Поиск по сайту

Возможности проектной деятельности для всестороннего развития, воспитания и обучения учащихся английскому языку


Авторcтво: Климкова Мария Ивановна, Шумилова Мария Игоревна, учителя, педагоги дополнительного образования ГБОУ школы №469 Выборгского района Санкт-Петербурга


       Проектная деятельность открывает двери к новым знаниям и навыкам, превращая обучение в увлекательное приключение. Это не просто способ изучения предмета, но и мощный инструмент для всестороннего развития учащихся. Мы рассматриваем проектную деятельность не только как путь обогащения процесса изучения английского языка, как для учителя, так и для обучающихся, но и как способ, стимулирующий развитие языковых навыков и личностный рост.

       Учебный проект - учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

       Работая на протяжении многих лет в качестве руководителей индивидуальных итоговых проектов (ИИП), мы с уверенностью можем утверждать, что проектная деятельность создает уникальные возможности для практического применения знаний. Она не только развивает навыки общения, но и помогает лучше понять культуру стран, где этот язык является основным. Проекты позволяют интегрировать языковую практику с творчеством, что делает обучение более запоминающимся и интересным, является очень хорошим опытом для следующей ступени обучения и залогом успешной адаптации в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях. Безусловно проектная деятельность развивает критическое мышление. Учащиеся сталкиваются с задачами, требующими анализа и поиска решений. Такой подход помогает развивать аналитические навыки, которые пригодятся в любой области жизни. Кроме того, работая над проектами мы пополняем наглядно-методическую базу нашего методического объединения. Наши проекты актуальны, многие выполняются по запросу, имеют высокую практическую значимость, используются коллегами на уроках и также многие из них получили высокую оценку на конкурсах различного уровня, например, таких как: всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», всероссийская научно-практическая конференция «Многоликий Петербург» городской конкурс проектных и исследовательских работ по иностранным языкам «Страны в свете диалога культур».

      Опытным путем мы пришли к алгоритму работы над ИИП, который состоит из 8 шагов:

1. Выбор формата работы.

На первом этапе мы определяем формат работы – исследование или проект.

2. Определяем результат проекта – продукт.

      Важно в самом начале пути понимать цель и результат, к которому мы идём. Как показывает практика, в процессе работы над проектом продукт может измениться. Очень часто мы на этапе апробации понимаем, что какие-то моменты были не учтены.

3. Создаём паспорт проекта.

Паспорт позволяет систематизировать и структурировать работу, определить задачи, сроки, конкретизировать цель. Паспорт своего рода маршрутный лист.

4. Оформляем план проекта.

План проекта представляет собой расширение паспорта, более тщательную проработку каждого шага с учетом временных рамок и возможностей материально-технической базы.

5. Проектирование.

Работа с теоретической составляющей проекта – изучение вопроса с использованием проверенных источников. Сбор, синтез, анализ и систематизация информации - создание теоретической базы и обоснования проекта.

6. Оформление проекта.

Непосредственно проектирование проекта: формат, дизайн, наполнение, способы распространения.

7. Подготовка речи к защите проекта. Формирование навыков публичного выступления.

Защита проекта и непосредственно речь – это очень важная составляющая работы над проектом. Умение представить продукт, над которым учащиеся работали один или два года, актуальность и этапы работы над ним с учетом ограниченного времени (5-7 минут) безусловно очень важно. Публичное выступление может вызывать волнение и тревогу. Многие ошибочно полагают, что страх перед выступлением на публике возникает только у стеснительных и робких людей, но на самом деле это не так. Многие проходят через подобные переживания. Грамотно подобранные упражнения на дыхание, на снятие напряжение, на развитие ораторских и актерских способностей помогают учащимся справиться с волнением и представить свой продукт при публичной защите на высоком уровне.

8. Создание презентации.

Заключительным этапом работы над проектом является создание презентации, которая не должна быть перегружена текстом, но при этом наглядно отображать цель, задачи, этапы, иными словами всю проделанную работу.

        Мы можем смело утверждать, что проектная деятельность имеет значительные возможности для всестороннего развития, воспитания и обучения учащихся английскому языку:

1. Развитие коммуникативных навыков. В процессе работы над проектом учащиеся учатся работать с английскими текстами, вести поиск необходимой информации, анализировать и обобщать её, вести дискуссию по теме проекта, отстаивать собственную точку зрения, слушать и слышать собеседников [4]. 

2. Формирование исследовательских умений. Учащиеся развивают свои исследовательские умения, в том числе выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т. Д [2].

3. Развитие аналитического мышления. Проектная деятельность позволяет сосредоточиться на проблеме, а не на самом языке, что помогает учащимся самостоятельно выделять проблему, формулировать гипотезу её решения, планировать возможные варианты решения проблемы, делать выводы, анализировать полученные результаты на иностранном языке [3]. 

4. Развитие личностных качеств. Наряду с языковыми знаниями и умениями, учащиеся развивают такие качества, как коммуникабельность, ответственность, дисциплина, толерантность, умение работать в команде, креативность, умение управлять временем [4]. 

5. Формирование целостной картины мира. Проектная деятельность способствует развитию языковых навыков, усвоению знаний через аутентичные материалы, формированию целостной картины мира [2]. 

6. Индивидуальный подход. Проектная методика позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его личные потребности, способности и стремления [1]. 

7. Создание «ситуации успеха» для каждого участника процесса работы над ИИП.

8. Обучение анализу, сравнению, отбору самой важной и занимательной информации. [1]

Хотим отметить, что непосредственно для учителя можно обозначить ряд подводных камней, с которыми можно столкнуться в работе над проектами:

1. Дополнительная нагрузка, что увеличивает риски выгорания.

2. Ограниченность материально-технической базы образовательного учреждения.

3. Риск неудачи и демотивация, в том случае, когда результат не оправдывает ожидания.

4. Не проработанность четких критериев оценки ИИП, создающая риски разночтения и явную привязку к эмоциональной составляющей и восприятию оценивающего.

С другой стороны, наша многолетняя работа в качестве руководителей имеет плюсы и даёт свои плоды:

1. Профессиональный рост, расширение кругозора и самореализация.

2. Возможность лучше понять ученика, его мировоззрение, интересы и проблемы.

3. Пополнение копилки дидактических и методических средств обучения современными и интересными для детей пособиями разных форматов:

- печатные (обучающие книги с картинками, сценарии английских праздников, учебные пособия по развитию лексико-грамматических навыков);

- электронные образовательные ресурсы (сборник речевых разминок по звукам английского алфавита для младшего, среднего и старшего возраста; тренажёры по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку);

- аудиовизуальные (обучающие видеоролики для изучения английского языка);

- наглядные плоскостные (наглядные пособия; карточки для изучения английского алфавита; настольная диалоговая игра “Chit-Chat”; пособия по обучению чтению на английском языке).

4. Успехи и достижения выпускников, для которых ИИП становится ступенькой к успешной адаптации в высших и средних образовательных учреждениях. А для кого-то ключевым этапом в жизни, способствовавшим выбору будущей профессии.

        Таким образом, использование проектного метода в обучении английскому языку позволяет сделать учебный процесс более интересным и разнообразным, отвечающим современным запросам. Проектная деятельность может обогатить процесс изучения английского языка. Она не только развивает языковые навыки, но и формирует личностные качества, необходимые для успешного общения и взаимодействия в обществе. Важно использовать эти возможности, чтобы учащиеся становились не только хорошими специалистами, но и разносторонними личностями. Применение проектного подхода в обучении может изменить жизнь учащихся и учителей к лучшему, открывая перед ними новые горизонты.

 

Источники

1. https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2018/03/04/primenenie-proektnoy-metodiki-na-urokah-angliyskogo-yazyka-v-sfere   - Галушкина Г.С.. Применение проектной методики на уроках английского языка в сфере реализации ФГОС.- Образовательная социальная сеть nsportal.ru. (дата обращения 10.04.2025)

2.http://edu.mari.ru/mio/DocLib42/Проектная%20деятельность%20в%20обучении%20английскому%20языку_Еропова%20ИА.pdf - Еропова И.А. Проектная деятельность в обучении английскому языку как средство реализации обновленных ФГОС общего образования. Методическая разработка. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2023. – 50 с (дата обращения: 10.04.2025)

3. https://moluch.ru/archive/485/106128/ - Муллаголова, Э. Ш. Использование метода проектов на уроках английского языка в современной школе / Э. Ш. Муллаголова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 38 (485). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/485/106128/ (дата обращения: 11.04.2025).

4. https://solncesvet.ru/conf_cat/опыт-применения-перспективных-техно/proektnaya-deyatelnost-na-urokah-angliys.14032961430/   - Смирнова Н. А. Проектная деятельность на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС 2022. Работа №304995 (дата обращения: 11.04.2025).


Поделиться: