Поиск по сайту

Возможности профориентационной работы в школе как средство формирования личности выпускника


Авторcтво: Лисицинская Александра Викторовна, ведущий специалист отдела образования администрации Выборгского района Санкт-Петербурга


Социально-экономическая ситуация современной России по-новому ставит перед педагогической общественностью проблему позитивной социализации подростка. Важнейшим условием позитивной социализации становится осознание подростком ценностей профессиональной деятельности, повышение значимости труда для его будущей жизнедеятельности и самореализации всех членов общества, особенно для молодежи. От возможностей включения молодежи в профессиональную деятельность, их профессиональной самореализации зависит развитие экономики страны и гражданского общества в целом.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечалось, что в 21 веке «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [4]. Д.А. Медведев подчеркнул, что дети будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, формулировать свои интересы и осознавать свои возможности.
Все это делает необходимым построение современной системы предпрофессиональной подготовки подростка. Необходимо учитывать возрастные особенности школьников, организовывая обучение основам профессионального выбора на его начальной, основной и старшей ступенях.
Мы считаем, что задача начальной школы научить обучающихся осуществлять выбор, основной школы - дать возможность этого выбора (например, выбор элективных курсов), а средней – обеспечить право выбора. Деятельностный подход помогает детям понять суть профессии, дает возможность поупражняться в трудовых действиях и помогает сделать свой выбор.
В этой ситуации возрастает роль деятельности школы по профориентации учащихся. Исследования последних лет показывают, что до 30% молодых россиян осуществляют свой профессиональный выбор неосознанно [1,с.103]. Общеобразовательная средняя школа как одно из важнейших звеньев системы образования должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым экономическим отношениям, создавать образовательные предпосылки для развития их интеллектуального и личностного потенциала, повышать уровень информированности о различных аспектах современных профессий. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном самоопределении с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, способностей и востребованности различных профессий на рынке труда.
Важным фактором формирования профессиональной направленности и предпрофильной компетентности является содержание профильного образования.
Концепция профильного обучения, предложенная правительством России, предполагает, что к старшей школе учащийся должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает ответственность на основную школу, где осуществляется предпрофильная подготовка.
В 2015 году во всех школах России в 5-ых классах был введен федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Для определения внеурочной деятельности с учащимися и их родителями были проведены анкетирования по определению интересов учащихся и возможностей школы. Занятия по внеурочной деятельности, проводимые в непривычной для учащихся форме (игр, конкурсов, экскурсий и др.) должны помочь детям раскрепоститься и самостоятельно принимать решения, руководствуясь своими интересами. А учитель должен стать наставником, старшим товарищем, готовым помочь своим воспитанникам.
Новые образовательные стандарты начальной школы предписывают формирование у учащихся как знания о профессиях, так и первичные трудовые навыки. Трудовые навыки формируются через овладение учащимся основами самостоятельного обучения.
    В 2018 году 9 класс окончат школьники образовательных организаций, которые участвовали в эксперименте и первыми получили основное образование в рамках ФГОС. Тогда можно будет подвести промежуточные итоги и посмотреть, каких результатов мы достигли.
Работая заместителем директора по УВР, я много внимания уделяла профориентационной работе. И для меня было очевидным, что заниматься этим важным делом 9 и даже 8 классе слишком поздно. Организуя для учащихся начальной школы экскурсии, в ходе которых дети знакомились  с разными профессиями, мы побывали и на производствах, и в музеях высших учебных заведений.  Осуществлять осознанный выбор профессии возможно, обладая определенными знаниями. Ведь школьнику предстоит найти именно свою профессию, чтобы она была интересна именно ему, а не являлась выбором родителей. Возможность иметь «профессиональную нишу», где ты можешь стать лучшим – это, наверное, и есть основная задача профориентационной работы.
В связи с динамичным развитием видов профессиональной деятельности в обществе возрастает роль профессиональной ориентации, предназначение которой заключается в следующем:
- формировать у учащихся положительное отношение к труду;
- научить детей разбираться в содержании профессиональной деятельности;
- научить школьников соотносить требования, предъявляемые профессией, с
индивидуальными качествами личности;
- обеспечить в школе широкий диапазон вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках по элективным курсам и в воспитательной работе;
- выработать гибкую систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования [2, с.5].
Формирование профессиональной направленности и предпрофессиональной компетентности выпускника профильной школы может способствовать осознанному профессиональному самоопределению. Это становится реальным, если:
- в блочно-модульной структуре содержания профильного образования каждый автономный структурный элемент обусловливает развитие определенных подструктур личности;
- содержание образования, наполненное профессионально значимым смыслом, предопределяет формирование профессиональной направленности и уровень общей и предпрофессиональной компетентности, достаточный для продолжения образования;
- целостный педагогический процесс профильного образования, выполняя профориентационную функцию и обеспечивая целенаправленное педагогическое сопровождение, строится в соответствии со структурой профессиональной деятельности;
- критерии результативности профильного образования образуют систему взаимодополняющих показателей, характеризующих профильное образование как многоаспектный феномен. [2,с.29].
Теории профессиональной направленности, профильному обучению, профориентационной работе посвящены исследования Л.И. Божович, Т.Е. Конниковой, Н.В. Кузьминой, A.Н. Леонтьева, Т.И. Рудневой, П.М. Якобсон; Ш.А.Амонашвили, Э.Берн, О.С.Газман, B.А.Сухомлинского, Н.А.Панова, И.С.Макарьева и др.
В качестве основных задач профориентационной работы выступают: трудоустройство подростков;1организация их профильного и предпрофильного обучения на основе взаимодействия с вузами, социальными партнерами; организация профессиональных проб в колледжах; формирование у школьников готовности к вступлению в социальные и экономические отношения путем создания детско-взрослых научно-образовательных производств; поддержка одаренных детей, склонных к научной деятельности, и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задача учителя – помочь учащимся найти себя в будущей профессии, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе профессионалами. Каждый учащийся должен знать, зачем он учится. Результат образования – это не только знания по определенным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.
Модель выпускника строится на основании принципа соотнесения запросов социума, профессиональной среды и особенностей ступени образования. Образ личности выпускника должен сочетать в себе: мировоззренческую позицию; компетенции; коммуникативные и личностные качества.
Содержание образования и особенности организации учебной деятельности должны характеризовать уровень подготовки выпускника как предпрофессиональную компетентность, то есть результат завершения профильного образования и готовность к его продолжению в высшей школе. Под предпрофессиональной компетентностью мы понимаем уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования. Мы рассматриваем понятие предпрофессиональной компетентности выпускника в контексте понятия профессиональной компетентности специалиста как единство его теоретической и практической способности и готовности к продолжению образования по избранному профилю.
Работодатели отмечают завышенный уровень притязаний молодых людей, выходящих на рынок труда, несоответствующий их опыту и подготовке; ориентацию многих на зарплату, а не на профессиональное развитие. Выпускники школ не стремятся осваивать профессии начального и среднего профессионального образования. Для изменения этой ситуации недостаточно осуществлять развитие сети учебных заведений, необходима система профориентационной работы для формирования соответствующей профессиональной направленности старшеклассников, работы, связанной с повышением информационной компетентности школьников в области рабочих профессий и созданием мотивации на труд в этой сфере. Необходимы новые подходы к профориентации для изменения отношения школьников и их родителей к рабочим профессиям.
Таким образом, профориентационная работа в школе – это возможность для обучающихся сформировать предпрофессиональную компетенцию и сформировать творческую личность, готовую к осознанному освоению профессии.
Литература:    
1.    И.А.Белова, Л.Я.Французова, М.М.Французова «О проблемах профориентационной работы в школе» 2000
2.    Г.Н.Лысакова, Т.А.Файн «Организация профориентационной работы» Биробиджан,2011
3.    Е.С.Романова «Организация профориентационной работы в школе» М., изд-во «Академия», 2013
4.    Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» М., 2010


Поделиться: