Авторcтво: Пластун Оксана Николаевна, учитель ИЗО СОШ № 3, станицы Брюховецкой Краснодарского края |
Проблеме качества образования постоянно уделяется пристальное внимание во всем мире. Именно под лозунгом повышения качества в последнее десятилетие идет реформирование образования в России. Кто и как должен производить оценку и решать, являются ли услуги учреждения дополнительного образования качественными?
Попытаемся ответить на этот вопрос. Понимание разнообразных значений качества является обязательным условием для его оценивания. Важно ясно представлять себе, кем дается оценка качества: производителем или потребителем. Причина постановки этого вопроса заключается в том, что взгляды производителя и потребителя не всегда совпадают.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь обучающимся. Здесь качество образования – усвоенные им знания и умение использовать их – характеризует способность и возможность обучающегося удовлетворить свои потребности.
Таким образом, при решении проблемы оценки качества, мы имеем дело с установлением соответствия характеристик “продукции”, т.е. образовательных услуг требованиям потребителя, т.е. детей, их родителей, общественности.
Среди приоритетных проблем оценки качества в системе дополнительного образования можно назвать следующие: изучение и оценку целей, содержания и самих учебных программ; разработку эффективного применения образовательных стандартов; оценку качества учебных пособий, дидактических и технических средств; оценку эффективности традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания; оценку современных педагогических технологий обучения и воспитания; создание диагностической службы для получения научной и объективной информации о качестве развития образовательной системы и др.
Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ЦДОД осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап – целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
В 2004/05 учебном году в ЦДОД началась работа по разработке системы оценивания качества дополнительного образования, были разработаны основные критерии оценки качества образовательного процесса. Исходили из практической необходимости: увидели, что одно из наиболее слабых мест в организации учебно-воспитательного процесса в нашем учреждении – отслеживание результативности обучения детей и оценка качества. Видны были только ребята, которые достигли определенных высот в овладении каким-либо делом, принимавшие участие в выставках, соревнованиях и концертах, но это лишь небольшая часть наших воспитанников. А как обучены другие? Как они усваивают материал, как овладевают знаниями, умениями, навыками?
Как оценить качество их обучения? Исследовательская сторона возникшей проблемы определилась рядом вопросов по осуществлению оценки качества:
1. зачем?
2. кто и как оценивает?
3. что оценивать?
4. какие аспекты оценивать?
Коротко проанализируем эти вопросы и сделаем попытку сформулировать ответы на них. Итак, зачем оценивать? для планирования работы и оценки деятельности учреждения и его сотрудников, для аттестации педагогов, для оценки результатов отдельных детских объединений и обучающихся.
Ответы на вопрос “кто и как оценивает?” сводятся к следующим вариантам: самооценка, оценка администрации и представителей вышестоящих органов; выводы аттестационной комиссии, оценка потребителями (дети, родители и общественность).
К вопросу “что оценивать?” мы посредством анализа образовательного процесса выделили, на наш взгляд, то, что, требует особого внимания – объекты, их деятельность и результаты, а именно: деятельность элементов ЦДОД (структурных подразделений, педагогов); деятельность обучающихся; результаты работы ЦДОД; результаты педагогов; достигнутые результаты обучающихся.
Рассмотрение четвёртого вопроса приводит к широкому кругу аспектов оценивания, среди которых выделяются оценки по: временным этапам (месяц, четверть, год); охвату детей; массовым мероприятиям (соревнования, конкурсы, олимпиады, выставки и т.п.); первенству в этих мероприятиях (лауреаты, чемпионы, призёры, рекордсмены и т.п.); научно-методическому обеспечению; психолого-педагогическому обеспечению; материально-техническому обеспечению; профориентации; квалификации педагогов
Ни для кого не секрет, что качество образования не появляется внезапно. Его необходимо проектировать. Проектирование можно назвать по сути инновационным процессом, т.к. в результате рождается модифицированная или абсолютно новая модель, программа.
Решение вопросов оценки качества дополнительного образования в ЦДОД осуществляется в соответствии с процессом стратегического планирования. Этапы планирования можно представить следующим образом:
1 этап – подготовительный: анализ имеющегося облика и результатов, выявление, круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.
2 этап – проективный: обозначение замысла, пpoектиpoвaниe идеального облика – создание образовательной программы.
3 этап- целеполагание: выстраивание цепочки целей, определение задач на конкретный период времени реализации программы.
4 этап – планирование: по изложенному выше алгоритму, где этап целеполагания становится этапом корректировки, уточнения задач.
Наиболее оптимальным в образовательной системе ЦДОД представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учащихся преобладают экспертные формы оценивания.
Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения. Многие разработки анализируют различные аспекты проблемы, а не проблему в целом, где в качестве объекта анализа должна быть поставлена целостная система оценивания совокупности достижений в процессе обучения.
В качестве стандарта для педагога дополнительного образования, согласно Типовому положению, выступает образовательная (типовая, модифицированная, авторская) программа, утвержденная педагогическим советом ЦДОД, которая содержит в себе критериальное описание минимального уровня знаний, умений и навыков по определенному предмету.
К интересному решению проблемы оценки качества обучения по образовательной программе “Стиль” пришла педагог дополнительного образования Савченко А.В. /см. приложение №1 и приложение №2/
Наиболее оптимальным в образовательной системе ЦДОД “Радуга” представляется подход, учитывающий в комплексе достижения учащихся в учебной, личностной и социальной сферах. Среди методик диагностики достижений учащихся в УДО преобладают экспертные формы оценивания.
Основная трудность в осуществлении диагностики результатов образовательной деятельности – отсутствие надежного инструмента их измерения.
Говоря о достижениях учащихся, как о текущих, так и об итоговых, в сфере дополнительного образования можно выделить, как минимум, три группы параметров, по которым эти достижения необходимо отслеживать: учебные, личностные, социально-педагогические. Каждый из параметров может стать приоритетным в том или ином детском коллективе, в зависимости от его специфики.
Рассмотрим основные параметры учебных достижений обучающихся “Стиль” в сфере дополнительного образования:
1. Уровень освоения детьми содержания преподаваемого предмета.
Критериями данного параметра выступают глубина и широта знаний, разнообразие умений и навыков, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям) практических действий.
Отследить уровень усвоения детьми содержания образовательной программы можно по следующим показателям: усвоение; умение выполнить работу по образцу; умение анализировать; участие детей в обучении; количество учащихся, в полной степени освоивших программу; качество детских творческих “продуктов”; стабильность практических достижений обучающихся.
2.Устойчивость интереса детей к преподаваемому предмету, предлагаемой деятельности и коллективу.
Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, участия детей в образовательном процессе и характер мотивов ухода ребенка из коллектива. Показателями устойчивости интереса детей к предмету, деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность контингента; наполняемость коллектива и количество групп на начало года; положительные мотивы посещения занятий; осознание детьми социальной значимости и нужности предмета (деятельности и коллектива) для себя; оценка ребенком роли предмета в его планах на будущее; широкое применение учащимися знаний на практике; наличие преемников и детей, выбравших свое дело или профессию, связанную с предметом.
Личностные достижения:
1. Направленность динамики личностных изменений. Этот параметр определяется характером изменения личностных качеств; направленностью позиции ребенка в жизни и деятельности, характером жизненных ценностей; адекватностью мировосприятия, миропонимания и мировоззрения возрасту.
2. Нравственное развитие учащихся (ориентация детей на нравственные ценности). Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и детьми, между членами детского коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе; в характере ориентаций и мотивов каждого ребенка и коллектива в целом, в культуре поведения учащихся.
3. Приобщенность учащихся к культурным ценностям (мировым, российским, региональным). Следующие два параметра характеризуют как личностные достижения учащихся, так и учебные (скорее их можно назвать учебно-личностными достижениями).
4. Уровень творческой активности детей. При анализе степени проявления творческих способностей детей в учебной и внеучебной деятельности в первую очередь необходимо обратить внимание на то, как деятельность педагога создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка, ориентирована ли эта деятельность на изобретательский уровень. Показатели степени творческой активности детей: наличие системы поисковой, изобретательской, творческой деятельности детей; настроение и позиция детей в творческой деятельности (желание – нежелание, удовлетворенность – неудовлетворенность); эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием; боязнь ошибки при выражении собственного мнения, точки зрения; наличие детей, занимающихся сверх программы или сверх временных границ курса обучения; наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий; активность детей в учебном процессе и других видах деятельности; приоритет в образовательном процессе репродуктивной или творческой деятельности учащихся.
Надо отметить, что уровень творческой активности нельзя в полной мере отождествлять с качеством творческих достижений учащихся, т.к. в данном случае прежде всего речь идет о выявлении позиции, отношения, желания ребенка участвовать в разных видах деятельности и о степени влияния педагога на эту позицию.
5. Уровень практической реализации творческих достижений учащихся.
Критерии этого параметра – степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях; динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом; разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по содержанию курса обучения и видам деятельности, по количеству детей, имеющих творческие достижения; удовлетво-ренность учащихся собственными достижениями, объективность самооценки.
Показатели творческих достижений учащихся: существование системы педагогической работы по демонстрации практических и творческих достижений учащихся; точность и грамотность исполнения изделий, упражнений, творческих заданий, выявленные при соотнесении исполнения с существующими нормами, правилами в данном предмете; творческие традиции коллектива; имеющиеся награды, звания, гранты учащихся; участие (систематичность участия) в различных творческих встречах, соревнованиях и пр.
Диагностика личностных достижений учащихся – наиболее трудный аспект педагогической деятельности.
Социально-педагогические результаты:
Критериями данного параметра являются создание условий для формирования адекватной “Я-концепции”; социализация, адаптация и реабилитация ребенка; педагогическая коррекция; жизненное и профессиональное определение ребенка, забота о здоровье детей и охрана прав детства.
Показатели реализации педагогом социальных функций: адекватность поведения, выбора детьми позиций в отношениях и решений в различных ситуациях; организация оздоровительной деятельности, снижение заболеваемости, отсутствие негативных изменений в состоянии здоровья, формирование здорового образа жизни; взаимодействие с семьей; действия педагога, направленные на профессиональное определение учащихся; адаптация выпускников к рыночным условиям; аналитические материалы педагога, фиксирующие и отслеживающие судьбы выпускников; действия педагога по охране прав ребенка и социальной защите: участие в разрешении затруднительных для детей ситуаций; поиск специалистов, способных оказать помощь учащимся; материальная поддержка детей: организация производственной деятельности, присуждение стипендий и пр.; выдача сертификатов и др. документов об образовании как объективная оценка и социальная поддержка выпускника.
При решении задач по созданию критериальной базы оценки качества образовательных услуг мы, прежде всего, определили следующие критерии:
1. Упорядоченность деятельности ЦДОД: соответствие содержания, объёма и характера образовательной деятельности возможностям и условиям учреждения, способностям детей, грамотность в организации совместной творческой деятельности детей и взрослых, умение комбинировать ранее известные способы в новой ситуации, умение генерировать идеи (наличие проблемных творческих групп “Проектная деятельность”, “Противопожарная безопасность), умение проявлять независимость суждений, умение довести начатое до конца.
2. Наличие и степень развитости творческой инициативы детей и взрослых в организации жизнедеятельности в Центре.
3. Наличие сложившегося единого коллектива, живущего по своим выработанным законам, правилам, традициям.
4. Интегрированность психолого-педагогических воздействий в комплексы, концентрация педагогических усилий в крупные организационные формы (клубы “Истоки”, “Ориентир”, детско-взрослые объединения по интересам “Мир цветов”, “Мастерская подарка” тематические программы и пр.).
Результатом использования этих критериев станет становление педагогической системы, полезной ребёнку, его интересам, социальным запросам, темпу, уровню, объёму восприятия и усвоения необходимого материала.
В оценке качества деятельности и результатов деятельности Центра сложились следующие позиции оценивания:
1) по ребёнку – показатели личности ученика, а также сумма показателей его обученности по конкретной программе и воспитанности; изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций, жизненной позиции; успешность его социализации, освоение социальных ролей, профессиональная сориентированность);
2) по педагогу – профессионализм коллектива в целом и каждого конкретного педагога (рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиции в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения); творческий, научно-исследовательский, методический потенциал, общечеловеческая культура, такт, сдержанность, внимательность, заботливость).
3) по родителям – изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации процесса обучения в ЦДОД, становлении коллектива);
Для отслеживания результативности деятельности педагогов в ЦДОД используются такие формы отслеживания результативности деятельности педагогов, как:
1) выполнение тестовых заданий по усвоению теоретических знаний в области педагогики и психологии;
2) по применению их в практике – периодическая диагностика состояния личности и коллектива, изучение удовлетворенности профессиональной деятельностью и психологического климата в коллективе;
3) изучение развития у педагогов исследовательских качеств на основе знания детской физиологии и психологии (например, изучение изменения уровня личностной тревожности в детском объединении; изучение развития коммуникативных качеств подростков и т. д.);
4) анализ результатов и достижений обучающихся, которые являются объективными показателями повышения профессионального мастерства педагога;
5) участие педагога в конкурсах, смотрах мастерства, в обмене опытом, в семинарах, их организации и т.д. (например, конкурсы “Сердце отдаю детям”, “Мастер воспитания”; мастер-классы по организации обучения декоративно-прикладному творчеству детей дошкольного и младшего школьного возраста; семинары для руководителей кружков, клубов, секций, организованных на базе учреждений образования и культуры и т.д.)
В результате поиска в ЦДОД сложилась система контроля уровня знаний, умений и навыков (ЗУН) детей. Три её основные элемента представляют последовательность периодических оценок:
1) определение начального уровня ЗУНов учащихся (сентябрь);
2) промежуточный контроль (ноябрь, январь);
3) итоговый контроль (май).
В современной педагогической практике выделяют две основные группы диагностических средств: использующие для определения качественных показателей достижений учащихся количественные методы; основанные на методах экспертной оценки.
К первой группе относятся, прежде всего, тесты учебных и личностных достижений.
Экспертные формы диагностики достижений обучающихся представляют собой оценку достижений детей экспертом (педагогом) на основе тех критериев, которые сложились в данной сфере профессиональной деятельности, и теми методами, которые педагог считает необходимыми использовать.
Формы организации контроля и оценки качества дополнительного образования, используемые педагогами ЦДОД “Радуга”: занятие контроля знаний; смотр знаний, умений и навыков; собеседование; реферат; зачет; экзамен; творческий отчет; олимпиада; конкурс творческих работ; выставка.
Существуют различные формы фиксирования и обобщения достижений учащихся: дневник педагогических наблюдений; диагностические карты; зачетные и личные учебные книжки и т.д. Формы, применяемые педагогами дополнительного образования ЦДОД “Радуга” в своей практической деятельности: цветопись, кривые успеваемости, табель развития, папка достижений, творческие программы, паспорт здоровья, личная творческая карта, книжка воспитанника
Процедура управления качеством образования в ЦДОД включает: обеспечение проектирования качества образования; образовательный мониторинг; анализ собранной информации; подготовку и принятие управленческого решения.
Рассмотрим подробнее каждую процедуру.
1. Обеспечение проектирования качества образования, т.е. определение образовательных стандартов. Основные объекты стандартизации – содержание образования, его структура, объем учебной нагрузки, уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются за эталон при оценке качества образования. Следовательно, управление качеством образования – это приведение системы к стандарту.
2. Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития. Так как учреждение дополнительного образования не располагает ресурсами, позволяющими отследить качество выполнения всех образовательных стандартов, необходимо определить приоритетные объекты мониторинга. Ими должны стать наиболее важные, системообразующие компоненты образовательного процесса.
3. Анализ собранной информации, цель которого – из разрозненных, различного рода данных составить общую целостную картину процесса, выявить приоритетные проблемы качества образования, обусловившие их.
Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями. Основными критериями качественного образования на уровне учреждения дополнительного образования являются: наличие некоторого набора образовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательное учреждение; уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения.
В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся.
Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом в ЦДОД.
Учреждения дополнительного образования несут ответственность за мониторинг своего собственного качества. Культура качества в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения и при этом структура образовательного учреждения позволяет им это делать. При рассмотрении качества решающее значение остается за потребителем.
Поделиться: