Авторcтво: Звягинцева Татьяна Владимировна, воспитатель, Мурашова Светлана Евгеньевна, воспитатель, Жукова Елена Юрьевна, воспитатель, Костерина Ольга Юрьевна, воспитатель ГБОУ №469 Выборгского района Санкт-Петербурга (структурное подразделение дошкольного образования) |
«Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий. Так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский
Идентичность (определение из Википедии) – свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям; или отождествление себя с тем или иным человеком как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
О какой идентичности личности можно говорить при воспитании детей дошкольного возраста?
Я – ГРАЖДАНИН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ!
Я – ПАТРИОТ!
Теория вопроса воспитания патриотических чувств детей дошкольного возраста
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Нравственно-патриотическое воспитание детей ДУ
Цель и задачи
Цель: воспитание гуманной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, друзьям в детском саду;
- формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице Родины, о Санкт – Петербурге как о культурной столице; знакомить детей с символикой государства и города;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- физически развивать (такие качества как сила, смелость, ловкость необходимы будущим труженикам и защитникам Родины);
- формировать интерес к русским традициям и промыслам;
- знакомить с элементарными правами человека;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Содержание тематического материала
Нравственно – патриотическое воспитание детей сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные: природа, труд людей, традиции, общественные события. Работа в нашем ДУ ведется систематически, но в этом году гражданско-патриотическое воспитание детей – приоритетная задача
Мы представляем совместную работу разновозрастной группы: воспитатели Жукова Е.Ю. и Костерина О.Ю, и логопедической – воспитатели Мурашова С.Е. и Звягинцева Т.В.
Работа ведется по следующим блокам: родная семья, родной город, родная природа, родная культура. Все блоки связаны между собой и позволяют формировать начальные представления о Родине.
- Родная семья
Чувство Родины начинается у детей с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, к бабушке, к дедушке. Это те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Мы ведем работу по уточнению представлений детей о именах, о профессиях близких людей, семейных увлечениях.
Воспитатели разновозрастной группы совместно с семьями воспитанников в этом году работали над созданием альбомов «Я родился и живу в России!»; «Профессии наших мам», «Профессии наших пап».
Воспитатели логопедической группы работали над созданием альбомов: «Мое имя», «Когда папа был маленьким», «Когда мама была маленькой», «Герб семьи», «Семейное дерево», и созданием книжек-малышек «С чего начинается Родина?» Ведется книга памяти «Никто не забыт – ничто не забыто». В нашей ДУ есть традиция поздравлять детей с днем рождения, устраивая им небольшое развлечение с хороводом, играми, конкурсами. Ребята часто обращаются за помощью в создании поздравительной открытки для близких. Тем самым, мы воспитываем любовь к близким людям.
- Родной город
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и своей страной. Часто организовываем целевые прогулки по поселку, изучаем названия улиц, безопасные места для пешеходов, достопримечательности. С родителями проводим работу по оказанию помощи в составлении плана безопасного пути следования к детскому саду. Совместно с детьми изготавливаем плакаты по ПДД. Осенью, зимой, весной детей и родителей приобщаем к уборке территории детского сада, озеленению.
Некоторое отдаление от города не позволяет нам часто выезжать на экскурсии по Санкт-Петербургу, поэтому тесно сотрудничаем с родителями. Рекомендуем посетить интересные выставки, музеи, подсказываем какая программа в цирке, в кукольном театре. Родители нас поддерживают в этой работе, с удовольствием делятся впечатлениями не только в устной форме, но и в виде фото коллажей, детских рисунков. Так у нас появились альбомы «Досуг моего выходного дня». Этот материал мы используем как дидактический: изучаем достопримечательности нашего города, составляем рассказы. Ежегодно проводится семейная фотовыставка. В этом году – «Мы гуляем по Парголово». Родители детей, посещающих нашу группу, активные участники этого мероприятия. Плутова Надежда Львовна, мама нашей воспитанницы, знаток истории Шуваловского парка провела ряд экскурсий по парку. В этом году мы принимали участие в конкурсе «Санкт-Петербург глазами детей» и стали дипломантами. Этот конкурс сплотил весь коллектив: воспитателей, детей, родителей и вывел нашу работу за рамки детского сада, поскольку видео ролики были выложены в ютуб. Участвовали в фестивале детского и юношеского творчества «Здравствуй Парголово» по теме 2018 год-315 лет Санкт-Петербургу, 300 лет Выборгской сторон в разных номинациях и завоевали призовые места.
Мы очень тесно сотрудничаем с нашей школой: школьной библиотекой и музеем. Школьный музей организовала старший воспитатель Степанова Жанна Михайловна и проводит там занятия по патриотическому воспитанию. Дети нашей группы посещают занятия, посвященные Дню Победы; проводим военно-спортивную игру «Найди пакет». В этом году семьи наших воспитанников откликнулись на предложение школы принять участие в благотворительной ярмарке.
Мы детей знакомим с государственными символами России, Москвы, Санкт Петербурга; историей возникновения Санкт – Петербурга и Москвы - столицы нашей Родины; государственными праздниками. Формируем представления о том, что Россия – многонациональная страна, ведется работа с этнокалендарем. Знакомим детей с такими государственными праздниками как: День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, день космонавтики, День победы. Традицией стало изготовление не только поздравительных открыток для родных и близких, но и изготовление коллективных поздравительных плакатов, газет. Такая работа помогает закрепить знания о государственных праздниках.
Таким образом у детей формируются гражданско-патриотические чувства: любовь к своему поселку, городу, гордость и уважение к своей стране, осознание личной причастности к жизни страны.
- Родная природа
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Такой эмоциональный отклик восхищения вызывает природа – яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений.
Нам повезло. Географически наше дошкольное учреждение расположено рядом с замечательным Шуваловским парком в поселке Торфяное, где дети имеют возможность наблюдать, изучать растительный и животный мир. Мы часто проводим целевые прогулки по поселку и в парк, наблюдаем за сезонными изменениями в природе, изучаем разнообразие растительного мира, собираем природный материал. Традицией стала зимняя акция «Покормим птичек и белочек», организация выставки семейных работ из природного материала. У детей воспитывается эстетическое восприятие окружающего мира, бережное отношение к природе.
- Родная культура
У каждого народа свой фольклор: сказки, былины, потешки и т.д. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это – первые и блестящие попытки Русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В нашем ДУ дети не только знакомятся с русским фольклором, народными играми, песнями, хороводами. Мы большое внимание уделяем театрализованной деятельности, знакомству с народными промыслами, народными праздниками, традициями русского народа. Традиционно устраиваются досуги на основе русских народных праздников совместно с родителями: «Кузьминки», «Покров», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Матренин день» . В этом году наш садик сотрудничал с домом детского творчества «Современник». Детей знакомили с жизнью, бытом русских крестьян, с народным фольклором. Мы очень благодарны за сотрудничество и надеемся на продолжение творческого союза.
У нас большая коллекция изделий народных промыслов. На данный момент мы имеем возможность знакомить детей с Каргопольской, Дымковской, Филимоновской, Богородской, Новгородской, Ярославльской, Архангельской, Абашевской игрушками. С такими промыслами, как Жостовские подносы, гжельская и Хохломская посуда.
Таким образом, формируются у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте, воспитывается любовь к народному искусству, традициям, что способствует развитию личности в духе патриотизма.
Формы реализации воспитательной работы
Работа воспитателей по воспитанию нравственно- патриотических чувств проходит с помощью различных форм работы:
- ННОД.
- Занятия коррекционно-развивающей направленности.
- Образовательные проекты.
- Праздники.
- Досуги.
- Экскурсии.
- Тематические беседы.
- Игровая.
- Двигательная.
- Изобразительная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
- Восприятие художественной литературы и фольклора
Внедрение долгосрочного проекта позволяет более систематично проводить работу, охватывая все образовательные области программы.
Воспитателями разработано много игрового материала, что позволяет детям в самостоятельной деятельности закреплять пройденный материал. Но наибольший эмоциональный отклик у детей вызывали досуги и праздники.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если воспитатели устанавливают тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально – нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Мы большое внимание уделяем работе с родителями и опираемся на родителей, как на помощников педагогического процесса, так и на равноправных участников формирования детской личности.
В этом году совместно с родителями мы провели досуги:
1. День народного единства.
2. «Исторический семинар»
3. «Русская изба»
4. «Масленица»
5. 1 Мая.
6. «Весна шагает по России и встречает Первомай!»
Семьи наших воспитанников участвовали в конкурсах различного уровня.
Семья Максима Смирнова провела очень интересный мастер-класс по теме «Мосты Санкт-Петербурга».
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание ребенка. В процессе такого разностороннего воспитания ребенка, используя все средства, всевозможные формы работы, методы и приемы, зарождается тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – идентичность личности, как гражданина великой страны, как патриота.
Приложение 1: Сценарий патриотического праздника «Весна шагает по России и встречает Первомай» для детей старшего и подготовительного возраста
Приложение 2: Проектная работа «Я ГРАЖДАНИН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ». Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей воспитанников по воспитанию гражданственности у детей
Список литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника . Конспекты занятий.- М. Перспектива, 2008
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – Москва, 2003 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Старшая группа. - Москва, 2007 г.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Подготовительная группа группа. - Москва, 2008 г.
Поделиться: