Поиск по сайту

Различные способы обработки информации на уроках математики


Авторcтво: Иванова Светлана Васильевна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга; Кустова Ирина Александровна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга; Боркова Татьяна Арнольдовна, учитель математики ГБОУ гимназии №74 Выборгского района Санкт-Петербурга


«Современный этап развития общества носит название постиндустриального или информационного. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности» [1,9].
Современные ученики живут в принципиально ином информационном пространстве, нежели дети, которые учились даже 10 – 15 лет назад. В связи с этим меняется роль учителя в образовательном процессе. Теперь он важен не как носитель того или иного знания, а как специалист, который может грамотно организовать, оптимизировать процесс его усвоения.
Как известно, школьное образование, в частности обучение математике, традиционно ориентировано на получение учащимися некоторой суммы знаний, информации, необходимой для его будущей успешной деятельности.
Однако научно-технический и социальный прогресс, все возрастающие темпы роста объемов новой информации, существенно уменьшают долю знаний, получаемых в школе, по отношению к информации, которая реально будет необходима человеку в будущем. Научить в школе «всему» невозможно, но попытаться максимально способствовать интеллектуальному развитию личности можно. Высокий уровень развития – это, прежде всего, способность к восприятию и усвоению новой информации, способность к самостоятельному поиску. Это то, что является необходимым условием для адаптации человека к изменяющимся обстоятельствам в обществе.
Известный психолог У. Глассер в результате своих исследований пришел к выводу, что мы усваиваем
10% от того, что читаем;
20% от того, что слышим;
30 % от того, что видим;
50 % от того, что слышим и видим;
70 % от того, что обсуждаем;
80 % от того, что пережили;
90 % от того, чему научили других.
О том же гласит и старинная китайская пословица: «Слышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял».
Можно сообщить детям те или иные знания, заставив их читать, слушать, смотреть, запоминать. Но, чтобы эти знания закрепились не механически, ребенок должен их «пропустить через себя».
Информацию можно представить в различной форме:
— В знаковой письменной
• Текст
• Символ
• Алгоритм
• Таблица
• График, диаграмма
• Изображение
— В виде жестов или сигналов
—Устной словесной
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки, но совершенно очевидно, что комплексное использование данных форм позволяет решить одну из важнейших задач современной школы — адаптации ученика в постоянно расширяющемся информационном пространстве. Умение воспринимать и представлять одну и ту же информацию в разных знаковых системах позволяет ученику не только полноценно усваивать знания в отдельных областях, связывать их с другими сферами познавательной и практической деятельности, но и осознавать новую информацию не только как внешний фактор, а составную часть своей личности.
Рассмотрим несколько примеров различных форм представления одно и той же информации.

1) 6 класс. Учимся анализировать условие задачи на части.
(Задача №63 из учебника Математика 6 кл. под ред. Г.В. Дорофеева).
В книге 75 страниц. В первый день ученик прочитал всей книги, во второй - остатка. Сколько страниц ему осталось прочитать?

Форма представления информации Наполнение содержанием
Устная словесная Учитель вслух читает условие задачи. Ученик слушает.
Текст Ученик сам читает условие задачи.
Текст с измененной структурой Краткая запись условия.
Всего – 75 стр.
1-й день – 3/5 всей книги
2-й день - 2/5 остатка
Осталось -?

Таблица
ДеньКол-во страницЧасти
1-ый3/5
2-ой2/5 остатка
Всего75



Диаграмма



синий круг.jpg75 стр.








Рис.1

Изображение
Рис.2                               
1-й день

синияя формула.jpg







Рис.3
2-й день

другая формула.jpg




2) 8 класс. Учимся структурировать доказательство теоремы, представленное в тексте учебника.

Теорема Пифагора.

Предлагаем ученикам прочитать теорему в учебнике, сделать чертеж, записать в тетради условие теоремы в терминах «дано-доказать» с использованием символов, структурировать доказательство, составив пошаговую схему.
Рис.4
голубая схема.jpg

















Озвучить доказательство по составленному опорному конспекту.
3) 5 класс. Представление информации с помощью таблиц, графиков и диаграмм.

Дневник наблюдений за температурой воздуха в 17.00 в течение 14 дней.

Таблица
День1234567891011121314
t01523171811131516161110131418



Столбчатая диаграмма
график1.jpg
Рис.6


График
график2.jpg
Рис.7



Литература

1. Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. А 44 Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ.ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2005. — 290 с.
2. Учебник «Математика 6» ,Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф.,Суворова С.Б. и др.; под ред. ,Дорофеева Г.В., Шарыгина И.Ф.─М.; Просвещение,2006.
3. Учебник «Геометрия 7-9», Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. ─М.; Просвещение,2006.





Поделиться: