы заметили, что у современных дошкольников недостаточно развит эмоциональный интеллект. Это вызвало необходимость учить детей понимать свои эмоции и чувства, а также чувства других людей, и рассказывать об этом, формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать другим. Для решения обозначенной задачи была разработана культурно-образовательная практика «Спешите делать добро», которая частично реализовывалась силами педагога, а частично – родителей.
       Цель данной культурно-образовательной практики: формирование у дошкольников представления о роли добрых поступков в жизни.
       Проблемный вопрос, на который искали ответ дошкольники: можем ли мы увидеть тех, кто нуждается в нашем сочувствии и оказать им помощь?
       Характеристика группы дошкольников: 18 детей с ОВЗ (ТНР), старший дошкольный возраст.
       Продолжительность культурно-образовательной практики 2 недели.
       Оборудование, используемое в ходе практики: книга «Басни» И. А. Крылова, мультимедийная установка в группе, у родителей мобильные телефоны или планшеты.
       Особенность организации партнерских отношений с родителями воспитанников: детям на вводном занятии выданы буклеты, в которых размещены QR-коды со ссылкой на интерактивную карту Летнего сада (Приложение 3), Googl карту, Googl анкету (родители по желанию могли взять маршрутные листы в бумажном варианте. Приложение 2). Все задания продублированы в группе соцсети «Вконтакте», где была открыта тема ««Спешите делать добро» (Поможем Стрекозе перезимовать в Летнем саду), в которой все подробно разъяснено. Там же выложены инструкции по работе с QR-кодом и интерактивной картой. В группе «Вконтакте» осуществлялась обратная связь с педагогами: родители могли задавать вопросы и получать на них ответы.
Во время прогулки по городу родители с детьми искали ответы на вопросы, придумывали окончание басни, делали фотоиллюстрации.
По окончании прогулки семья заполняла Googl анкету в электронном виде. Мы получили информацию о том, что данная семья закончила маршрут, и какие объекты она посетила.
Через две недели состоялось заключительное занятие в виде литературной гостиной, где дети представляли свое творчество.


                                        Ход культурно-образовательной практики:

            Предварительный этап.
Мотивационно-побудительный этап – Интерактивное путешествие «В гости к дедушке Крылову»: знакомство с Летним садом, памятником Крылову, басней «Стрекоза и Муравей». Постановка проблемы.

Содержательный этап работы

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики (как, с помощью каких способов, методов и технологий, педагог помогал дошкольникам в их самостоятельной исследователь, коммуникативной и творческой деятельности)

Описание содержания работы дошкольников

(что делали дети?)

Психолого-педагогический настрой детей на деятельность

На интерактивной доске показывает изображение решетки Летнего сада и задает вопрос: как вы думаете, что это и для чего может быть использовано?

Обобщает и уточняет их ответы, отвечает на вопросы и предлагает заглянуть в Летний сад.

Рассматривают изображение решетки Летнего сада.

Размышляют, опираясь на ранее приобретенный опыт о назначении этой решетки.

Высказываются по данной теме, задают вопросы.

Создание ситуации поиска новой информации

На интерактивной доске показывает изображение аллеи и памятника И. А. Крылову. Задает вопросы: какой профессии этот человек, когда жил, почему вы так думаете? О чем вы хотите спросить меня?

Исследуют изображение: рассматривают со всех сторон, высказывают предположения, рассуждают, делают выводы и аргументируют свое мнение.

Общение по теме

Отвечает на вопросы и сообщает информацию о баснописце и Летнем саде.

Задают вопросы.

Знакомство с басней

Читает басню. Демонстрирует детям мультипликационный фильм «Стрекоза и Муравей» по басне А.И, Крылова (Реж. Н. Федоров)

Слушают басню. Смотрят мультфильм. Дети осознают, запоминают полученную информацию.

Момент проблемного включения детей

Побуждает детей увидеть глубинный характер проблемы, рассмотреть ситуацию с разных сторон. Задает вопрос: почему так вышло? Что бы вы сделали, оказавшись на месте героев басни?

Дети участвуют в диалоге, ставят себя на место героев, учатся понимать причины поступков и их последствия.

Создание ситуации «хочу»

Стимулирует детскую активность задаёт вопрос: что будет дальше? Можно ли этого избежать? И как?

Строят гипотезы, предполагают.

Желающие выражают готовность помочь Стрекозе.

Организация опытно-поисковой деятельности

Раздает буклеты с заданием. Ставит задачу: пойти в Летний сад, найти там способ помочь Стрекозе, сочинить продолжение басни и сделать к своему продолжению фотоиллюстрацию.

Получают буклеты с заданием. Заинтересовываются решением проблемы.

Основной этап. Семейная прогулка выходного дня в Летний сад Санкт-Петербурга.

В результате проделанной подготовительной работы все дети выразили желание пойти с родителями в Летний сад, чтобы помочь Стрекозе пережить зиму. Семья получила дидактические материалы в виде буклета с QR-кодом - ссылкой на интерактивную карту Летнего сада на своем мобильном устройстве, заданием, QR-кодом анкеты и описанием маршрута.

Ознакомившись с картой, в выбранный день, семья отправляется в Летний сад. На карте указаны рекомендуемые места для посещения с заданиями. На прогулке по Летнему саду дети с родителями решают проблему, как помочь Стрекозе из басни Крылова пережить зиму, выбирают объект, наиболее подходящий для этого.                                                                       

Дидактические материалы для родителей:

Буклет (бумажный вариант)

1.JPG

2.JPG

3.JPG


  

Затем дети с родителями сочиняют свое продолжение басни, делают фотоиллюстрацию в Летнем саду к этому варианту развития событий (Приложение 4,5,6). Готовятся представлять свои работы в группе. Дети во время путешествия являются активными участниками. Так как некоторые объекты мы рассматривали в группе, обсуждали, делали выводы, учились аргументировать, то и на прогулке с родителями они находятся в активной позиции. 4.JPG

Используя Googl карту, родители с детьми могут сами построить маршрут. Количество и порядок прохождения объектов семья выбирает самостоятельно. Даже если только один или два объекта заинтересовали семью, она их рассмотрела, ответила на вопросы и придумала, как спасти Стрекозу, задание выполнено. Рекомендуется сделать фото и выложить в закрытую группу в Контакте, где размещены все материалы и инструкции по этой прогулке. Желающие эти фото распечатывают и, вместе с рисунком и текстом, делают книжку – малышку.  После прохождения маршрута родители заполняю Googl анкету в электронном виде. Мы получаем информацию о том, что данная семья закончила маршрут, и какие объекты она посетила.

5.JPG

Итоговый этап – рефлексивно-деятельностный этап. Литературная гостиная «Мы баснописцы». Представление детьми своих работ.

Содержательный этап работы

Описание содержания работы дошкольников

Описание педагогического сопровождения культурно-образовательной практики

Выставка работ.

Представле-ние новых басен.

Демонстрируют свои и рассматривают фотоиллюстрации и рисунки друг друга.

Делятся впечатлениями, слушают басни друг друга, высказываются.

Дети осознают то, что помочь можно и нужно любому, кто    нуждается в поддержке

Приобщает детей к подготовке выставки работ.

Предлагает всем рассказать свой вариант окончания басни, продемонстрировать рисунки и фотоиллюстрации.

Связывает полученные знания с жизненными ситуациями, задает вопрос: какой вариант вам больше понравился, объясни почему? Подчеркивает значимость каждого замысла. Помогает обобщить новые знания, сделать выводы

Обобщение

Отвечают на вопросы

.

Интересуется у детей, понравилось ли им путешествие в Летний сад, выставка работ, новая басня? Хотели бы они еще раз выступить в роли писателей? Благодарит за проделанную работу.

Проблема, вставшая перед Стрекозой, вызвала интерес, сочувствие и желание ей помочь. В поисках дома для Стрекозы дети использовали обычные способы самореализации: прогулка, наблюдение, игра, общение, но в непривычном месте. Знакомство с Летним садом Санкт-Петербурга проходило в игре, а не в ходе скучной экскурсии. В результате целенаправленного образовательного процесса формировались эмоциональная отзывчивость и умение сопереживать другим, ребята начали понимать эмоции и чувства других людей. Дети с родителями смогли встать на место другого, увидеть и оценить ситуацию с разных сторон, они придумали продолжение басни Крылова «Стрекоза и Муравей», нашли способ помочь Стрекозе, сделали фотоиллюстрации к своей басне в Летнем саду, затем представили их в группе, что помогло развивать у детей коммуникативные навыки, навыки бесконфликтного взаимодействия.

Цифровые технологии были направлены на реальное общение родителей и детей, и привлекли дополнительное внимание. Совместная прогулка родителей с детьми создала обстановку эмоционального комфорта и благополучия в семье, содействовала значительному улучшению детско-родительских отношений. В анкете, заполненной по окончании прогулки, 100% родителей оценили прогулку как очень интересную и познавательную. Мы заметили, что у детей активно проявляется желание помогать другим, радость от творческой работы, уверенность в себе.


Приложения


ЛИТЕРАТУРА

1. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998

2. Киндеров О. И. Культурные образовательные практики — эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 337-340. — URL https://moluch.ru/archive/142/39924/

3. Крылов И.А. Басни – М. «АСТ» 1999.

4. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. – М. «Просвещение» 2015


Поделиться: