Авторcтво: Горбушина Наталия Александровна, заместитель по УМР ГБОУ №110 Санкт-Петербурга |
Уже в 2002 году Межведомственная
программа развития системы ДО, утвержденная приказом Министерства образования
РФ №193 от 25. 01. 20012г. рассматривает развитие ДО детей как одно из
приоритетных направлений образовательной политики. Уже в типовом положении об
УДОД подчеркивается, что Учреждение несет ответственность за качество
реализуемых программ; соответствие форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей.
Изучение, подробный анализ
нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательный процесс в
системе ДО свидетельствует, что в системе ДО существует правовая основа
обеспечения деятельности УДОД и предпосылки для разработки критериев,
показателей и условий эффективности реализации дополнительных образовательных
программ различных направленностей. Но только предпосылки…
А начало было положено уже в 1997 году
на научно-практической конференции в г.Ярославле «Проблема результата и
качества деятельности УДОД». В РГПУ им.Герцена в 1997 г. был выпущен сборник
«Проблемы результативности педагогической деятельности», ученые О.Е Лебедев,
Е.И.Казакова, Р.У Богданова, Е.В.Титова, А.И Осьминина, А.П.Тряпицына
раскрывали в своих исследованиях различные грани данной проблемы. Но на
сегодняшний день нет единых (общепринятых) научных определений, отражающих
сущность таких понятий, как результат, результативность, эффективность, а тем
более утвержденных методик. Таким образом, проблема результатов и
результативности в ДО находятся в центре внимании по сей день.
Контроль, или проверка результатов обучения, является
обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить
эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам
увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в
коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего
образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности
обучающихся достаточно четко определен государственными стандартами, в
дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у
педагогов.
Актуальность проблемы обусловлена также
процессом государственной аттестации и аккредитации УДОД, когда дается
«внешняя» оценка результатов деятельности учреждений. Здесь существует
противоречие между возможностями дополнительного образования комплексного решения
задач обучения, воспитания и развития детей и формализованным характером
показателей результативности в УДОД (как правило, в учреждениях учитывается
только один аспект результативности – достижения учащихся в смотрах, конкурсах
и фестивалях). Кроме этого, в настоящее время отсутствуют четкие критерии
результативности как полифункциональной, многоаспектной, многоуровневой
системы.
В
данной статье хочу подытожить, обобщить и представить вам результаты исследования
Городского центра развития дополнительного образования, и исследования
различных категорий специалистов УДОД (методистов, педагогов, представителей
администрации), которые проводились уже в 1999 году и практические наработки
кафедры дополнительного образования Санкт-Петербургского Суворовского военного
училища МО РФ. Моя руководящая и педагогическая деятельность в данных
учреждениях постоянно сталкивалась с проблемой результативности образовательных
программ в дополнительном образовании. Решение этой проблемы и переданы в
данной статье.
Анализ научной психолого-педагогической
литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единой трактовки
понятий «результат» и «результативность». Тем не менее, можно выделить 3
основных подхода к определению этих понятий.
Прежде всего результат – это итог
– деятельности, процесса, взаимодействия его основных участников
(Т.В. Ильина, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова). Другой подход
заключается в определении результата как изменений – состояний, свойств
субъектов или объектов, индивидуального или совокупного продукта или процесса,
системы отношений и т.д. (Р.М. Гайнутдинов, И.В. Шинкевич,
Т. Пщоловский ). И, наконец, третий подход заключается в рассмотрении
результата как состояния – системы, вещей, фиксированное в определенный момент
времени (В.А. Карташов, Т. Пщоловский, Р.У. Богданова).
Несмотря на разнообразие подходов, все
авторы выделяют ряд общих для результата характеристик (признаков):
-
соответствие поставленной цели;
-
следствие какого-либо организованного
действия;
-
промежуточный - конечный;
-
индивидуальный - совокупный;
-
внешний (видимый) - внутренний
(личностный);
-
предсказуемый (планируемый) -
непредсказуемый (непредвиденные последствия);
-
позитивный - негативный;
-
актуальный (полученный сразу) -
отсроченный (проявляющийся через определенное время).
Под результативностью большинство
авторов понимают степень соответствия ожидаемых и полученных результатов. Еще
одна точка зрения – отношение к результативности как совокупности полученных
положительных результатов [Р.М. Гайнутдинов].
Таким образом, результат образовательного процесса в ДО нужно рассматривать как
объективные изменения, проявляющиеся на уровнях:
-
личности ребенка и педагога,
-
системы отношений,
-
«продуктов» педагогической деятельности
и деятельности ребенка в образовательном процессе.
Для большинства педагогов самым распространенным
является отслеживание результатов участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах.
Как зафиксировать эти результаты? Вот один из
примеров:
Информационная
карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного
уровня
Данная методика используется для фиксации и оценки
результатов участия детей в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного
уровня, то есть для оценки «внешних» достижений.
Выделяются следующие формы «внешнего» предъявления
достижений учащихся:
конкурсы,
смотры, фестивали, выставки, соревнования, конференции, семинары, круглые
столы, чтения, олимпиады, концерты и многое
другое.
При
заполнении карты целесообразно указывать названия и даты мероприятий, в которых
принимал участие ребенок. Достижения фиксируются на следующих уровнях: коллектива,
учреждения, города (района), международном и российском. Также определяются
качественные показатели результата: участие, призовые места, дипломы, победитель.
Каждому показателю в зависимости от степени значимости соответствует
определенный балл.
Вариант бланка информационной карты
(из опыта Суворовского военного училища)
Фамилия, имя учащегося
__________________________________________________
Возраст
________________________________________________________________
Название коллектива
_____________________________________________________
Год обучения
___________________________________________________________
Дата
заполнения карты ___________________________________________________
№
|
Формы предъявления
достижений
|
На уровне коллектива
учреждения
|
На уровне города (района)
|
На международном и российском
уровне
|
Участие
(выступление)
|
Призер,
дипломант
|
Победитель
|
Участие
(выступление)
|
Призер,
дипломант
|
Победитель
|
Участие
(выступление)
|
Призер,
дипломант
|
Победитель
|
1 б
|
2 б
|
3 б
|
2 б
|
3 б
|
4 б
|
3 б
|
4 б
|
5 б
|
1.
|
Конкурсы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.
|
Смотры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
Фестивали
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Выставки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.
|
Соревнования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.
|
Конференции, семинары, круглые столы, чтения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
Олимпиады
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
Концерты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
Другое
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов:
|
|
Обработка
и интерпретация данных.
В соответствии с результатами участия
ребенка в конкурсах и фестивалях различного уровня в течение учебного года
баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг
учащихся, как в учебной группе, так и в детском коллективе в целом по параметру
«внешняя» результативность учебных достижений. Методика может проводиться, как
на основе экспертной оценки (педагогом), так и на основе самооценки учащегося.
Выявление и анализ данных результатов
целесообразно проводить 2 раза в год: по итогам первого полугодия и года. При
регулярном проведении методика позволяет зафиксировать динамику достижений
учащихся, а также стимулировать их творческую активность.
Воспитанникам рекомендуется и самим
вести учет личных учебных достижений . Необходимо обучать ребят объективно
оценивать результаты своей деятельности, так как это имеет важное значение для
формирования личной самооценки.
Следующие методики определения эффективности реализации
образовательных программ дополнительного образования детей, разработанные Н. В.
Кленовой, Л. Н. Буйловой, сотрудниками РГПУ им. А. И. Герцена и ГОУ «СПб ГДТЮ»,
апробированы в педагогической практике и являются инструментом оценивания
компетентности воспитанников.
Данный материал позволит педагогам дополнительного образования
детей правильно подойти к выбору методов оценивания результативности
образовательной программы, найти и разработать свои методики и повысить качество
реализации своей программы и главное, повысить качество образования.
Методика
«Портфолио»
(«Портфель»)
Одной из современных форм оценивания достижений и
компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является
формирование «портфеля» (Portfolio).
Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности
(способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее,
проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления
«портфолио» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ
до альбома высших достижений.
В настоящее время выделяют следующие
типы портфолио:
§ Портфолио
документов - наиболее распространенная форма,
которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о
приобретенном обучающимся за определенный промежуток времени опыте успешной
внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, грамоты,
дипломы, письма-отзывы, сертификаты об участии в различных мероприятиях.
§ Портфолио работ отражает
усилия, прогресс и достижения обучающихся по определенному направлению
деятельности. Это собрание различных творческих, проектных, исследовательских
работ обучающегося, а также описание форм и направлений его творческой
активности – участие в конкурсах, наличие достижений и т.д.
§ Портфолио
отзывов включает в себя заметки педагога по
поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристиками и объяснениями,
а также письменный анализ самого обучающегося своей конкретной деятельности и
ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений,
отзывов, резюме.
Наиболее
целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя
раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
Нет четкого списка наименований и количества
пунктов, которые необходимо включать в портфолио. Этот вопрос решается
конкретным педагогом, группой педагогов или методическим объединением.
Методика
«Педагогический дневник»
Данная форма диагностики может быть использована
педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение,
инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой
документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик
обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов),
изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.
Разделы дневника могут учитывать специфику того или
иного направления деятельности. Дневник наблюдений состоит из 4-х разделов:
1. «Исходные
данные»: краткая характеристика обучающегося на
начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном
виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов.
2. «Достижения
в предметной области»: дважды в год фиксируются
достижения обучающихся.
3. «Творчество
в саморазвитии»: расширение интересов, усилия по
самообразованию.
4. «Выводы
и планы»: итоги работы за год и план
сопровождения обучающегося в дальнейшем.
Методика
«Защита рефератов»
Одной из распространенных методик публичного
представления воспитанником полученных результатов является защита рефератов в
научно-практической конференции. Особенно если деятельность обучающихся при
освоении дополнительных программ общекультурного уровня в большей степени
связана с теоретически материалом. Данная методика направлена на комплексную
оценку как предметной составляющей деятельности ребенка, так и надпредметных (в
частности коммуникативных) умений.
Реферат
-
самостоятельная работа (проект), требующая от воспитанника анализа и обобщения
информации, самостоятельно найденной в различных источниках.
Данная методика требует четкой организации как
процесса подготовки, так и собственно защиты реферата.
Этапы реализации методики:
1.
Утверждение темы рефератов.
Организуя этот этап, нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся
(степень креативности). Оптимальным вариантом является предложение
определенного набора готовых тем с возможностью предложения своей темы. При
этом отдельным школьникам может потребоваться помощь в выборе темы, но важно,
чтобы окончательный выбор остался за ребенком. Наиболее
увлеченные и креативные обучающиеся, как правило, предлагают свои темы
рефератов. Для них должна быть обязательная процедура утверждения темы
(желательно не одним педагогом, а коллективно), в первую очередь, чтобы удержать
определенный уровень глубины и объема исследования всех детских исследований.
2.
Руководство подготовкой реферата.
На этом этапе также должны учитываться индивидуальные особенности детей через
варьирование уровня участия руководителя (консультанта) в исследовании
конкретного воспитанника. Готовность школьника выслушать мнение консультанта и
принять его к сведению является одним из показателей эффективности усвоения
общекультурной образовательной программы. Такое поведение свидетельствует о
понимании школьником традиционного подхода к организации научно-технической
работы на этапе теоретического исследования объективного отражения им своего
уровня предметной компетентности. Однако большое количество обращений к
консультанту может говорить и об обратном: серьезном недостатке конкретных
знаний, поэтому здесь следует обращать внимание, в первую очередь, на качество
задаваемых вопросов и частоту обращений за помощью.
3.
Рецензирование реферата
специалистом в соответствующей области, который оценивает работу по нескольким
показателям: глубине раскрытия темы, правильности употребления терминологии,
количеству и качеству использованных источников информации, обоснованности
выводов, оформлению работы.
4. Защита реферата. На данном этапе
происходит основная оценка успехов обучающегося в освоении образовательной
программы. Каждый обучающийся делает доклад (8 – 10 минут) по основному
содержанию реферата с использованием наглядных средств предъявления информации:
плакатов, раздаточного материала. Доклад может сопровождаться компьютерной
презентацией. Вопросы докладчику задают не только преподаватели, но и другие
ребята. На защите кроме содержательной стороны реферата оценивается способность
обучающегося обобщить собственную работу при составлении доклада, свобода
владения темой, умение ответить на вопрос своими словами, умение привести
цитату из текста, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентам.
Важным аспектом защиты реферата является вопрос к
обучающемуся о возможных вариантах продолжения начатой им работы – предлагаемых
темах других исследований. Ответ на этот вопрос может позволить оценить широту
кругозора воспитанника, его осведомленность о существующих направлениях в
изучаемой области деятельности – важные характеристики освоения дополнительных
образовательных программ общекультурного уровня.
Обобщая
все методики можно констатировать, что Мониторинг
результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
необходимо проводить по двум группам показателей, поскольку образовательная
деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только
обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие
многообразных личностных качеств обучающихся, это такие показатели;
Учебные
(фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные
ребенком в процессе освоения образовательной программы;
§ Личностные
(выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном
кружке, студии, секции).
Данные можно представить в виде таблицы, которая
позволяет наглядно продемонстрирует набор основных знаний, умений и
практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения
конкретной образовательной программы (на примере СПб СВУ).
Технология
определения учебных результатов по дополнительной
образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых
показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения
и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной).
Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами
(1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять
соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть
наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ
контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть
дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной
программы.
Динамика
результатов освоения предметной деятельности
конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов
обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два
раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы,
соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме
этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу
«Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где
фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой
образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия
ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
Регулярное отслеживание результатов может стать
основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку
нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка –
это поддержит его стремление к новым успехам.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих
учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную
тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к
рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для
формирования самооценки детей.
Самооценивание
позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства.
Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные
механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к
поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка
его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с
родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с
родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост
своего ребенка в течение года.
Таблица 1
Мониторинг
результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели
(оцениваемые параметры)
|
Критерии
|
Степень выраженности оцениваемого
качества
|
Возможное количество баллов
|
Методы диагностики
|
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1.1. Теоретические знания (по
основным разделам учебно-тематического плана программы)
1.2. Владение специальной
терминологией по тематике программы
|
Соответствие
теоретических знаний ребенка программным требованиям
Осмысленность и
правильность использования специальной терминологии
|
- минимальный уровень (ребенок овладел
менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);
- средний уровень (объем усвоенных
знаний составляет более ½);
- максимальный уровень (ребенок освоил практически
весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
- минимальный уровень (ребенок, как
правило, избегает употреблять специальные термины);
- средний уровень (ребенок сочетает
специальную терминологию с бытовой);
- максимальный уровень (специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).
|
1
5
10
1
5
10
|
Наблюдение,
тестирование, контрольный опрос и др.
Собеседование
|
II. Практическая подготовка ребенка:
2.1.
Практические умения и навыки, предусмотренные
программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
2.2.
Владение специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие
навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом
продукте)
|
Соответствие
практических умений и навыков программным требованиям
Отсутствие
затруднений в использовании специального оборудования и оснащения
Креативность в
выполнении заданий
|
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень
(объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);
- максимальный
уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за конкретный период);
- минимальный уровень
умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
- средний уровень
(работает с оборудованием с помощью педагога);
- максимальный
уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых
трудностей);
- начальный
(элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические задания педагога);
- репродуктивный
уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
- творческий уровень
(выполняет практические задания с элементами творчества).
|
1
5
10
1
5
10
1
5
10
|
Контрольное задание
Контрольное задание
Контрольное задание
|
III.
Общеучебные
умения и навыки ребенка:
3.1.
Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1.
Умение подбирать и анализировать специальную
литературу
3.1.2.
Умение пользоваться компьютерными источниками
информации
3.1.3.
Умение осуществлять учебно-исследовательскую
работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
3.2.
Учебно-коммуникативные умения:
3.2.1.
Умение слушать и слышать педагога
3.2.2.
Умение выступать перед аудиторией
3.2.3.
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
3.3.
Учебно-организационные умения и навыки:
3.3.1.
Умение организовать свое рабочее (учебное) место
3.3.2.
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил
безопасности
3.3.3. Умение
аккуратно выполнять работу
|
Самостоятельность в
подборе и анализе литературе
Самостоятельность в
пользовании компьютерными источниками информации
Самостоятельность в
учебно-исследовательской работе
Адекватность
восприятия информации, идущей от педагога
Свобода владения и
подачи обучающимся подготовленной информации
Самостоятельность в
построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
Способность
самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за
собой
Соответствие реальных
навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям
Аккуратность и
ответственность в работе
|
- минимальный уровень
умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с
литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
- средний уровень
(работает с литературой с помощью педагога или родителей);
- максимальный
уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых
трудностей)
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
уровни – по аналогии
с п. 3.1.1.
- минимальный уровень
(ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности,
предусмотренных программой);
- средний уровень
(объем усвоенный навыков составляет более ½);
- максимальный
уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных
программой за конкретный период).
удовлетворительно –
хорошо – отлично
|
1
5
10
1
5
10
|
Анализ
Исследовательские
работы
Наблюдение
|
Таблица
2
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по
дополнительной образовательной программе
(в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя
ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского
объединения___________________________________________
Ф. И. О.
педагога_____________________________________________________________
Дата начала
наблюдения_______________________________________________________
Сроки диагностики
Показатели
|
Первый
год
обучения
|
Второй
год
обучения
|
Третий
год
обучения
|
Конец
I
полугодия
|
Конец
уч.
года
|
Конец
I
полугодия
|
Конец
уч.
года
|
Конец
I
полугодия
|
Конец
уч.
года
|
I. Теоретическая подготовка ребенка:
1.1.Теоретические знания:
а)
б)
в)
и т.д.
1.2.Владение
специальной терминологией
|
|
|
|
|
|
|
II. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические
умения и навыки, предусмотренные программой:
а)
б)
в)
и т.д.
2.2.Владение
специальным оборудованием и оснащением
2.3. Творческие
навыки
|
|
|
|
|
|
|
III. Общеучебные умения и навыки
3.1.
Учебно-интеллектуальные умения:
а)
умение подбирать и анализировать специальную литературу
б)
умение пользоваться компьютерными источниками информации
в)
умение осуществлять учебно-исследовательскую работу
3.2.
Учебно-коммуникативные умения:
а)
умение слушать и слышать педагога
б)
умение выступать перед аудиторией
в)
умение вести полемику, участвовать в дискуссии
3.3.
Учебно-организационные умения и навыки:
а)
умение организовать свое рабочее (учебное) место
б)
навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности
в)
умение аккуратно выполнять работу
|
|
|
|
|
|
|
IV. Предметные достижения обучающегося:
- На
уровне детского объединения (кружка, студии, секции)
- На
уровне школы (по линии дополнительного образования)
- На
уровне района, города
- На
республиканском, международном уровне
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
3
Схема самооценки
Тема, раздел
|
Что мною
сделано?
|
Мои успехи и
достижения
|
Над чем мне
надо работать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример
еще одной методики определения полученных знаний воспитанником
того
или иного объединения:
Карта самооценки
учащимся и экспертной оценки педагогом компетентности учащегося
Данная методика
предназначена для диагностики результатов освоения учащимися образовательной
программы. Кроме того, методика способствует обучению ребёнка оценивать уровень
достигнутых компетентностей (теоретических знаний, опыта практической
деятельности, творчества и сотрудничества), позволяет педагогу осуществлять
наблюдение за формированием навыка самооценки обучающегося.
Анкета предназначена
для учащихся 12-16 лет.
Проведение методики
осуществляется в 2 этапа. На первом - учащимся предлагается по пятибалльной
шкале отметить уровень определённых компетентностей, приобретенных в процессе
освоения программы. Для этого обучающийся зачёркивает в верхней графе цифру,
соответствующую той оценке, которую он готов себе поставить. На втором этапе
педагог в нижней графе отмечает свою оценку уровня достижений обучающегося.
Бланк анкеты
Дорогой
друг!
Оцени, пожалуйста, по
пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке
(коллективе) в этом учебном году и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая
низкая оценка, 5 – самая высокая).
1
|
Освоил теоретический материал по разделам и темам
программы (могу ответить на вопросы педагога)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
2
|
Знаю специальные термины, используемые на занятиях
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
3
|
Научился использовать полученные на занятиях знания
в практической деятельности
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
4
|
Умею выполнить практические задания (упражнения,
задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
5
|
Научился самостоятельно выполнять творческие
задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
6
|
Умею воплощать свои творческие замыслы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
7
|
Могу научить других тому, чему научился сам на
занятиях
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
8
|
Научился сотрудничать с ребятами в решении
поставленных задач
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
9
|
Научился получать информацию из различных источников
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
10
|
Мои достижения в результате занятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка анкет и интерпретация
результатов.
Самооценка учащегося и экспертные оценки педагога
суммируются, вычисляется среднеарифметическое значение по каждому показателю, и
далее по освоению программы в целом.
Подобная логика
проведения анкетирования позволяет не только определить уровень компетентностей
учащихся, но и выявить особенности их самооценки на основании сравнения мнения
детей с мнением педагога.
Мониторинг
личностного развития ребенка
в
процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Развитие личностных
качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности
ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом
дополнительного образования. Очень важно найти те показатели личностного
развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Так, при изучении
изменений личности ребенка можно
ориентировались на такие параметры результативности как мотивация,
«Я-концепция», ценностные ориентации, компетентность.
Для
диагностики этих параметров были использованы методики:
-
«Образовательные потребности» и «Карта
интересов»,
-
тесты Фидлера и Кетелла,
-
методика «Ценностные ориентации»,
-
карты самооценки учащимся и экспертной
оценки педагогом компетентности учащегося по освоению опыта теоретической
информации и способов практической деятельности, приобретению опыта творчества.
В качестве примера хочу
привести одну из методик, которая предполагает отслеживать следующие личностные
качества: организационно-волевые,
ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 4). В
совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность
личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко
наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют
привлечения других специалистов.
Технология определения
личностных качеств обучающегося заключается в
следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль,
самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается
по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства
выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики
личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование,
тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного
предложения и другие.
Технология мониторинга
личностного развития ребенка требует документального оформления полученных
результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого
ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития
ребенка .
Карточка заполняется
два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно
делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы
позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности
каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных
в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит,
во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей;
во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для
самосовершенствования.
Таблица
4
Мониторинг личностного развития
ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Показатели
(оцениваемые параметры)
|
Критерии
|
Степень выраженности оцениваемого
качества
|
Возможное количество баллов
|
Методы диагностики
|
I.
Организационно-волевые качества:
1.1.
Терпение
1.2.
Воля
1.3.
Самоконтроль
|
Способность
переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени,
преодолевать трудности.
Способность
активно побуждать себя к практическим действиям.
Умение
контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).
|
-
терпения хватает меньше чем на ½ занятия
-
терпения хватает больше чем на ½ занятия
-
терпения хватает на все занятие
-волевые
усилия ребенка побуждаются извне
-
иногда – самим ребенком
-
всегда – самим ребенком
-
ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне
-
периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
|
1
5
10
1
5
10
1
5
10
|
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
|
II.Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к
занятиям в детском объединении
|
Способность оценивать
себя адекватно реальным достижениям.
Осознанное участие ребенка в освоении
образовательной программы
|
-
завышенная
-
заниженная
-
нормальная
-
интерес к занятиям продиктован ребенку извне
-
интерес периодически поддерживается самим ребенком
-
интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно
|
1
5
10
1
5
10
|
Анкетирование
Тестирование
|
III. Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность
(отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия
3.2. Тип
сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)
|
Способность занять
определенную позицию в конфликтной ситуации
Умение воспринимать
общие дела, как свои собственные
|
-
периодически провоцирует конфликты
-
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать
-
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты
-
избегает участия в общих делах
-
участвует при побуждении извне
-
инициативен в общих делах
|
0
5
10
0
5
10
|
Тестирование, метод
незаконченного предложения
Наблюдение
|
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по
дополнительной образовательной программе
(в
баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя воспитанника________________________
Возраст______________________________________________________
Вид и название
детского объединения______________________________
Ф. И. О. педагога__________________________________________________
Дата начала
наблюдения______________________________________________
Сроки
диагностики
Показатели
|
Первый
год обучения
|
Второй
год обучения
|
Третий
год обучения
|
Начало уч. года
|
Конец
уч. года
|
Начало уч. года
|
Конец
уч. года
|
Начало уч. года
|
Конец
уч. года
|
I.
Организационно-волевые
качества:
1.1.Терпение
1.2.Воля
1.3.Самоконтроль
|
|
|
|
|
|
|
II.
Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к
занятиям в детском объединении
|
|
|
|
|
|
|
III.
Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность
3.2. Тип
сотрудничества
|
|
|
|
|
|
|
IV.
Личностные
достижения обучающегося*
|
|
|
|
|
|
|
*IV блок может быть введен в
карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка
в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
Очень
важно - выполнение воспитанниками требуемых образовательных продуктов, их
сложность также регулируются образовательной программой в соответствии с
периодом обучения. Например, по итогам первого года обучения это один
результат, по итогам третьего года обучения – более усложненный определенными
деталями в соответствии со спецификой изделия.
Анализ
продуктов деятельности - это всесторонний анализ,
тщательное изучение, обобщение и систематизация полученных данных. Педагог
разрабатывает ряд критериев, по которым оценивается продукт деятельности
(публикация, фотоснимок, работа по прикладному творчеству, презентация и др.):
индивидуальная или групповая работа, долгосрочная или краткосрочная и т.п.
Личностные
достижения обучающихся, например в физкультурно-спортивной направленности,
регламентируются определенными нормативами по определенному виду спорта.
Карта
интересов
Данная методика является модификацией «Карты
интересов», разработанной А.И. Савенковым
для выявления спектра интересов ребенка. Однако, в отличие от автора,
который положил в основу классификации интересов системы социальных отношений
(человек-природа, человек-искусство, человек-человек и т.д.), авторы ориентировались
на направленности дополнительного
образования (художественная, техническая, и т.д.). Данная методика (Барышева
Т.А., Сеничева И.О.) дает возможность определить не просто спектр интересов, но
и их соответствие направленности занятий учащихся в ДО.
Для
проведения анкетирования необходимо, чтобы каждый обучающийся имел индивидуальный
бланк анкеты. Перед началом процедуры педагог или психолог объясняет детям, для
чего проводится опрос и правила заполнения анкет.
Варианты бланков анкет
Анкета для учащихся 6-11 лет
Дорогой
друг!
Внимательно
прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор.
Любишь ли ты? Нравится ли тебе? Хотел бы ты?
|
|
Мне
очень
не
нравится
|
Мне
не
нравится
|
Я
сомневаюсь,
не
знаю
|
Мне
нравиться
|
Мне
очень
нравится
|
1
|
Петь, танцевать, играть на музыкальных
инструментах
|
|
|
|
|
|
2
|
Слушать, читать, смотреть телепередачи о технике
(компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.)
|
|
|
|
|
|
3
|
Играть в спортивные, подвижные игры
|
|
|
|
|
|
4
|
Изучать историю своего города
|
|
|
|
|
|
5
|
Слушать, читать рассказы, смотреть телепередачи о
природе
|
|
|
|
|
|
6
|
Слушать или читать сказки, рассказы, легенды и
мифы
|
|
|
|
|
|
7
|
Играть со сверстниками в различные коллективные
игры
|
|
|
|
|
|
8
|
Читать и смотреть телепередачи о научных открытиях
и экспедициях
|
|
|
|
|
|
9
|
Читать книги и узнавать о подвигах военных
полководцев, героев – защитников Отечества
|
|
|
|
|
|
10
|
Рисовать, лепить, шить, вышивать
|
|
|
|
|
|
11
|
Играть с техническим конструктором
|
|
|
|
|
|
12
|
Читать книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи
|
|
|
|
|
|
13
|
Ходить в походы, ездить за город, путешествовать
|
|
|
|
|
|
14
|
Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями,
животными, насекомыми
|
|
|
|
|
|
15
|
Играть в игры со словами, сочинять истории,
сказки, рассказы
|
|
|
|
|
|
16
|
Узнавать о новостях в стране и мире
|
|
|
|
|
|
17
|
Решать логические задачи и задачи на
сообразительность
|
|
|
|
|
|
18
|
Играть в военно-исторические игры
|
|
|
|
|
|
19
|
Участвовать в постановке спектаклей, театральных
играх
|
|
|
|
|
|
20
|
Рисовать и делать модели самолетов, кораблей и др.
|
|
|
|
|
|
21
|
Заниматься физкультурой и спортом
|
|
|
|
|
|
22
|
Ездить и ходить на экскурсии, посещать музеи
|
|
|
|
|
|
23
|
Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц,
домашних животных (кошку, собаку и др.), выращивать растения
|
|
|
|
|
|
24
|
Изучать языки, узнавать о других странах
|
|
|
|
|
|
25
|
Помогать другим людям
|
|
|
|
|
|
26
|
Наблюдать природные явления, проводить опыты
|
|
|
|
|
|
27
|
Ходить в походы по местам боевой славы, посещать
музеи военной истории
|
|
|
|
|
|
Напиши, пожалуйста:
- Фамилию,
имя ___________________________________________________
- Сколько
тебе лет__________________________________________
- В каком
объединении ты занимаешься?______________________
- Сколько лет
ты занимаешься в данном объединении? __________________
Все
поставленные вопросы соответствуют шести направленностям, утвержденным в ДО:
художественная, техническая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая,
социально-педагогическая, естественнонаучная
При
обработке анкет целесообразно использовать специальные индивидуальные бланки,
которые наглядно позволяют определить спектр и профиль интересов каждого
учащегося, выявить их предпочтения.
Спектр
интересов
________________________________________________
(фамилия, имя воспитанника, возраст)
______________________________________________________
(направление, коллектив, год обучения)
Направленность
деятельности
|
№
|
Спектр
интересов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Художествен-ная
|
1
|
Петь, танцевать, играть на музыкальных
инструментах
|
|
|
|
|
|
10
|
Рисовать, лепить, шить, вышивать
|
|
|
|
|
|
19
|
Участвовать в постановке спектаклей, театральных
играх
|
|
|
|
|
|
Техническая
|
2
|
Слушать, читать, смотреть телепередачи о технике
(компьютерах, машинах, космических кораблях, самолетах и т.д.)
|
|
|
|
|
|
11
|
Играть с техническим конструктором
|
|
|
|
|
|
20
|
Рисовать и делать модели самолетов, кораблей и др.
|
|
|
|
|
|
Физкультур-но-спортивная
|
3
|
Играть в спортивные, подвижные игры
|
|
|
|
|
|
12
|
Читать книги о спорте, смотреть спортивные
телепередачи
|
|
|
|
|
|
21
|
Заниматься физкультурой и спортом
|
|
|
|
|
|
Туристско-краеведчес-кая
|
4
|
Изучать историю своего города
|
|
|
|
|
|
13
|
Ходить в походы, ездить за город, путешествовать
|
|
|
|
|
|
22
|
Ездить и ходить на экскурсии, посещать музеи
|
|
|
|
|
|
Социально-педагогичес-кая
|
7
|
Играть со сверстниками в различные коллективные
игры
|
|
|
|
|
|
16
|
Узнавать о новостях в стране и мире
|
|
|
|
|
|
25
|
Помогать другим людям
|
|
|
|
|
|
Естественно-научная
|
8
|
Читать и смотреть телепередачи о научных открытиях
и экспедициях
|
|
|
|
|
|
17
|
Решать логические задачи и задачи на
сообразительность
|
|
|
|
|
|
26
|
Наблюдать природные явления, проводить опыты
|
|
|
|
|
|
С
помощью суммирования выборов учащихся по каждому вопросу анкеты можно выявить
общие интересы и склонности учебной группы, всего детского коллектива.
По
мере формирования коллектива учебной группы, освоения учащимися программы
интересы детей могут меняться. Поэтому целесообразно проводить анкетирование
ежегодно, лучше в начале учебного года.
Полученные
данные (как индивидуальные, так и групповые) могут стать основой для
определения педагогом индивидуального образовательного маршрута учащегося,
выбора адекватных интересам учащихся форм и технологий проведения занятий,
воспитательной работы, организации эффективного взаимодействия в системах
«педагог-учащийся», «учащийся-учащийся».
Методика «Ценностные
ориентации»
Данная методика, разработанная на основе методик
изучения ценностных ориентаций М. Рокича
и Л.А. Ясюковой, предусматривает изучение направленности личности
ребенка, занимающегося в учреждении дополнительного образования детей. Методика
позволяет выявить систему значимых ценностей, определяющих наиболее общие
ориентиры жизнедеятельности учащихся: отношение ребенка к окружающему миру, к самому себе, которые рассматриваются как ценности-цели.
Как
показывает практика, жизненные ценности определяются человеком осознанно только
в подростковом возрасте. Поэтому данную методику целесообразно проводить для
учащихся 12-16 лет.
Методика основана на приеме прямого ранжирования списка
ценностей (перечень из 15 ценностей), когда на первое место ребенку предлагается поставить наиболее значимые для него
жизненные ценности,
а на последнее место - наименее
значимые.
Анкетирование проводится анонимно. Однако, для
возможности сопоставления итогов нескольких срезов, целесообразно
авторизировать анкету (например, предложить учащемуся указать последние 4 цифры
своего телефона).
Вариант
бланка анкеты
Дорогой
друг!
Каждый
человек выбирает для себя наиболее важные жизненные ценности и стремится к ним.
Выбери, пожалуйста, из приведенных ниже характеристик жизненных ценностей, те
которые являются важными для тебя, и пронумеруй их по степени важности от 1 до
15 в соответствии с твоими предпочтениями.
Ценности
|
Степень важности
|
-
Материально обеспеченная жизнь
|
|
-
Свобода, независимость, самостоятельность
|
|
-
Здоровье
|
|
-
Образование, общая культура
|
|
-
Семья
|
|
-
Дружба
|
|
-
Творчество
|
|
-
Работа, трудолюбие, исполнительность
|
|
-
Познание, интеллект (умственные способности)
|
|
-
Духовность
|
|
-
Честность, принципиальность, чистая совесть
|
|
-
Самодисциплина, самоконтроль
|
|
-
Развлечения, приятное времяпровождение
|
|
-
Забота о всеобщем благе
|
|
-
Человеческое общение
|
|
-
Что еще:
|
|
Обработка и
интерпретация данных.
При обработке анкет ответы учащихся группируются по категориям жизненных ценностей, и
вычисляется их среднеарифметическое значение:
- Материальные
ценности – варианты ответов (1+8)/2;
- Личностные
морально-волевые ценности – (2+11+12)/3;
- Личные
семейно-бытовые ценности – (3+5+6)/3;
- Ценности
познания и творчества – (7+9)/2;
- Духовно-культурные
ценности – (4+10+14)/3;
- Коммуникативные
ценности – (13+15)/2.
Полученные значения дают возможность выстроить иерархию
(рейтинг) ценностных ориентаций воспитанника. Это может стать для педагога основой разработки
индивидуального образовательного маршрута учащегося с учетом наиболее значимых для него целей. При этом
следует учитывать, что важнейшей педагогической задачей является не только учет
ценностных ориентаций ребенка, но и при необходимости их развитие.
Кроме того, проведение методики «Ценностные ориентации» в
детском коллективе позволяют определить общие тенденции и специфику
ценностей-целей группы учащихся, что позволит педагогу корректировать
содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы.
Анкетирование учащихся
с целью выявления рейтинга их ценностных ориентаций рекомендуется проводить 1
раз в начале учебного года, либо 2 раза – в начале и, как контрольный срез, в
конце учебного года.
Часто возникает вопрос
как часто нужно оценивать воспитанников?
На каждом занятии педагог
оценивает воспитанника по следующим показателям:
качество выполнения задания;
уровень самостоятельности в ходе
выполнения задания;
степень сложности выполняемого задания;
проявление активности и творческих
способностей;
зафиксированные данные проставляет в
личном журнале (по 5 балльной системе).
И один раз в месяц педагог проставляет в таблицу баллы, соответствующие степени
выраженности оцениваемого качества у обучающегося. Кроме этого, в конце
карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные
достижения обучающихся», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее
значимые достижения воспитанников в сфере деятельности изучаемой
образовательной программы. Здесь могут быть отмечены результаты участия в
выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
В целях более целостного представления о системе
мониторинга результатов освоения воспитанниками дополнительных программ
предлагаем Вашему вниманию алгоритм данной системы:
·
определение
критериев индивидуальной оценки деятельности воспитанника в творческом
объединении ДО;
·
система оценки
индивидуальных достижений воспитанников и работы творческих объединений в
целом;
·
анализ
индивидуальных и групповых достигнутых результатов;
·
принятие решений
по совершенствованию системы работы в объединении и их реализация;
·
мониторинг результативности
принятых решений и их корректировка;
·
получение
ожидаемого результата. (и все повторяется вновь)
Выстроенная система мониторинга дает
возможность управлять процессом гармоничного и динамичного развития личности
обучающегося и всей системы дополнительного образования в целом
Апробация
предложенной системы диагностики результатов образовательного процесса выявила определенные трудности:
Ø необходимость
дополнительных финансовых вложений для обеспечения педагогов и учащихся
тестовыми материалами,
Ø наличия
в штате учреждения психологов или специально подготовленных педагогов для
проведения и грамотной интерпретации результатов психологической диагностики.
Ø значительные
временные затраты педагогов, связанные с выявлением, фиксацией и анализом
результатов каждого учащегося.
Важно, что сегодня
каждому педагогу, методическим службам предоставляется возможность выбрать для практического
использования тот материал, который является для них наиболее важным и отвечает
поставленным в образовательных программах целям.
Поделиться: