Поиск по сайту

Игры с песком в работе с детьми с расстройством аутистического спектра


Авторcтво: Колосова Наталья Валерьевна, Нифталиева Ситтига Вагидовна, Константинова Ирина, воспитатели ГБДОУ детский сад № 134 Выборгского района Санкт-Петербурга


    Нарушения сферы коммуникации, искажение процессов эмоционального реагирования, своеобразие мотивационно-волевой и когнитивной сфер у детей с расстройствами аутистического спектра требуют гибкого подхода в системе комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Одним из методов, позволяющим решить целый комплекс задач, является игры с песком.

   Использование игр с песком способствует:

— стабилизации эмоционального состояния ребенка;

 — развитию навыков коммуникации;

— развитию восприятия (зрительного, тактильного, слухового);

— развитию внимания, мышления, речи, памяти, воображения;

— развитию зрительно-моторной координации и мелкой моторики.

    Для игр с песком мы используем следующее оборудование: ящик с сухим песком и ящик с мокрым песком; различные приспособления и предметы (лопатки, совки, емкости разных размеров и объемов, воронки, мельницы, кисточки, палочки и т.д.); миниатюрные фигурки (люди, животные, машины, дома, предметы быта, деревья, цветы, инструменты и т.д.); емкости с цветным песком; световой стол для рисования песком.

Занятия с сухим и мокрым песком

   В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) песок может использоваться с целью психо-профилактики и психокоррекции, а также игры с песком эффективно применяются для снижения стрессовых переживаний в период адаптации ребенка к образовательному учреждению (детскому саду). В спонтанных и специально организованных занятиях происходит высвобождение психического напряжения ребенка, которое может накапливаться в течение дня и быть причиной эмоциональной нестабильности, повышенной возбудимости и даже агрессии. Взаимодействуя с взрослым и сверстниками в песочнице, аутичный ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения, что существенно повышает его адаптационный потенциал.

Каждое занятие мы начинаем с ритуала приветствия и завершать ритуалом прощания. Например, воспитатель может попросить ребенка «поздороваться» и «попрощаться» с песком, дотронувшись до него (варианты: коснуться всей ладонью – внутренней, затем тыльной стороной; пальцами одной руки, затем пальцами другой руки, потом всеми пальцами одновременно; сжать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу).

 Примеры развивающих игр с сухим и мокрым песком, которые показали свою эффективность в работе с аутичными детьми.

Для релаксации:

– опускать руки в песок и совершать ими различные движения (в том числе под музыку).

–  сыпать песок из кулака в песочницу, на ладонь педагога, на свою ладонь («песочный дождь»);

Для развития тактильной чувствительности, зрительного и слухового восприятия:

– скользить пальцами и ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейка, санки и др.);

– делать на сухом и мокром песке отпечатки ладонями рук (внутренней и внешней стороной, ребрами ладоней), кулаками, костяшками кистей рук;

– «поиграть» по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера;

– делать на мокром песке при помощи формочек объемные отпечатки, а затем угадывать, что получилось;

–  слушать звуки от пересыпания песка.

Для развития мелкой моторики и предметно-практической деятельности:

– игры с имитацией различных движений («Идут медвежата» - кулаками и ладонями с силой надавливать на песок; «Ползут змейки» - расслабленными/напряженными пальцами рук делать поверхность песка волнистой; «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «Бегут жучки-паучки» - двигать всеми пальцами, имитируя движения насекомых);

– пересыпать песок в разные емкости различными предметами-орудиями,

–  прятать в песке разные предметы и игрушки, а затем искать их при помощи рук и пальцев, использовать палочки, кисточки;

–  строить из песка горки;

– рисовать на песке пальцами и кисточкой фигуры, предметы, узоры.

Занятия с цветным песком

Цветной песок имеет дополнительные преимущества по сравнению с сухим и мокрым песком. В основном, это объясняется мощным воздействием цвета на настроение и психоэмоциональный тонус.

Процесс рисования цветным песком прост и приятен, не требует специальных знаний и навыков. Он состоит в том, что с листов-основ отрывается защитный слой и на клеящуюся поверхность в произвольном порядке (по кругу, дорожками и т.д.) щепотью насыпается песок. В процессе работы ребенок может выбрать цвета, которые ему наиболее приятны в данный момент, что является способом «отыгрывания» эмоций. В том случае, если мелкая моторика ребенка не позволяет ему аккуратно сыпать песок на лист-основу или у ребенка наблюдается «застревание» на одном цвете, можно использовать метод «рука в руке».

Существенным преимуществом рисования цветным песком является то, что его конечный результат – всегда сюрприз. Кроме того, готовые работы практически всегда получаются яркими и красивыми, что позволяет укрепить позитивную самооценку и уверенность в себе, а также избежать реакции ожидания неудачи.

Рисование на песке с использованием светового стола

       Рисование на песке с использованием светового стола стало крайне популярным в последнее время. Прежде чем приступить к более подробному рассмотрению преимуществ данной техники в работе с аутичными детьми, важно провести различия между понятиями «песочная анимация» и «рисование на песке (песком)».

       Рисование песком часто проводится под музыку, а световые столы излучают не только свет, но и мягкое тепло. Все это позволяет задействовать зрительную, слуховую и тактильную сенсорные системы, быстро погружая ребенка или взрослого в творческий процесс. При соответствующей подготовке (обработке рук тальком) песок, как правило, не липнет к рукам, а соответственно не создает для ребенка дискомфортных ощущений. В том случае, если они все-таки возникают, можно использовать дополнительное оборудование (например, сухие кисти разных размеров). Рисование песком не предполагает длительного ожидания (например, когда работа высохнет, как в случае рисования красками). Благодаря пластичности материала в изображения можно постоянно вносить изменения, добавляя и убирая детали. Рисование снимает эмоциональное напряжение, дает толчок к творческому самовыражению, развитию воображения. Рисование двумя руками хорошо влияет на развитие межполушарных связей. Занятия способствуют раскрепощению, развитию творческого потенциала, фантазии каждого ребенка.

       Проведение развивающих игр с песком с аутичными детьми требует соблюдения ряда правил: на начальном этапе при знакомстве ребенка с песком следует избегать жесткой структуры занятия. В зависимости от ситуации, эмоционального состояния и интересов ребенка можно продлить этап спонтанной игры в песке, даже если это стереотипные манипуляции. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в ситуации.

      Сначала педагог показывает способы действия с песком, а затем вместе с ребенком, «рука в руке» повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции. На первых занятиях ребенку важно освоить простой набор действий с песком с помощью рук. Затем можно использовать различные приспособления (лопатки, грабли, емкости для пересыпания, кисточки для рисования и т.д.), а также игрушки (фигурки животных и т.д.). Не стоит показывать ребенку сразу весь набор игрового материала. Важно внимательно следить за эмоциональной реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или утомления занятие необходимо завершить.

Позитивными результатами использования игр с песком в работе с аутичными детьми дошкольного возраста являются:

-          Развитие интереса к окружающему миру и увеличение потребности ребенка узнавать новое, экспериментировать и действовать самостоятельно;

-          Развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации;

-          Снижение психоэмоциональной напряженности;

-          Совершенствование предметно-игровой деятельности;

-          Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и мелкой моторики.

Резюмируя, можно подчеркнуть следующее:

   Игры с песком подходят для детей дошкольного возраста с различными трудностями, включая страхи и тревоги, эмоциональные проблемы с поведением. Игры с песком и миниатюрными фигурками повышает самооценку ребенка, а также развивают мелкую моторику. У ребенка укрепляется доверие к взрослым. С помощью игр ребенок может пережить свои страхи в игровой форме, что помогает ему постепенно освободиться от них.

    Суть игр с песком в предоставлении ребенку свободы самовыражения своих эмоций через творчество. Используя песок и фигурки у ребенка происходит выражение чувств и переживаний, создание собственного мира. Песок позволяет ребенку развивать свои тактильные ощущения и координацию движений. Ребенок должен сосредоточиться на своей игре и на том, что он делает. Это помогает ребенку развивать свои когнитивные способности. Песок и фигурки позволяют ребенку выразить свои чувства и переживания без слов. Это особенно важно для детей, которые еще не научились выражать свои эмоции вербально.   

Литература

        1. Мальцева Н.А. Песочная терапия в работе с особым ребенком// Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Научно-практический сборник. Вып. 8. М.: Теревинф, 2014. С. 120 - 125.

        2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным оборудованием. СПб.: Союз, 2005. 160 с.

        3. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (адаптированный перевод с англ.). М.: ИНТ, 2010. 94 с.

        4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2007. 136 с.

        5. Грабенко Т.М. Игры с песком, или песочная терапия// Дошкольная педагогика. № 5. 2004. С. 26 - 29.

        6. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: 2006. 176 с.

        7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2002. 224 с.

        8. Аромштам М. Игры влажном песке// Дошкольное образование. № 12. 2006.  С. 6 - 9.

9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. СПб.: Речь, 2010. 208 с.

Поделиться: