|
Авторcтво: Журова Оксана Геннадьевна, Дьяченко Алина Витальевна, воспитатели ГБДОУ детского сада №34 Выборгского района Санкт-Петербург |
Аннотация
Статья представляет собой руководство по организации комплексной работы с родителями в период адаптации детей ясельного возраста. Её материалы могут служить основой для разработки локальных нормативных актов, методических рекомендаций и практических материалов для дошкольных учреждений.
Материалы исследования могут быть использованы руководителями дошкольных учреждений, педагогами, психологами, а также специалистами, занимающимися вопросами дошкольного образования и семейного воспитания.
Работа имеет междисциплинарный характер и объединяет знания из области педагогики, психологии, социологии и менеджмента образовательных учреждений, что делает её особенно ценной для комплексного решения задач адаптации детей ясельного возраста.
Введение
Адаптация детей ясельного возраста к дошкольному учреждению – это сложный процесс, требующий комплексного подхода.
Комфортный психологический климат – это системная характеристика образовательной среды, которая формируется под влиянием многих факторов и требует целенаправленной работы всех участников образовательного процесса. Создание такой среды помогает не только эффективному обучению и развитию детей, но и формированию у них важных социальных навыков и эмоциональной стабильности.
Важно помнить, что психологический климат – это непостоянное явление, которое требует должного внимания и коррекции. Только при условии комплексной работы над созданием и поддержанием благоприятной атмосферы можно достичь устойчивых позитивных результатов в развитии детей и успешном функционировании дошкольного учреждения в целом.
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты работы с родителями в период адаптации их детей к ясельной группе.
1. Теоретические основы адаптации
1.1. Понятие адаптации
· Биологический аспект
К биологическому аспекту относятся приспособление к физическим факторам окружающей среды, реакция организма на происходящие изменения. Говоря о детях ясельного возраста, биологический аспект адаптации имеет особенное значение, так как: организм ребенка более чувствителен к изменениям; иммунная система находится в процессе формирования; физиологические процессы более динамичны.
· Психологический аспект
Психологический аспект адаптации представляет собой систему психических процессов, направленных на адаптацию ребенка к новым социальным условиям и психологические изменения.
· Социально-педагогический аспект
Представляет собой сложный процесс. Социально-психологическая адаптация является базой для полноценного развития личности и успешной социализации ребенка в обществе. Стоит отметить, что этот алгоритм требует взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и специалистов, работающих с детьми. Только при условии системного подхода можно достичь позитивных результатов в социально-психологической адаптации детей ясельного возраста. [5, 35]
1.2. Возрастные особенности детей ясельного возраста
· Физическое развитие
· Психологические характеристики
· Особенности социализации
· Потребности и интересы
- Психолого-педагогическое сопровождение
2.1. Создание адаптационной среды
· Организация пространства группы (создание развивающей среды, которая обеспечивает полноценное развитие ребенка)
· Материально-техническое обеспечение (компьютеры, периферийные устройства (принтеры, сканеры), канцелярские принадлежности, нормативно-правовая документация, детская мебель (столы, стулья, кровати), игровое оборудование, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, аудио- и видеотехника, проекционное оборудование, костюмы и реквизит, демонстрационные материалы, аптечки первой помощи, санитарное оборудование, холодильное оборудование, моечное оборудование, кухонная посуда, стиральное оборудование, утюжильное оборудование)
· Развивающие зоны (центр ПДД (дорожные знаки, макеты перекрестков, игрушечный транспорт, центр пожарной безопасности (муляжи, обучающие плакаты, костюмы), центр сюжетно-ролевых игр (атрибуты для игр “Магазин”, “Больница”, “Семья”), уголок природы (комнатные растения, календарь погоды, инструменты для ухода), центр сенсорного развития (материалы разной текстуры, цвета, формы), книжный уголок (подборки книг по возрасту, иллюстрации, дидактические игры), центр речевого развития (логопедические игры, наглядные материалы), театральный уголок (кукольный театр, маски, костюмы),центр творчества (материалы для рисования, лепки, аппликации), музыкальный уголок (детские музыкальные инструменты, аудиозаписи), спортивный уголок (мячи, обручи, скакалки), зона подвижных игр (настольные игры с движением))
· Комфортный психологический климат (эмоциональное благополучие, социальное взаимодействие, принятие индивидуальности)
- Работа с родителями
3.1. Информационно-просветительская работа
· Родительские собрания
· Консультации специалистов
· Информационные стенды
· Раздаточные материалы
· Онлайн-взаимодействие
3.2. Практические рекомендации по режиму дня, питанию, гигиене, играм и занятиям
3.3. Психологическая поддержка, выражающаяся в групповых встречах, родительских клубах, индивидуальных беседах и мастер-классах
- Этапы адаптации
4.1. Подготовительный этап (знакомство с родителями, сбор информации, составление индивидуальных планов, подготовка документации)
4.2. Начальный этап (знакомство с группой, первые посещения, постепенное увеличение времени пребывания, мониторинг состояния)
4.3. Основной этап (закрепление положительных эмоций, формирование умений и навыков, социализация)
4.4. Заключительный этап (стабилизация поведения, формирование привычек, корректировка планов)
5. Рекомендации по преодолению трудностей
5.1. Типичные проблемы и способы их решения
· Плач при расставании. С этим поможет справиться создание поддерживающей среды, налаживание доверительного контакта с ребёнком.
· Нарушение сна. Данная проблема требует многоступенчатого подхода. В случае затруднений возможно привлечение нужного специалиста.
· Снижение аппетита. Если у ребенка плохой аппетит, не стоит заставлять его есть, полностью доедать все, что лежит в тарелке, следует создать в группе спокойную, комфортную обстановку. [4, 158]
· Агрессивное поведение. Для начала стоит разобраться в первопричине агрессии. После выяснения причины агрессивного поведения следует помочь ребенку научиться выражать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями более конструктивным образом.
Заключение
Успешная адаптация детей ясельного возраста возможна только при условии комплексного подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Работа с родителями является основополагающим фактором, определяющим эффективность адаптации.
Практические рекомендации:
- Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в месяц)
- Организация индивидуальных консультаций (по необходимости)
- Создание фотоальбомов группы
- Проведение совместных мероприятий
- Организация мастер-классов
- Создание библиотеки методической литературы
- Ведение онлайн-общения в мессенджерах
- Организация встреч со специалистами
Литература
- Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.: Просвещение, 2005. – 176 с.
- Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. – 304 с.
- Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
- Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 2003. – №3. – 104 с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. –
М.: Педобщество, 2003. – 240 с.
Поделиться: