Авторcтво: Иванова Светлана Васильевна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга; Кустова Ирина Александровна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга; Боркова Татьяна Арнольдовна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга |
«Современный этап развития общества носит название постиндустриального или информационного. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности» [1,9].
Современные ученики живут в принципиально ином информационном пространстве, нежели дети, которые учились даже 10 – 15 лет назад. В связи с этим меняется роль учителя в образовательном процессе. Теперь он важен не как носитель того или иного знания, а как специалист, который может грамотно организовать, оптимизировать процесс его усвоения.
Как известно, школьное образование, в частности обучение математике, традиционно ориентировано на получение учащимися некоторой суммы знаний, информации, необходимой для его будущей успешной деятельности.
Однако научно-технический и социальный прогресс, все возрастающие темпы роста объемов новой информации, существенно уменьшают долю знаний, получаемых в школе, по отношению к информации, которая реально будет необходима человеку в будущем. Научить в школе «всему» невозможно, но попытаться максимально способствовать интеллектуальному развитию личности можно. Высокий уровень развития – это, прежде всего, способность к восприятию и усвоению новой информации, способность к самостоятельному поиску. Это то, что является необходимым условием для адаптации человека к изменяющимся обстоятельствам в обществе.
Известный психолог У. Глассер в результате своих исследований пришел к выводу, что мы усваиваем
10% от того, что читаем;
20% от того, что слышим;
30 % от того, что видим;
50 % от того, что слышим и видим;
70 % от того, что обсуждаем;
80 % от того, что пережили;
90 % от того, чему научили других.
О том же гласит и старинная китайская пословица: «Слышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял».
Можно сообщить детям те или иные знания, заставив их читать, слушать, смотреть, запоминать. Но, чтобы эти знания закрепились не механически, ребенок должен их «пропустить через себя».
Информацию можно представить в различной форме:
— В знаковой письменной
• Текст
• Символ
• Алгоритм
• Таблица
• График, диаграмма
• Изображение
— В виде жестов или сигналов
—Устной словесной
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, но совершенно очевидно, что комплексное использование данных форм позволяет решить одну из важнейших задач современной школы — адаптации ученика в постоянно расширяющемся информационном пространстве. Умение воспринимать и представлять одну и ту же информацию в разных знаковых системах позволяет ученику не только полноценно усваивать знания в отдельных областях, связывать их с другими сферами познавательной и практической деятельности, но и осознавать новую информацию не только как внешний фактор, а составную часть своей личности.
Рассмотрим несколько примеров различных форм представления одно и той же информации.
1) 6 класс. Учимся анализировать условие задачи на части.
(Задача №63 из учебника Математика 6 кл. под ред. Г.В. Дорофеева).
В книге 75 страниц. В первый день ученик прочитал всей книги, во второй - остатка. Сколько страниц ему осталось прочитать?
Форма представления информации Наполнение содержанием
Устная словесная Учитель вслух читает условие задачи. Ученик слушает.
Текст Ученик сам читает условие задачи.
Текст с измененной структурой Краткая запись условия.
Всего – 75 стр.
1-й день – 3/5 всей книги
2-й день - 2/5 остатка
Осталось -?
Таблица
День | Кол-во страниц | Части |
1-ый | | 3/5 |
2-ой | | 2/5 остатка |
Всего | 75 | |
Диаграмма
75 стр.
Рис.1
Изображение
Рис.2
1-й день
Рис.3
2-й день
2) 8 класс. Учимся структурировать доказательство теоремы, представленное в тексте учебника.
Теорема Пифагора.
Предлагаем ученикам прочитать теорему в учебнике, сделать чертеж, записать в тетради условие теоремы в терминах «дано-доказать» с использованием символов, структурировать доказательство, составив пошаговую схему.
Рис.4
Озвучить доказательство по составленному опорному конспекту.
3) 5 класс. Представление информации с помощью таблиц, графиков и диаграмм.
Дневник наблюдений за температурой воздуха в 17.00 в течение 14 дней.
Таблица
День | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
t0 | 15 | 23 | 17 | 18 | 11 | 13 | 15 | 16 | 16 | 11 | 10 | 13 | 14 | 18 |
Столбчатая диаграмма
Рис.6
График
Рис.7
Литература
1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. А 44 Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ.ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. — 290 с.
2. Учебник «Математика 6» ,Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф.,Суворова С.Б. и др.; под ред. ,Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.─М.; Просвещение,2006.
3. Учебник «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. ─М.; Просвещение,2006.
Поделиться: