Авторcтво: Баряева Людмила Борисовна, профессор кафедры логопедии РГПУ имени А.И. Герцена, д.п.н. |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который в настоящее время активно внедряется в практику дошкольных организаций, значим для определяя направлений и содержания формирования основ безопасности жизнедеятельности детей. Ориентируясь на основные задачи, обозначенные в нем, необходимо формировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, приобщать детей к социокультурным нормам, строить образовательную деятельность, в том числе и по формированию представлений о безопасности жизнедеятельности, на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для формирования социальных представлений у детей, а именно к ним относятся знания о правилах дорожного и железнодорожного движения, взрослые должны владеть точными и прочными знаниями в этой области, а также иметь в своем распоряжении различный методический и иллюстративный материал. Его наличие – важная составляющая организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности, в том числе по правилам дорожного и железнодорожного движения. Игровыми комплектами нового поколения являются «Азбуки безопасности». Такое условное название объединяет ряд игровых комплектов, которые производит ООО ПКФ «АЛЬМА» (Санкт-Петербург): «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги», «Азбука пожарной безопасности», «Азбука здоровья и гигиены». Они могут использоваться в различных вариантах, дополняя друг друга.
Впитывающий разум ребенка, отмечала М. Монтессори, работает главным образом через органы чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому. Эта мысль созвучна идее предлагаемых для предметно-развивающей среды игровых комплектов «Азбуки безопасности». Прекрасно понимая важность наблюдений, экскурсий, чтения детям литературных произведений на тему дорожного и железнодорожного движения, хотелось бы особое внимание обратить на использование в обучении интересного и современного полифункционального игрового материала, каковыми, на наш взгляд, являются игровые комплекты «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги». Это игровое оборудование способствует развитию активности детей, умения соблюдать игровые правила, а в реальной жизни – правила транспортной культуры.
«Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги» позволяют моделировать движения транспортных средств, пешеходов, проигрывая ситуации двигательной статики и динамики. В результате дети становятся более активными, они учатся соблюдать игровые правила, осваивают разнообразные виды двигательной деятельности, у них развиваются сенсорно-перцептивные и координационные способности.
Наиболее эффективно обучение детей «дорожной и железнодорожной грамоте» происходит на основе интеграции разных видов детской деятельности. Поэтому процесс овладения детьми правилами дорожного движения представляется нам как система действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера, способствующая знаковому преобразованию действительности, прежде всего социальной.
Формировать знания детей о правилах дорожного движения необходимо комплексно, используя все формы организации обучения. И здесь незаменимыми помощниками взрослых становятся игровые комплекты «Азбука дорожного движения» и «Азбука железной дороги». Они яркие, реалистичные, позволяющие моделировать различные ситуации во всем их многообразии. Занятия с применением игровых комплектов всегда эмоциональны, а потому эффективны. Перефразируя слова Аристотеля, можно сказать: «Познание (в нашем случае правил дорожного и железнодорожного движения) начинается с удивления». Именно, удивление, интерес и желание взаимодействовать с игровым оборудованием стимулируют действия детей.
Желательно предварять образовательные ситуации по формированию основ безопасности жизнедеятельности педагогической диагностикой. Это одно из требований ФГОС. Рекомендуемая нами диагностическая методика включает следующие циклы:
· Информационно-знаниевый. Его цель – выявление уровня информированности детей о правилах дорожного и железнодорожного движения, о первоначальных знаниях в этой области и способах их получения детьми.
· Содержательно-смысловой.Цель этого цикла – выявление поля представлений, то есть определение качественных характеристик и мотивационно-потребностных смыслов и интересов, отражающих богатство содержания, знаково-символических образов и свойств социальных представлений детей на материале ПДД.
· Адаптационно-ориентированный. Цикл имеет целью изучение сформированности у детей навыков ориентации в окружающей действительности, адаптационных возможностей безопасного поведения на улицах и дорогах города, вблизи железнодорожных путей, на железнодорожном транспорте, в основе которых лежат двигательные, коммуникативные, рефлексивные, психофизиологические, возрастные, личностные и социальные установки.
Непосредственно образовательная деятельность с использованием игровых комплектов «Азбуки безопасности» строится, исходя из следующих педагогических ориентиров:
– обучение детей ориентировке в пространстве и познавательным действиям с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности жизнедеятельности в различных ситуациях:
· реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности);
· отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, сигнальные флаги, указатель путевого заграждения, знаки железнодорожного переезда и др.), в образных игрушках;
· условных, символических (в воображаемой игровой ситуации);
– обучение детей принятию игрового образа (роли): восприятию пространственного расположения собственного тела и ориентировке от себя в окружающем пространстве помещения (групповой комнаты, физкультурного и музыкального зала и т. п.), на игровой уличной площадке; наблюдение за тем, как педагог заменяет действия с натуральными предметами игровыми;
– обучение детей игровым и речевым образным действиям, которые помогают понять элементарные правила поведения (на улице, на дороге, на железнодорожном транспорте и т.п.) в процессе сюжетных подвижных игр с использованием детских игровых комплектов «Азбука дорожного движения», «Азбука железной дороги» и др.;
– развитие психомоторики детей, обусловливающей точность выполнения действий с предметами и моделями: овладение движениями, действиями с предметами, отличающимися по форме, величине, пространственному расположению, с предметами-заместителями и т. п.;
– обучение детей элементарным операциям внутреннего программирования с опорой на реальные действия на невербальном и вербальном уровнях:
· показ и называние картинок с изображением движущихся автомобилей, сюжетных картинок, на которых изображено поведение детей и взрослых на улице, вблизи железной дороги (правильное и неправильное) и т. д.;
· разыгрывание ситуаций, в которых необходимы звукоподражания (элементарное модулирование и интонирование речевых и неречевых звуков, имитирующих звук движения или сигнала автомобиля (электрички, поезда) звук, сопровождающий зеленый свет светофора и т. п.);
· произнесение отдельных реплик по ситуации сюжетных подвижных игр или игр с образными игрушками (отобразительные игры);
– развитие слухового внимания: определение местонахождения источника звука (звуки движущегося транспорта, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора), сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков, восприятие звуков различной громкости (с использованием аудиокассет с записью «Звуки улицы»);
– формирование представлений о труде взрослых: водитель автомобиля (грузового, легкового и т. п.), машинист поезда;
– обогащение словаря детей за счет расширения понимания речи (улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, сигнал поезда, пешеходный переход, железнодорожный переезд, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.);
– развитие потребности детей в общении и формирование элементарных коммуникативных умений, способности взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);
– формирование умений детей отражать в речи содержание выполненных игровых действий
– развитие умений детей переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого.
Образовательная деятельность взрослых с детьми с использованием «Азбук безопасности» строится по концентрическому принципу. Исходя из него на каждом возрастном этапе в игры с использованием «Азбук безопасности» включается определенное содержание в зависимости от особенностей развития ряда психических функций у ребенка: мышечно-двигательных ощущений и восприятий, сенсомоторных процессов, мышления, речи, памяти и внимания.
Результативность освоения детьми основ безопасности с использованием игровых комплектов «Азбука дорожного движения» и «Азбука железной дороги» оценивается не столько по приобретаемым детьми вербальным знаниям, сколько по скорости и легкости их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности в ходе театрализованных, сюжетно-дидактических игр, степени активности, самостоятельности детей, проявляемой в ситуациях, моделирующих дорожное и железнодорожное движение.
Поделиться: