Авторcтво: Коробицына Рита Абрамовна, воспитатель ГБДОУ детский сад №112 Выборгского района Санкт-Петербурга |
Детский сад сегодня предоставляет детям все больше возможностей для общения друг с другом. Сегодняшние дошкольники практически не умеют общаться. Дети не представляют себе, что нужно сказать, чтобы познакомиться и быть принятым в компанию сверстников, как выразить свои симпатии и антипатии, как попросить понравившуюся игрушку и защитить от посягательства на свою, как, никого не обидев, отстоять свою точку зрения и как извиниться, если попал в неловкое положение. Как помочь маленькому ребенку освоить основные коммуникативные правила, которые ему пригодятся в повседневной деятельности. Делать это лучше всего в игре, сначала в семейном кругу, затем со знакомыми детьми и взрослыми в детском саду.
Изначально детей не связывают общие цели, интересы, темпераменты. И как сложатся их отношения, зависит от того, смогут ли взрослые – в данном случае воспитатель – подобрать «пароли» – добрые слова, которые очень пригодятся детям.
Если повезет и воспитатель сможет стать примером (в котором, кстати, в дошкольном возрасте нуждаются все дети), дружной группе – быть!
Маленький ребенок живет в социуме. Как научить кроху соблюдать общепризнанные поведенческие нормы и правила общения с другими людьми. Специальная воспитательная работа посредством тренинга поможет углубить представления дошкольников о хороших манерах, наладить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, установить с ними эмоциально-личностный контакт. Именно тренинги на определенный период времени погружают дошкольников в темы, которые им интересны: «Речевая этика», «Культура общения» или «Негативные стереотипы поведения». Накопление знаний детьми, их социальной значимости, формирование понимания их целесообразности, утверждение практического опыта культуры поведения происходит через игру «Встаньте все те, кто…», через приветствия «Как живете?», «В круг широкий вхожу я ...», «Встреча с другом», через этюды «Это я! это мы!», через «Банк золотых правил», «Ничто не ценится так дорого, как доброе и вежливое слово».
Главная задача современного дошкольного образования – формирование навыков культурного поведения дошкольника, как основы нравственного становления его личности в будущем. Ребенок – это личность – понимая это, нужно решительно подбирать пути воспитания и общения с ним.
«Золотые правила речевого этикета»
· Не забывай про добрые слова дома, на улице: «Привет!», «Здравствуйте!», «Добрый день!».
· Младшие первыми здороваются со старшими, а мальчики приветствуют девочек.
· Обращаясь к кому-нибудь с вопросом или просьбой, вспомни при этом доброе слово – «пожалуйста».
· Получив подарок, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать еще одно доброе слово – «спасибо».
· Если ты нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.
· Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
С каким настроением ребенок ходит в детский сад? Это зависит от того, комфортно ли ему среди других детей. И хочется верить, что четыре года жизни он проводит среди друзей.
Как жить без ссор и обид?
Не обижать друг друга, не ругаться и слушаться воспитателя, дружить как с мальчиками, так и с девочками, не враждовать, а играть, всегда помогать друг другу, и как следствие избегать внутренних конфликтов между детьми, родителями и воспитателями.
Пять важных коммуникативных правил для дошкольников помогут открыть для них «мир детства» и сделать его более успешным и значимым.
Правило №1
Наладить контакты со сверстниками помогают родители, или воспитательница в детском садике. Детям крайне сложно перебороть трудность “незнакомства” и начать разговор. Можно начать знакомство и с фразы “Хочешь играть вместе?”, которая сама по себе уже содержит приглашение к коммуникации.
Отрабатывать ситуацию знакомства можно в игре. Передавая игрушку из рук в руки по очереди, предложить каждому ребенку назвать свое имя, включая, естественно, и нового ребенка.
Правило №2
Не менее важно научить дошкольников правильно обращаться к кому-то с просьбой.
Если друг у друга дети еще могут что-то попросить и знают, как это сделать, то обратиться за помощью к взрослому они часто не решаются. Просто потому, что не знают какие подобрать слова.
Прежде всего, ребенок должен знать: он имеет право обратиться к воспитателю или любому взрослому и попросить что угодно (разрешение сходить в туалет), обязательно сказать “волшебное слово”.
Правило №3
Говорить “спасибо” ребенка учат сызмальства. Но все-таки само по себе слово достаточно обезличенное. Стоит научить ребенка поблагодарить и сверстника и взрослого за что-то конкретное, выразить свое отношение. Эти несложные речевые правила тоже можно обыграть. Воспользуемся для этого ситуацией: “День рождение сверстника”.
К примеру, детей ждет угощение и призы за участие в конкурсах.
А теперь пусть каждый участник придумает свой вариант благодарности.
-Спасибо, очень вкусно!
-Спасибо, это так неожиданно!
-Спасибо, ты такой добрый!
Правило №4
Как достойно повести себя в ситуации конфликта? Положа руку на сердце, этого толком не знают и взрослые. Однако все же желательно, чтобы ребенок понимал, что у него есть возможность дать отпор обидчику, не крича, не говоря грубых слов. Готовых правил для конфликтных ситуаций, пожалуй, нет, но вполне допустимо сказать:
-Ты меня обидел
-Я не хочу с тобой больше играть
-Я с тобой не дружу
Очень важно чтобы ребенок понимал, что он имеет право и взрослому сказать: «Вы меня обидели».
Если ребенку не удается решить конфликт самостоятельно, то бывает нужно помочь воспитателю. При этом дети часто стесняются попросить о помощи, чтобы не прослыть ябедой. Извиниться, признать свою неправоту ребенку бывает непросто. Кроме того, дети редко извиняются еще и потому, что мы обычно наказываем их за упущения, а наказание сразу оправдывает ребенка, раз уже наказан, за что просить прощение?
Поэтому умение просить прощение в детях нужно целенаправленно развивать. Желательно, чтобы помимо классического детского “Я больше не буду”, ребенок знал и другие формулы извинения, уместные в разных ситуациях, и умел их употреблять. “Прости, я не хотел тебя обидеть. Прости, что так получилось”.
Правило №5
Речевое правило-тот случай, когда тон делает фразу. Предложите ребенку сказать (и скажите сами) с разными интонациями и с разным выражением лица несколько фраз, например: «Извините», «Спасибо», «Поздравляю». Спросите его, меняется ли смысл сказанного в зависимости от тона и мимики.
Поделиться: