Поиск по сайту

Философские аспекты человеческой субъективности и формирование личности на уроках литературы и обществознания в средней школе


Авторcтво: Сызранова Наталия Владимировна, учитель русского языка и литературы, Комарова Людмила Алексеевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №362 Московского района Санкт-Петербурга


     Это понятие подчеркивает индивидуальность, неповторимость человека, который является носителем определенного мировоззрения, чувств, внутренних позиций, побуждений и действий. Таким образом, можно заметить, что в современной литературе такие понятия, как «индивидуальность», «уникальность личности» нередко обозначаются такими понятиями, как «духовность», «личностный мир», «личностная позиция».
     Философское постижение человека интересовало ученых на протяжении всего времени существования науки. Множество вариантов изучения субъективности человека подчеркивают особый и всесторонний интерес к феномену человека, разнообразные пути постижения человековедческих проблем.
     Еще в Античном мире человеческая субъективность отождествлялась как единство разума, воли и чувств. Человек мыслителями-философами рассматривался как субъект общественного деяния, производящего логические поступки. Человеку присущ разум. Причем воля и чувства, которыми наделен человек не всегда находятся в гармонии. Доводы рассудка нередко противостоят порывам, волевым импульсам. Отличие одного человека от другого определялось как развитая или недостаточно развитая субъективность.
     В Средние века субъективность человека отождествлялась с индивидуальной сопричастностью человека божественному началу, когда человек обретает свою сущность в Боге.
В просветительском ХVIII веке расширяется понятие субъективности, включая в себя богатство чувств и волевых порывов, несмотря на то, что человеческие чувства разрознены, противоречивы, как поступки. Создать гармонию, баланс между внутренним миром человека и внешними поступками, усмирять страсти, следовать логике способен разум, опирающейся на опыт, ощущения.
Шведский ученый Э.Сведенборг подчеркивал, что силы и свойства души находятся в тесной связи с органами тема. Даже внешний облик человека соответствует внутреннему миру. И.Кант иначе оценивал человеческую субъективность: душа - это некое постоянство, как внутреннее чувство, способное к восприятию, мышлению. А вот И.Кант детально рассмотрел различие разума и рассудка. Философ подчеркивал спонтанность мира чувств и порывов внутреннего мира человека. Противопоставление двух типов рассудка кроется в постановке вопроса о диалектическом типе мышления.
В классической немецкой философии, в частности в работах И.Гёте, человеческая субъективность отождествлялась со всем, что относится к субъекту, его мышлению и психологическому состоянию. Человеческая субъективность формируется взглядами, интересами, вкусами. Важнейший компонент внутреннего мира человека – это его собственное представление о себе. «То, что человек может иметь представление о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле» [1]. В этом отношении у человека есть, по Канту, три рода притязаний – притязание рассудка, притязание вкуса и притязание практического интереса.
      Проблемы духовности, развитой человеческой субъективности волновали русских религиозных мыслителей. В. С. Соловьев утверждал, что животная жизнь в человеке должна быть подчинена духовной. Это высшее сознание, или внутренняя самооценка, ставит человека в определенные отношения к целому мировому процессу как деятельного участника в достижении его цели. «Духовное начало в том виде, в каком оно непосредственно является нашему настоящему сознанию, есть только особое течение или процесс в нашей жизни, направленный к тому, чтобы осуществить во всем нашем бытии разумную идею добра» [2]. По мнению Соловьева, человеческая субъективность проявляется в трех главных моментах: внутреннее само различение духа от плоти, реальное отстаивание духом своей независимости и преобладание духа над природой, или устранение дурного плотского начала как такового. «Преобладание духа над плотью необходимо для сохранения нравственного достоинства человека» [3]. Эти идеи находят свое развитие в работах Бердяева. «Завоевание духовности, – писал русский мыслитель, – есть главная задача человеческой жизни» [4]. Духовность – не составная часть человеческой природы, а высшая качественная ценность. Она есть задача, поставленная человеком в отношении к жизни. Парадокс заключается в том, что рост духовности осуществляется заключенной в человеке духовной же силой, этот рост не может быть результатом недуховных состояний. Пробуждение духовной силы предполагает, что она в скрытом, непробужденном состоянии всегда была.
      Духовность образует и поддерживает личность в человеке. Дух, по словам Бердяева, есть начало, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом акте происходит самосознание личности. Это есть постоянная борьба со множественностью ложных «Я» в человеке.
XX век характеризуется фрагментацией знаний о человеке, который стал рассматриваться главным образом в аспекте тех качеств, умений, обязанностей, которые требуются соответствующей сферой деятельности и формируются ею. Психоанализ и экзистенциализм значительно расширили представление о человеческой субъективности. Многие философы заговорили о крахе духовности, об обнищании внутреннего мира человека. Религия в ее традиционных формах, связь поколений, духовная память стала терять значение, в результате чего возникла опасность утраты многих ценностей. На это, в частности, указывает Э. Фромм. Автономность разума, воли и чувств выражается человеческой субъективностью.
      В истории философии эти сферы не всегда оценивались как самодостаточные. Идея независимости и особости различных ипостасей человеческой субъективности постепенно входила в сознание европейских мыслителей. В настоящее время философы рассматривают глубинные, трудноуловимые связи между разными сферами человеческой субъективности.
Человек потому и не поддается теоретическому определению, что изначально ничего собой не представляет. С рождения он лишен того, что может определить его индивидуальное, личное бытие. Человек становится человеком постепенно. Таким образом, возникает проблема самобытного существования. У одного собственное содержание равно нулю, ибо он не стремится взрастить некую уникальность. Он живет безответственно, без душевного напряжения. Другой, горит пламенем жить ради других, постоянно в поиске истины. Человек остается частью природы, но теперь осознает свою беспомощность, ограниченность своего существования. Над ним тяготеет своего рода проклятье. Этому подчиняются законы общества, искусства. Неслучайно, на протяжении всего существования человечества формирование субъекта, нравственных, гражданских качеств укладывалось учеными в определенное «прокрустово ложе». Так в искусстве, в частности, в литературе складывались определенные направления, подчиняющиеся конкретным целям и задачам по формированию, в первую очередь, гражданина, субъекта государства. Так как литературные направления обозначают совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса, что тесно связано с изменениями политического и социально-общественного строя государств, а значит, и с изменениями жизни субъекта-человека. Например, главной задачей классицизма было возвеличивание абсолютной монархии, когда все личное приносилось в жертву ради одной высокой цели – служению обществу. Личные внутренние поры, чувства должны были подчиняться патриотическому служению императора. Строгая иерархия жанров способствовала тому, что человек замыкался во внутреннем мире. Но на смену классицизму приходит сентиментализм, который несмотря на то, что остался верен идеалу нормативной личности, объявил доминантой «человеческой природы» чувство, а не разум. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств». Человек, герой литературы сентиментализма, более индивидуализирован. Для сентиментализма характерно «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов человек, герой, воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.
      Романтизм связан с поиском индивидуального героя, которому тесно и скучно в привычном мире и привычных ограниченных рамках. Применительно к русскому романтизму можно говорить о «философском», «психологическом» и «гражданском» стремлении в формировании внутреннего мира человека. В русском реализме даже выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.
Реальность истории: разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденности, а современное мироустройство — враждебным природе человека и его личностной свободе.
Романтики открыли необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности, верили во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Человек для них — микрокосм, малая вселенная. Отсюда — абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам или морально-нравственным нормам.
      «Двоемирие» в романтизме - это разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романтическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
Развитие личности, выработка того или иного вида мышления, формирование внутреннего мира, духовности человека –приоритетное направление образования, в первую очередь, гуманитарных дисциплин, в частности, художественной литературы. Когда на уроках литературы уделяется внимание философским, политическим, этическим, психологическим вопросам, которые логично напрашиваются текстом художественного произведения, формируется личностный мир, человеческая субъективность.
      «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток). Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают пристальное внимание на творческое наследие народа, на его национально-культурные и исторические особенности. Национально-культурное разнообразие, по философии романтиков, было частью одного большого единого целого — «универсума». Наглядно это было реализовано в развитии жанра исторического романа (такие авторы как В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго).
       «...Современный человек превратился в сверхзанятое, неспособное сосредоточиться существо, современный человек потерял духовную независимость и стал жертвой поверхностных суждений, неверных оценок исторических фактов и событий... ужасного оскудения человеческих чувств...Мы должны обновить свое мышление и с его помощью вернуться к мировоззрению, заключающему в себе идеалы истинной культуры», – пишет А. Швейцер.
       Предметы гуманитарного цикла особенно способствуют развитию человеческой субъективности, формированию внутреннего мира и внешнего отношения к окружающему. В процессе духовно-нравственного воспитания, необходимо руководствоваться целью помочь подросткам поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности, помочь формированию мышления, логики, формированию гармонии внутреннего мира и внешних чувств, поступков. Учащиеся должны пройти через систему становления личности на уроках: памятниками культуры, очарованием книгой, произведением искусства и т.д. + открытие авторской позиции + познание окружающей действительности через художественное слово = самостоятельное решение в определенной учебной ситуации, ассоциации учебной ситуации с жизненными примерами.
В действительности чаще всего среди учеников наблюдается человеческая субъектность как личностный потенциал к осуществлению каких-либо действий, чем субъективность как механизм практической реализации данного потенциала. Практическое использование учениками своей субъективности зачастую сопровождается самоуверенным и необъективным анализом ситуаций и действий. Есть вероятность, что ученик изберет определенную модель поведения для решения текущей задачи по предмету, исходя из объективного анализа ситуации, использовав советы педагогов, своих одноклассников и родителей.
        К сожалению, современная система образования не всегда склонна воспринимать ученика как субъекта обучения. Создание ситуации успеха для ученика на уроке возможно только при условии реализации принципа субъектности и индивидуального подхода в обучении, т.к. ситуация успеха - это «субъективное переживание человеком личностных достижений в контексте собственной жизни». Следовательно, выделяю ключевые понятия и умения учащихся, необходимые для создания ситуации успеха на уроке:
 апеллировать к сознанию ученика;
 признавать неприкосновенность личности;
 воспринимать «Другого», как носителя внутреннего мира;
 производить «Я - сообщение», «Ты — сообщение».
Проживая ситуацию успеха, ученик обретает достоинство, удовлетворенность жизнью на данный момент. Ситуация успеха создает высокую мотивацию учения. Личностно-ориентированная педагогика, которая является ключевой согласно требованиям ФГОС, позволяет видеть главный смысл деятельности учителя в умении создания для каждого воспитанника ситуации успеха, ситуацию развития по отношению к себе и окружающим одноклассникам. Ситуация успеха, с педагогической точки зрения, понимается как совокупность условий, которые обеспечивают успех. Учитель должен дать каждому из воспитанников возможность пережить радость достижения, успеха, осознать свои возможности, поверить в себя.
        Приходят на память строчки из произведения Г. Троепольского: "Стоит на земле цветок, крошечная капля голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья... Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве - доброту, красоту, доверие". Вот таких людей и хочется выпускать из стен школы, чтобы сквозь повседневный быт в них пробудилось стремление смотреть и видеть, что красота жизни создается самим человеком, что она рядом с нами, в нас самих. Но чтобы они могли это видеть, нужно помочь им открыть человеческое в себе, не утратить искреннее и бескорыстное отношение к миру, любить этот мир, людей, мать, близких.
"Будущее человечества" - так называл детей один из героев Ф.Достоевского. И каким может предстать это будущее, во многом зависит от нашей разумной, духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира.

 Литература

 1. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Его же. Соч.: в 6 т. М., 1963. Т. 6. С. 357.
2. Соловьев В. С. Оправдание добра // Его же. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 146.
3. Там же. С. 151.
4. Бердяев Н. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М., 2006. С. 302.
5. Франк С. Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. М., 2000. С. 40.

Поделиться: