Общедоступный информационный ресурс в сфере школьного, дошкольного, коррекционного и дополнительного образования. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-27423 от 07 марта 2007г.
Поиск по сайту
|
Электронная библиотека ЦОР школы №534
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющая собой систему методов, процессов и программно-технических средств обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах всех участников образовательного процесса. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий. Последние годы информационные технологии становятся одним из важнейших факторов, влияющих на качество образовательной деятельности школы. Педагогический коллектив нашей школы в полной мере осознает преимущества, которые несет развитие и распространение ИКТ. В результате систематической методической работы в данном направлении приобретен большой опыт активного использования информационного пространства в осуществлении управленческой, образовательной, учебной и воспитательной деятельности. За последние годы в школе появилось большое количество электронных учебников и учебных пособий, программно-методических комплексов, авторских разработок учителей и учащихся школы уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ. В связи с чем, возникла необходимость создания единого банка ЦОР школы. В 2011 году была начата работа по созданию такого банка. Единый банк ЦОР по своей сути является электронной библиотекой, обеспечивающей свободный доступ к информационным ресурсам учащихся, их родителей и сотрудников школы. Для создания такой электронной библиотеки необходимо было решить следующие задачи: 1. Разработать классификацию ЦОР. 2. Создать программное обеспечение, которое бы решало задачу свободного доступа к информационным ресурсам и имело бы средства навигации и поиска. Работа по решению поставленных задач свелась к следующим этапам: 1. Создание классификатора, основанного на школьных предметах, при этом каждый предмет имеет разделы (фрагмент классификатора приведен в таблице 1) 2. Проведение консультаций для учителей и учащихся по созданию разработок с использованием ИКТ и предоставление рекомендаций по созданию нового материала (приложение 1). 3. Сбор готового материала в электронном виде, его систематизация и обработка (таблица 2) Таблица 1. Фрагмент классификатора
Таблица 2. Фрагмент списка разработок
Параллельно с вышеперечисленными этапами велась разработка программного обеспечения. Была написана программа VirtualLib, основной функцией которой является организация доступа к информационным ресурсам расположенным на сервере школы. При написании программы использовался Lazarus – свободная среда разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal. База данных работает под управлением Firebird – кроссплатформенной, свободной системой управления базами данных. В настоящая время программа работает на платформе Windows, но т.к. Lazarus предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений, то есть возможность создания для Linux систем. Отметим, что использование СУБД Firebird дает возможность обращения к каталогу ресурсов не только из локальной сети школы, а так же и из глобальной сети. Каждому информационному ресурсу в каталоге присвоен уникальный код – кодификатор. Кодификатор состоит из четырех частей: 1. Предмет 2. Раздел предмета 3. Класс 4. Инвентарный номер Формат записи кодификатора: Кодификатор = <Код Предмета>-<Код Раздела Предмета>-<Диапазон классов>-<Инвентарный номер>, где <Код предмета> – 2 символа (см. Классификатор), <Код Раздела Предмета> – 2 символа (см. Классификатор), <Диапазон классов> = <Класс 1><Класс 2>, 4 символа, <Класс 1> – с какого класса, 2 символа, <Класс 2> – по какой класс, 2 символа, например: с 5 по 9 класс – 0509, только 6 класс – 0606, значение 00 в классе означает, что класс либо не определен, либо любой класс. Пример записи кодификатора: 02-04-0810-24 география (02), страны (04), с 8-го по 10-й класс (0810), инвентарный номер 24. На рисунке 1 представлен вид главного окна программы, которое и является по сути каталогом ЦОР. Рис. 1. Каталог ЦОР На рисунке 2 приведена карточка ресурса. Непустая ссылка на файл ресурса означает, что данный ресурс доступен для скачивания. Поле «Внутренний инвентарный номер» является кодификатором ресурса. Рис.2 Карточка ресурса Основные возможности программы: · Поиск по названию · Сортировка списка ресурсов по различным параметрам · Выборка по интересующим параметрам В программе предусмотрены следующие указатели (рис. 3): 1. Алфавитный 2. Предметный 3. Тематический 4. Авторский Рис. 3. Указатели Все ресурсы представляют из себя архивы или образы дисков. Программа предоставляет возможность скачивания интересующего ресурса. В том случае, если ресурс является образом диска для его чтение используется технология виртуального привода. Описанная система доступа к ЦОР дает возможность использования одного информационного ресурса на любом количестве компьютеров школы одновременно.
При использовании виртуальных приводов повышается скорость передачи данных, уменьшается физический износ носителей информации и устройств воспроизведения. Удобно их использование при наличии электронной библиотеки в школе – появляется возможность использования одного информационного ресурса на любом количестве компьютеров школы одновременно. Приложение 1 1 Рекомендации по созданию нового материала
1.1 Памятка для учителей при разработке урока, на котором будут использоваться компьютерные средства Разработка урока, который будет проводиться с использованием компьютерных средств, предполагает ответы на следующие опорные вопросы. 1.1.1 Педагогические целиКаковы цели предстоящего урока? На достижение каких образовательных результатов будет направлена педагогическая работа на уроке? Какие педагогические задачи должны быть решены на уроке для достижения поставленных целей? Какие задачи будут решаться с использованием компьютерных ресурсов? 1.1.2 Описание способов формирования педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсовНа каких этапах урока будут использоваться компьютерные ресурсы? Какая из педагогических задач будет решаться на каждом из этапов с использованием компьютерных средств? Каким должно быть содержание педагогической работы, осуществляемой с использованием компьютерных средств, на каждом из этапов? Какие конкретные формы организации познавательной деятельности учащихся будут использованы? Какие способы организации учебного процесса с использованием компьютерных средств позволят наиболее эффективно решать поставленные задачи? 1.1.3 Выбор ресурсовКакие конкретные виды организации учебного пространства с использованием компьютерных средств будут использоваться? Какие конкретно технологические ресурсы необходимо использовать для проведения урока? 1.1.4 Оценка качественных характеристик педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсовКакие критерии и показатели позволяют судить о достижении планируемых образовательных результатов? Как будет осуществляться анализ и оценка их достижений? Насколько эффективно будут использоваться компьютерные ресурсы на уроке? Возможно ли повышение качества использования компьютерных ресурсов для создания образовательной среды урока? Ответы на первую группу вопросов, озаглавленную как «Педагогические цели», создают основу для четкого понимания назначения использования компьютерных средств на уроке. Группа вопросов «Описание способов формирования педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсов» ориентирована на целенаправленный выбор типов тех компьютерных ресурсов, которые необходимы для решения задач урока. Учитель должен продумать, как должна быть организована работа учащихся на уроке, и осознанно определить, какая модель организации учебного пространства с использованием компьютерной техники и какие виды технологических ресурсов будут использоваться. Группа вопросов «Выбор ресурсов» определяет выбор конкретных технологических ресурсов из школьного учебно-методического комплекса программно-методических средств и осуществление организационных мероприятий, необходимых для проведения урока с использованием компьютерных средств. Ответы на вопросы группы «Оценка качественных характеристик педагогических условий обучения, воспитания и развития учащихся с использованием компьютерных ресурсов» предполагают не только планирование процедуры оценки результатов учебной работы на уроке, но и перспективный анализ качества использования компьютерных ресурсов для создания педагогических условий на уроке. 2 Требования предъявляемые к материалам, размещаемым в банке данных2.1 Общие требования1. Материал должен быть посвящен вопросам образования и воспитания 2. Материал должен быть авторским 3. Материал должен обладать новизной 4. Воспроизведение цифровой части материалов должно реализовываться на базе свободного программного обеспечения. 2.2 Требования к пакету представляемых материаловМатериал представляется в цифровом и печатном виде Состав пакета: 1. Анкета 2. Рекомендация методического объединения (школы, района и т.д.). 3. Аннотация 4. Разработка 5. Указание программного обеспечения необходимого для воспроизведения цифровой части материалов (при необходимости предоставление его держателю банка данных). 2.3 Требования к оформлению печатных материалов
2.4 Рекомендации по оформлению презентаций в PowerPoint1. Слайд №1 должен содержать следующую информацию: Название школы и класса, где выполнена работа. Название доклада (размер шрифта – не менее 28 пт., полужирный). Фамилия, Имя, Отчество автора и соавторов Фамилия, Имя, Отчество, ученая степень, звание, должность научного руководителя 2. Слайд №2 должен описывать задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения работы – не более 15 строк текста 3. Последний слайд, должен содержать выводы по проделанной работе 4. Текст на слайде представляет собой опорный конспект без полных предложений 5. Текст, особенно должен быть лаконичным, синтаксически простым (как можно меньше вводных оборотов: обратите внимание на..., согласно проведенному опросу...,) 6. Все слайды (кроме первого) должны содержать номер в правом нижнем углу 7. Каждый слайд (кроме первого) должен иметь название (заголовок), шрифт не менее 24 пт 8. В конце заголовков точка не ставится 9. Оформление презентации – светлый текст на темном фоне или темный текст на белом фоне 10. Допускаемый размер шрифта – не менее 18 пт 11. Рекомендуемый размер шрифта ≥ 24 пт 12. Необходимо использовать единую гарнитуру шрифта 13. Максимальное количество текста на одном слайде – 15 строк текста 14. Если слайд содержит единицы измерения в м2 или м3, нужно использовать верхние индексы (Формат – Шрифт – надстрочный) 15. Если слайд содержит химические или математические элементы, то нужно использовать нижние индексы (Формат – Шрифт – подстрочный) 16. Максимальное количество графики на одном слайде – 2 рисунка с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому) 17. Не должно быть черных надписей на сиреневом фоне. Текст должен хорошо читаться 18. Ошибки и опечатки должны отсутствовать (красные (зеленые) подчеркивания ошибок) 19. Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда), 20. По возможности используйте верхние ¾ площади экрана (слайда) 21. На слайдах должны быть поля, не менее 1 см с каждой стороны 22. Не перегружайте слайды анимационными эффектами 23. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект 24. Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Paintе», а «рисунок в Paint») 25. Маркированный/нумерованный список может содержать не более 7 элементов 26. Таблицы должны содержать хорошо различимые данные, и крупные подписи к ним 27. Таблица снабжается названием, при необходимости и легендой (краткими комментариями) 28. Необходимо проверять правильность написания улиц, фамилий терминов и т.д. 29. Недопустимо использование терминов, непонятных аудитории 30. Нужно уменьшать разрядность чисел. Вместо 4000000 км. лучше писать 4 млн. км 31. Знаки пунктуации в конце строк в маркированных списках должны отсутствовать 32. Картинки должны быть четкими крупными и соответствовать тексту и содержанию 33. Рисунки должны носить исключительно иллюстративное, а не декоративное значение 34. При изменении размеров картинки пропорции картинки не должны быть нарушены 35. Звук должен быть чистым 36. Видеоролики должны занимать не менее трети презентационного окна 37. Схемы должны быть снабжены четкими, логичными переходами от одного блока к другому 38. Стрелки переходов должны быть хорошо видны на экране 39. Предпочтителен единый фон презентации 40. Не должно быть неработающих ссылок
Литература 1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 2. Кириллова О.В., Цветкова В.А., Яшукова С.П. О структуре информационных ресурсов для научной, научно-технической и инновационной деятельности // Информационное общество, Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии: Материалы международной конференции, посвященной 55-летию ВИНИТИ «НТИ-2007», Москва, 24-26 октября 2007 г. – М.:ВИНИТИ, 2007. - 405 с.- С. 141-144. 3. Костюк К.Н. Университетская библиотека онлайн: Электронные книги и учебники в новой информационной среде – Электронное издательство «Директмедиа Паблишинг» (Директмедиа), г. Москва. 4. Уколов А.В. Российские электронные библиотеки в Интернете: состояние и перспективы (обзор) // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.orthonet.ru/2006/ukolov.htm. 5. Чери Ла Гардиа E-Resources: What Could Be Better? | Not Dead Yet (Электронные ресурсы: между «Что может быть лучше?» - и «Еще не умерли?), LibraryJournal.com.
Поделиться: |